войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Картины «четвёртого польского барда» впервые в этом веке представили в Кракове

Национальный музей в Кракове впервые в нынешнем столетии обратился к творчеству мастера, чьи произведения оставили значимый след как в облике города, так и всей польской культуры целом. К 110-летию со дня смерти великого поэта, живописца, драматурга, дизайнера и сценографа Станислава Выспяньского галерея представила около девятисот работ одного из родоначальников польского модерна.
Картины «четвёртого польского барда» впервые в этом веке представили в Кракове
Это крупнейшая экспозиция произведений Выспяньского в Польше с 2000 года.
Фрагмент экспозиции «Выспяньский» в Национальном музее в Кракове. Фото: krakow.naszemiasto.pl
Фрагмент экспозиции «Выспяньский» в Национальном музее в Кракове. Фото: krakow.naszemiasto.pl
Национальный музей в Кракове обладает самой полной и ценной коллекцией одного из самых важных, самобытных и ценимых польских художников конца XIX — начала XX веков. Станислава Выспяньского ставят в один ряд с такими европейским столпами модернизма, как Густав Климт, Альфонс Муха и Антонио Гауди. На родине же его неофициально называют «четвёртым польским бардом» наряду с Адамом Мицкевичем, Юлиушем Словацким и Зигмундом Красинским.
Станислав Выспяньский (1869 — 1907) родился в семье скульптора Франтишека Выспяньского, однако после

Станислав Выспяньский (1869 — 1907) родился в семье скульптора Франтишека Выспяньского, однако после смерти матери воспитывался в семье тётки. Первые уроки рисования ему преподал знаменитый живописец Ян Матейко. Позже юноша поступил в Краковскую школу изящных искусств, которая ныне стала академией, носящей имя его первого учителя.

В 1890 году 21-летний художник отправился в путешествие по Европе, а вернувшись в Краков, оказался вовлечён в модернистское движение. С тех пор его карьера была связана с родным городом — церквями и общественными зданиями, для которых Выспяньский разработал новаторские монументальные произведения. В частности, это детали интерьера и витражи для Францисканской церкви в Кракове, Вавельского собора и Дома медицинской ассоциации.

Слева: Станислав Выспяньский, «Аполлон. Дизайн витража» (1904). Национальный музей, Краков

Станислав Выспяньский умер в 1907 году в возрасте всего 37 лет. Сразу после его кончины был создан к


Станислав Выспяньский умер в 1907 году в возрасте всего 37 лет. Сразу после его кончины был создан комитет, чьей задачей был сбор произведений художника для Национального музея в Кракове. Ещё при жизни живописец подарил учреждению несколько своих работ, в частности, разработки витражей для Кафедрального собора.

На выставке сейчас представлены рисунки, сценографические и типографские эскизы, изысканная коллекция портретов и пейзажей — в основном, сделанных пастелью, которой художник виртуозно владел. Первые работы Выспяньского в этой технике датируются 1890-м и 1894 годами. Ещё во время учёбы в Париже выяснилось, что он страдает аллергией на цинковые белила. Это, среди прочего, одна из причин, по которой мастер начал рисовать пастелью.

Слева: Станислав Выспяньский, «Полония. Дизайн витража» (1894). Национальный музей, Краков

Художник изображал родных, друзей и коллег. Частыми героями зарисовок были четверо его детей в различных бытовых ситуациях. Станислав Выспяньский считал, что портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
является отражением момента. Он никогда не рисовал модель, но всегда — особую личность. Образы детей всегда исполнены с огромной нежностью и полны очарования, невинности и искренности. А в многочисленных автопортретах он всегда стремился передать отпечаток
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
пережитого опыта.
Краковские пейзажи, особенно виды Вавельского холма, передают любовь к родному городу и польской ист


Краковские пейзажи, особенно виды Вавельского холма, передают любовь к родному городу и польской истории. «Парк Планты на рассвете» (1904) — одна из немногих работ, выполненных маслом. Туманное утро с видом на замок Вавель — пример потрясающего мастерства, с которым художник захватывал и передавал атмосферу родного города. Кроме того, он сделал серию зарисовок Кургана Костюшко, который был виден из окна его мастерской. К тому времени из-за болезни мастер почти не выходил из дома, а потому много раз изображал этот ландшафт в разную погоду, в разное время суток и при различном освещении.

Слева: Станислав Выспяньский, «Зимний пейзаж с Курганом Костюшко» (1905). Национальный музей, Краков

Наряду с этими работами в ретроспективе представлены предметы мебели, ткани и другие объекты, созданные Выспяньским, а также его скульптуры, графические проекты, художественные книги и даже некоторые личные вещи.
  • Фрагмент ретроспективы «Выспяньский» в Национальном музее в Кракове. Фото: krakow.naszemiasto.pl
  • Фрагмент ретроспективы «Выспяньский» в Национальном музее в Кракове. Фото: krakow.naszemiasto.pl
Ретроспектива «Выспяньский» в Национальном музее в Кракове продлится до 20 января 2019 года.
Рекомендуемые работы
Светлана Макарова. Хранители
Хранители
2020, 60×80 см
Наталия Припутникова. Кувшинки
  • Реклама
Кувшинки
2021, 50×40 см
$103
Оригинал
Ганс Хайнер Бор. Контрабанда
  • Реклама
Контрабанда
2024, 130×180 см
€10
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Гитара
  • Реклама
Гитара
2020, 60×45 см
$223
Оригинал
Кенберг. らすのとまりけ
  • Реклама
らすのとまりけ
100×60 см
$2 050
Оригинал
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Национального музея в Кракове и ряда других источников. Главная иллюстрация: Станислав Выспяньский, «Эскиз головы девочки» (1895); Национальный музей, Краков