войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Крупнейшую выставку «смешных картин» Арчимбольдо собрали в Риме

Одна из самых значительных в Европе экспозиций нынешней осени проходит в римском Палаццо Барберини. Ретроспектива «Арчимбольдо» впервые представляет около двадцати из ста сохранившихся картин одного из главных художников Высокого Возрождения. Музеи и институты, владеющие работами Джузеппе Арчимбольдо, одалживают их с большой неохотой. А потому увидеть пятую часть его сохранившегося наследия — это шанс, который выпадает лишь раз в жизни.
Крупнейшую выставку «смешных картин» Арчимбольдо собрали в Риме
«Смешные картины» Арчимбольдо, вновь открытые в 30-е годы XX века, стали культовыми последователей дадаизма и сюрреализма, а самого художника назвали предтечей этих движений.
Джузеппе Арчимбольди, известный как Арчимбольдо (1526 или 1527 — 1593), получил первое художественно


Джузеппе Арчимбольди
, известный как Арчимбольдо (1526 или 1527 — 1593), получил первое художественное образование в мастерской своего отца Бьяджо в Милане. Уже в возрасте 21 года он начал создавать витражи и фрески для городского кафедрального собора. В 1562 году признанного художника пригласил ко двору император Священной Римской империи Фердинанд I Габсбург. Затем Арчимбольдо служил его сыну Максимилиану II и внуку Рудольфу II в Вене и в Праге. Он был не только придворным живописцем, но и декоратором, создателем костюмов и организатором празднеств.

Слева: Джузеппе Арчимбольдо, «Автопортрет» (1575). Национальная галерея, Прага

  • Джузеппе Арчимбольдо, «Четыре элемента. Земля» (1570). The Princely Collections, Вена
  • Джузеппе Арчимбольдо, «Четыре элемента. Вода» (1566). Музей истории искусств, Вена
Традиционные работы Арчимбольдо на религиозную тематику не сохранились. Но его «композиционные головы» из овощей, растений, фруктов, морских существ и корней деревьев, восхищавшие современников, вызывают восторг и сегодня. Курфюрст Август Саксонский, побывавший в Вене в 1570 и 1573 годах, заказал себе копию «Четырёх сезонов» («Времён года»), куда были включены его монархические символы.

Издали эти натюрморты похожи на обычные портреты. Но фактически это помещённые рядом и перекрывающие


Издали эти натюрморты похожи на обычные портреты. Но фактически это помещённые рядом и перекрывающие друг друга предметы, которые напоминают анатомические формы человека. Объекты Арчимбольдо выбирал не случайно, каждый из них связан с определённой характеристикой персонажа. Так, в картине «Библиотекарь» он использовал вещи, ассоциирующиеся с книжной культурой. Например, занавесом разделяли комнаты для изучения книг в библиотеках, а хвостами животных, из которых состоит борода на портрете, смахивали пыль. Некоторые учёные утверждали, что художник высмеял их образованность.

Слева: Джузеппе Арчимбольдо, «Библиотекарь» (1566). Замок Скоклостер, Швеция

Но искусствоведы полагают, что Арчимбольдо критиковал богачей, которые собирают книги лишь для украшения, а не для чтения.
Эксперты не могут прийти к единому мнению, были ли картины Арчимбольдо лишь причудами или продуктом больного воображения. Но, учитывая увлечение загадками, головоломками и странностями в эпоху Возрождения (взять, например, гротескные головы Леонардо да Винчи), большинство склонны считать, что художник находился в здравом уме и лишь потакал вкусам своего времени.

Арчимбольдо скончался в Милане, куда вернулся из Праги после выхода на пенсию. В 1590 году, на последнем этапе своей карьеры, он создал композицию «Четыре сезона в одном портрете», а также «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». За последнюю картину император пожаловал художнику титул пфальцграфа — редчайший случай в те времена.
  • Джузеппе Арчимбольдо, «Четыре сезона. Лето» (1566). Художественная галерея, Денвер
  • Джузеппе Арчимбольдо, «Четыре сезона. Осень» (1566). Художественная галерея, Денвер
Сейчас картины Джузеппе Арчимбольдо можно найти музеях Вены, Инсбрука и Мадрида, парижском Лувре и Галерее Уффици, в Швеции и США.
Фрагмент экспозиции «Арчимбольдо» в римском Палаццо Барберини. Фото via euroma2. it
Фрагмент экспозиции «Арчимбольдо» в римском Палаццо Барберини. Фото via euroma2. it
Маршрут ретроспективы в Палаццо Барберини начинается с раздела, посвящённого Милану, где вырос Арчимбольдо. В следующих залах представлено его творчество в Вене и Праге как портретиста при Габсбургском дворе. Тут можно увидеть изображение эрцгерцогини Анны, эскизы для торжеств и олицетворение «Четырёх сезонов» в диалоге с «Четырьмя элементами».
Далее идут так называемые «поворотные (или обратимые) головы» — это натюрморты, которые превращаются в портреты при повороте на 180 градусов. Одна из таких композиций — «Огородник», который превращается в «Натюрморт с луком и овощами».

«На самом деле эти картины — серьёзная риторическая игра, своего рода вызов интеллекту зрителя», — считает Фламина Дженнари Сантори, директор Национальной галереи древнего искусства в Риме.
  • Джузеппе Арчимбольдо, «Огородник (Натюрморт с луком и овощами)», 1590. Пинакотека Городского музея Кремоны
  • Джузеппе Арчимбольдо, «Натюрморт с луком и овощами (Огородник)», 1590. Пинакотека Городского музея Кремоны
Ретроспектива «Арчимбольдо» в римском Палаццо Барберини продлится до 11 февраля 2018 года.
Рекомендуемые работы
Юрий Николаевич Савельев. Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
2024, 50×40 см
$44
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Улицы солнечной Тускании. Италия
  • Реклама
Улицы солнечной Тускании. Италия
2019, 30×24 см
$391
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$635
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Палаццо Барберини, Ansa.it и ряда других источников