До 26 октября в нью-йоркском Метрополитен-музее проходит выставка «Наследие прерафаэлитов: британское искусство и дизайн», в которой представлены не только картины и графика Эдварда Берна-Джонса, Уильяма Морриса, Данте Габриэля Россетти, но и выдержанные в прерафаэлитской эстетике предметы мебели, текстиль, керамика, витражи
. А в итальянском Турине, во Дворце Киаблесе до 13 июля экспонируется выставка «Прерафаэлиты. Шедевры Tate Britain» — та самая, которая в рамках мирового турне побывала и в Москве, собирая очереди в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Интерес к прерафаэлитам в последнее время очевидно ажиотажен. Смотрим текущие выставки и пытаемся понять: за что мы их так любим?
Офелия
1852, 76.2×111.8 см
Прерафаэлиты в Турине: красавицы живые и мертвые
В Италию прибыли около 70 работ из коллекции Тейт. Это последняя остановка выставки перед возвращением на родину: экспозиция, кроме Москвы, уже посетила Вашингтон и Токио. Возглавляет навестившую теперь и Турин делегацию «Офелия» Миллеса — пожалуй, самое известное полотно Братства прерафаэлитов, а к тому же одна из лучших иллюстраций к Шекспиру.Кроме знаменитой утопленницы, на выставке предостаточно и красавиц в полном расцвете сил. Рыжеволосых, конечно же:
Дамы с медными волосами должны особенно прийтись по душе итальянской публике: ведь именно рыжим героиням с полотен итальянских классиков Возрождения подражали прерафаэлиты
.
Лука Беатриче, один из кураторов выставки, вспоминает, что прерафаэлиты — это еще и дополненная сочными красками готика , а потому ожидает увидеть среди посетителей экспозиции поклонников групп The Cure и Joy Division, фильмов Тима Бертона, одежды брендов Vivienne Westwood и Alexander McQueen.
Лука Беатриче, один из кураторов выставки, вспоминает, что прерафаэлиты — это еще и дополненная сочными красками готика , а потому ожидает увидеть среди посетителей экспозиции поклонников групп The Cure и Joy Division, фильмов Тима Бертона, одежды брендов Vivienne Westwood и Alexander McQueen.
Выставка в Метрополитен: прерафаэлиты вокруг нас
Леди Лилит (акварельная версия)
1867, 51.3×44 см
Первая красавицы выставки, проходящей в Метрополитен, — «Леди Лилит»: здесь выставляется акварельная версия знаменитого образа Россетти. А написанная маслом Лилит, к слову, обитает тоже в Америке — в Делаверском художественном музее, который недавно вынужден был продать одну из жемчужин своей обширной коллекции прерафаэлитов — «Изабеллу и горшок с базиликом», чем, впрочем, только подогрел и без того существенный интерес к творчеству британского братства.
О популярности «Лилит» красноречиво говорит тот факт, что ее копии можно встретить на корпусе айфона, а римейки — в модных глянцевых журналах (наш пример ниже — со страниц L’Officiel Thailand):
Кстати, о настольных играх — в прерафаэлитском контексте их можно увидеть не только на страницах модного глянца. На выставке в Метрополитен представлен изящный сосновый шкафчик, обтянутый кожей, на которую нанесена сценка, исполненная в соответствующей стилистике. В шкафчике — нарды. Произвела его фирма Уильяма Морриса, известного дизайнера-прерафаэлита, а роспись сделали Эдвард Берн-Джонс и Филипп Вэбб.
Прерафаэлиты
были такими страстными любителями красоты, что желали распространить ее и за пределы выставочных залов. А заодно они хотели воспроизвести суть средневекового ремесленничества — когда бытовые предметы производились вручную, позволяя ремесленнику подняться до уровня творца. В мастерских Уильяма Морриса, с которым сотрудничали многие художники-прерафаэлиты, вес производилось без использования машин.
На выставке в Нью-Йорке есть также работы известного керамиста Уильяма де Моргана, который считал, что формировать в человеке духовность и культуру можно с помощь простейших бытовых вещей — вроде вот этих тарелок из Метрополитен:
На выставке в Нью-Йорке есть также работы известного керамиста Уильяма де Моргана, который считал, что формировать в человеке духовность и культуру можно с помощь простейших бытовых вещей — вроде вот этих тарелок из Метрополитен:
А вот гобелен, сработанный в свое время фирмой Морриса: теперь гости выставки смотрят на него с почтением, подходящим для иконы:
Выставка в Метрополитен вышла очень музыкальной. На арфе тут играют не только златокудрые ангелы с гобелена, но и героиня еще одного звездного прерафаэлитского шедевра — «Песни любви»:
Песнь любви
1877, 114.3×155.9 см
Заглавное фото в материале — «Аурелия» Россетти.