Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Падчерица Пабло Пикассо планирует открыть музей,посвящённый художнику и его второй жене Жаклин Рок. Коллекция Катрин Ютен-Бле насчитывает более двух тысяч работ. В бывшем монастыре в городе Экс-ан-Прованс на юге Франции должна разместиться половина из них — больше,чем в музеях мастера в Париже,Антибе,Барселоне и Малаге.
Катрин Ютен-Бле — дочь Жаклин — унаследовал собрание произведений Пикассо после смерти матери. Она также владеет замком Вовенарг(или Вовенарт), где похоронены супруги.
Пабло Пикассо и Жаклин Рок приблизительно в 1957 году. Фото Дэвида Дугласа Дункана
The Art Newspaper сообщает,что городской совет Экс-ан-Прованса согласился продать Монастырь Проповедников и соседнюю церковь компании Madame Z,которой управляет Ютен-Бле,за 11,5 млн евро. При этом государственное агентство по недвижимости France Domaines оценило здания в 12,2 млн евро. Но чиновники считают,что скидка оправдана с учётом«интересов города» и прогнозируемой ежегодной посещаемости музея в полмиллиона человек. Мэр города,как и представители Ютен-Бле,не дали развёрнутых комментариев.
Слева: Пабло Пикассо,«Жаклин с цветами»(1954). Коллекция Катрин Ютен-Бле
Музей,который должен открыться к 2021 году,будет включать 1500 кв. метров выставочной площади — две трети для постоянной экспозиции и треть для временных выставок. В учреждении также будет размещён исследовательский центр Пикассо,публичные керамическая и гравюрная мастерские.
Монастырь Проповедников в Экс-ан-Провансе. Фото: nouvellespublications.com
По данным городского совета Экс-ан-Прованса,коллекция Катрин Ютен-Бле насчитывает свыше двух тысяч работ Пикассо,включая более тысячи картин,что делает её одним из крупнейших в мире собраний произведений мастера.
Названная«исключительной», эта коллекция особенно богата работами 1952 — 1973 годов,то есть периода отношений её матери с художником. Это около тысячи рисунков,а также керамика,скульптуры и фотографии,которые «прослеживают общую жизнь Жаклин и Пабло Пикассо», говорится в сообщении.
В то же время противники проекта беспокоятся о том,какое«экологическое воздействие» будет оказывать музей на городскую среду. Они говорят,что ежедневный предполагаемый поток в полторы тысячи посетителей может причинить ущерб соседним зданиям и требуют провести исследования влияний такого масштаба.
В свою очередь,Джени Коэн,эксперт по творчеству Пикассо и директор Музея искусств Флеминга в Университете Вермонта,приветствует планы по созданию нового музея. Она сказала,что большинство работ — особенно позднего периода — ранее не выставлялись и не публиковались.
Между тем,Метрополитен-музей в Нью-Йорке сохранит в своей коллекции шедевр Пабло Пикассо«Актёр». Картину требовала внучатая племянница бывшего владельца,бежавшего от нацистского режима в Германии. Но судья заявила,что истица не предоставила достаточных доказательств того,что её родственник Пауль Леффман продал работу«под принуждением».
Лорель Цукерман,наследница Леффмана,пыталась вернуть полотно,относящееся к «розовому периоду» Пикассо(1904 — 1905 годы), либо взыскать более 100 млн долларов компенсации за его утрату. Женщина утверждала,что её предки переехали из Германии в Италию в 1937 году,спасаясь от нацистов. А годом позже Пауль Леффман продал«Актёра» по заниженной цене двум арт-дилерам,чтобы семья могла бежать в Швейцарию от фашистского режима Бенито Муссолини,союзника Гитлера.
Судья отклонила претензии на том основании,что сделка состоялась «не по принуждению нацистского или фашистского правительств» и не из-за угроз со стороны покупателей,которые «подавили свободное волеизъявление» Леффмана.
Картину«Актёр» Метрополитен-музей получил в 1952 году в качестве пожертвования. На ней изображена высокая худая мужская фигура,жестикулирующая правой рукой. В описании на сайте учреждения она характеризуется как «простая,но запоминающаяся» работа,которая отмечает движение Пикассо к «миру акробатов и бродячих циркачей».
В январе 2010 года студентка-искусствовед потеряла равновесие и повредила картину. В результате в нижнем правом углу образовалась 15-сантиметровая прореха. Полотно отреставрировали за несколько недель.