войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Наследие русских авангардистов из легендарного собрания Харджиева показывают на выставке

Он дружил с Малевичем и Татлиным, Анна Ахматова посвятила ему несколько стихотворений… До конца января в московском фонде IN ARTIBUS продолжает работу масштабная исследовательская выставка «Архив Харджиева», организованная совместно с Российским государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ). Широкая аудитория впервые знакомится с наследием выдающихся русских авангардистов из знаменитого частного собрания писателя и историка Николая Харджиева.
Наследие русских авангардистов из легендарного собрания Харджиева показывают на выставке
В экспозиции — документальное и художественное наследие Велимира Хлебникова, Алексея Крученых, Владимира Татлина, Елены Гуро, Натальи Гончаровой и Ольги Розановой. Также в собрание вошли ранее неизвестные теоретические тексты Лазаря Лисицкого, Казимира Малевича, Михаила Матюшина и уникальные материалы, связанные с Витебском и УНОВИСом.
ЭЛЬ Лисицкий. Проун. 1920−1921. РГАЛИ
ЭЛЬ Лисицкий. Проун. 1920−1921. РГАЛИ
Выставка «Архив Харджиева» сенсационна не только из-за ценности представленного материала, но и из-за истории знаменитого архива. Благодаря нестандартным и отчасти спорным методам коллекционирования Николаю Ивановичу Харджиеву удалось спасти для истории русской культуры десятки уникальных материалов, ставших наглядным свидетельством бурного процесса творческих поисков 1910—1920-х годов. В его собрании сохранились не только живописные и графические произведения, но и редкие документы — черновики и рукописи, поэтические и художественные наброски, фотографии, автографы.
  • Николай Суетин. Пугала. 1929. Собрание Марины и Бориса Молчановых
  • Михаил Ларионов. Цветущая черемуха. Первая половина 1900-х Собрание Петра Авена
Николай Харджиев. 1940-е. Фото: Теодор Гриц. Источник фото: Российский государственный архив литерат
Николай Харджиев. 1940-е. Фото: Теодор Гриц. Источник фото: Российский государственный архив литературы и искусства
Как рассказывал Харджиев в одном из своих поздних интервью, «на меня наибольшее влияние оказывали художники, а не поэты и филологи. Больше всего в понимании искусства я обязан Малевичу. С Татлиным я тоже очень дружил, причём скрывал это от Малевича. Они были врагами, и мне приходилось скрывать от каждого из них то, что я общаюсь с другим. К счастью, один из них жил в Москве, a другой в Ленинграде».
Николай Харджиев был крупным и авторитетным специалистом по истории русского литературного авангарда: он издал и прокомментировал произведения Осипа Мандельштама, Велемира Хлебникова, Владимира Маяковского; много лет дружил с Анной Ахматовой, которая посвятила ему несколько стихотворений.
В залах выставки «Архив Харджиева». Источник фото: artinvestment.ru
В залах выставки «Архив Харджиева». Источник фото: artinvestment.ru
Несколько попыток Николая Харджиева выехать за рубеж вместе со всем своим архивом, который он собирал десятилетиями, заканчивались потерей ценных экспонатов, которые потом «всплывали» в солидных музейных и частных коллекциях. Только в 1993 году Харджиев и его супруга, художница Лидия Чага, переехали в Нидерланды.
Рекомендуемые художники
Кирилл Зданевич. Супрематическая декорация. 1925.
Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро
Кирилл Зданевич. Супрематическая декорация. 1925.

Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро
«В результате попытки Николая Ивановича вывезти художественную коллекцию и документальные материалы в Европу архив разделился на две основные части — ту, что была арестована на таможне в Москве и передана затем в РГАЛИ, и ту, что оказалась, в итоге, в Амстердаме. Историю об утрате ценной части документов, не оказавшейся ни в той, ни в другой частях, мы оставим в стороне, — рассказывает один из кураторов выставки Анна Корндорф. — Все документы, связанные с материалами художников, литераторов, деятелей культуры, открыты для исследователей и публикации. К ним в 2011 году добавилась возвращенная благодаря долгим переговорам „амстердамская часть“. Таким образом, архив не без серьезных утрат, но воссоединился в РГАЛИ. Именно этот объединенный архив и представляет наша выставка».
В начале 1960-х годов Харджиев путем невероятных ухищрений и усилий организовал цикл легендарных выставок в Музее Маяковского, которые впервые познакомили широкую публику с отечественным авангардом. На этих выставках впервые за многие годы были представлены картины Казимира Малевича, Владимира Татлина и Петра Филонова, Михаила Матюшина и Велемира Хлебникова, Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой.
Казимир Малевич и Николай Харджиев. Немчиновка, 1933. Российский государственный архив литературы и 













Казимир Малевич и Николай Харджиев. Немчиновка, 1933. Российский государственный архив литературы и искусства

Цикл экспозиций в Музее Маяковского можно по праву назвать началом международной славы русского авангарда; Харджиев в то время считался лучшим знатоком этого течения во всем мире. Как утверждал Роман Якобсон, «на редкость чуткий к языку пера и кисти, неотступно верный летописец русского культурного авангарда, неутомимый собиратель и бережный хранитель <…> Николай Иванович Харджиев вводит нас в самые тайники развития и взаимодействия живописи и поэзии «в боевом десятилетии 1907−1917».
Любовь Попова. Пространственно-силовое построение. 1921. 
Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро
Любовь Попова. Пространственно-силовое построение. 1921.
Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро
К открытию выставки фонд IN ARTIBUS совместно с РГАЛИ выпустили первый из трех запланированных томов документов из архива Николая Харджиева. Второй том документов выйдет в конце 2018 года, в, а 2019-м свет увидит третий том архива, в который войдут материалы из закрытых источников. Как известно, в 1990-е годы по распоряжению Николая Харджиева часть его архива, оставшаяся в России, была закрыта для исследователей. Сегодня Фонд IN ARTIBUS впервые делает доступным уникальное собрание документов, связанных с культурой начала ХХ века.
Кирилл Зданевич. Супрематическая декорация. 1925
Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро
Кирилл Зданевич. Супрематическая декорация. 1925
Собрание Валерия Дудакова и Марины Кашуро
Выставка «Архив Харджиева» работает до 30 января 2018 года
Рекомендуемые работы
Юрий Николаевич Савельев. Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
2024, 50×40 см
$44
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Улицы солнечной Тускании. Италия
  • Реклама
Улицы солнечной Тускании. Италия
2019, 30×24 см
$391
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$635
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Титульная иллюстрация: Любовь Попова. Пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
с красным домом. 1906. Собрание Ирины Правкиной (Москва). Иллюстрации: artinvestment.ru. При подготовке материала использованы пресс-релизы фонда IN ARTIBUS, РГАЛИ.