Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Одна из самых значительных в Европе экспозиций нынешней осени проходит в римском Палаццо Барберини. Ретроспектива«Арчимбольдо» впервые представляет около двадцати из ста сохранившихся картин одного из главных художников Высокого Возрождения. Музеи и институты,владеющие работами Джузеппе Арчимбольдо,одалживают их с большой неохотой. А потому увидеть пятую часть его сохранившегося наследия — это шанс,который выпадает лишь раз в жизни.
«Смешные картины» Арчимбольдо,вновь открытые в 30-е годы XX века,стали культовыми последователей дадаизма и сюрреализма,а самого художника назвали предтечей этих движений.
Джузеппе Арчимбольди, известный как Арчимбольдо(1526 или 1527 — 1593), получил первое художественное образование в мастерской своего отца Бьяджо в Милане. Уже в возрасте 21 года он начал создавать витражи и фрески для городского кафедрального собора. В 1562 году признанного художника пригласил ко двору император Священной Римской империи Фердинанд I Габсбург. Затем Арчимбольдо служил его сыну Максимилиану II и внуку Рудольфу II в Вене и в Праге. Он был не только придворным живописцем,но и декоратором,создателем костюмов и организатором празднеств.
Джузеппе Арчимбольдо, «Четыре элемента. Земля» (1570). The Princely Collections, Вена
Джузеппе Арчимбольдо, «Четыре элемента. Вода» (1566). Музей истории искусств, Вена
Традиционные работы Арчимбольдо на религиозную тематику не сохранились. Но его«композиционные головы» из овощей,растений,фруктов,морских существ и корней деревьев,восхищавшие современников,вызывают восторг и сегодня. Курфюрст Август Саксонский,побывавший в Вене в 1570 и 1573 годах,заказал себе копию«Четырёх сезонов»(«Времён года»), куда были включены его монархические символы.
Издали эти натюрморты похожи на обычные портреты. Но фактически это помещённые рядом и перекрывающие друг друга предметы,которые напоминают анатомические формы человека. Объекты Арчимбольдо выбирал не случайно,каждый из них связан с определённой характеристикой персонажа. Так,в картине«Библиотекарь» он использовал вещи,ассоциирующиеся с книжной культурой. Например,занавесом разделяли комнаты для изучения книг в библиотеках,а хвостами животных,из которых состоит борода на портрете,смахивали пыль. Некоторые учёные утверждали,что художник высмеял их образованность.
Слева: Джузеппе Арчимбольдо,«Библиотекарь»(1566). Замок Скоклостер,Швеция
Но искусствоведы полагают,что Арчимбольдо критиковал богачей,которые собирают книги лишь для украшения,а не для чтения.
Эксперты не могут прийти к единому мнению,были ли картины Арчимбольдо лишь причудами или продуктом больного воображения. Но,учитывая увлечение загадками,головоломками и странностями в эпоху Возрождения(взять,например,гротескные головы Леонардо да Винчи), большинство склонны считать,что художник находился в здравом уме и лишь потакал вкусам своего времени.
Арчимбольдо скончался в Милане,куда вернулся из Праги после выхода на пенсию. В 1590 году,на последнем этапе своей карьеры,он создал композицию«Четыре сезона в одном портрете», а также«Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». За последнюю картину император пожаловал художнику титул пфальцграфа — редчайший случай в те времена.
Сейчас картины Джузеппе Арчимбольдо можно найти музеях Вены,Инсбрука и Мадрида,парижском Лувре и Галерее Уффици,в Швеции и США.
Фрагмент экспозиции«Арчимбольдо» в римском Палаццо Барберини. Фото via euroma2. it
Маршрут ретроспективы в Палаццо Барберини начинается с раздела,посвящённого Милану,где вырос Арчимбольдо. В следующих залах представлено его творчество в Вене и Праге как портретиста при Габсбургском дворе. Тут можно увидеть изображение эрцгерцогини Анны,эскизы для торжеств и олицетворение«Четырёх сезонов» в диалоге с «Четырьмя элементами».
Далее идут так называемые«поворотные(или обратимые) головы» — это натюрморты,которые превращаются в портреты при повороте на 180 градусов. Одна из таких композиций — «Огородник», который превращается в «Натюрморт с луком и овощами».
«На самом деле эти картины — серьёзная риторическая игра,своего рода вызов интеллекту зрителя», — считает Фламина Дженнари Сантори,директор Национальной галереи древнего искусства в Риме.
Джузеппе Арчимбольдо, «Огородник (Натюрморт с луком и овощами)», 1590. Пинакотека Городского музея Кремоны
Джузеппе Арчимбольдо, «Натюрморт с луком и овощами (Огородник)», 1590. Пинакотека Городского музея Кремоны