Станислав Выспяньский (1869 — 1907) родился в семье скульптора Франтишека Выспяньского, однако после смерти матери воспитывался в семье тётки. Первые уроки рисования ему преподал знаменитый живописец Ян Матейко. Позже юноша поступил в Краковскую школу изящных искусств, которая ныне стала академией, носящей имя его первого учителя.
В 1890 году 21-летний художник отправился в путешествие по Европе, а вернувшись в Краков, оказался вовлечён в модернистское движение. С тех пор его карьера была связана с родным городом — церквями и общественными зданиями, для которых Выспяньский разработал новаторские монументальные произведения. В частности, это детали интерьера и витражи для Францисканской церкви в Кракове, Вавельского собора и Дома медицинской ассоциации.
Слева: Станислав Выспяньский, «Аполлон. Дизайн витража» (1904). Национальный музей, Краков
Станислав Выспяньский умер в 1907 году в возрасте всего 37 лет. Сразу после его кончины был создан комитет, чьей задачей был сбор произведений художника для Национального музея в Кракове. Ещё при жизни живописец подарил учреждению несколько своих работ, в частности, разработки витражей для Кафедрального собора.
На выставке сейчас представлены рисунки, сценографические и типографские эскизы, изысканная коллекция портретов и пейзажей — в основном, сделанных пастелью, которой художник виртуозно владел. Первые работы Выспяньского в этой технике датируются 1890-м и 1894 годами. Ещё во время учёбы в Париже выяснилось, что он страдает аллергией на цинковые белила. Это, среди прочего, одна из причин, по которой мастер начал рисовать пастелью.
Слева: Станислав Выспяньский, «Полония. Дизайн витража» (1894). Национальный музей, Краков
Краковские пейзажи, особенно виды Вавельского холма, передают любовь к родному городу и польской истории. «Парк Планты на рассвете» (1904) — одна из немногих работ, выполненных маслом. Туманное утро с видом на замок Вавель — пример потрясающего мастерства, с которым художник захватывал и передавал атмосферу родного города. Кроме того, он сделал серию зарисовок Кургана Костюшко, который был виден из окна его мастерской. К тому времени из-за болезни мастер почти не выходил из дома, а потому много раз изображал этот ландшафт в разную погоду, в разное время суток и при различном освещении.
Слева: Станислав Выспяньский, «Зимний пейзаж с Курганом Костюшко» (1905). Национальный музей, Краков