войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Беспрецедентную ретроспективу Бернини открыла галерея Боргезе в Риме

Ни один художник не определил облик Рима XVII века так, как Джованни Лоренцо Бернини. Он работал при девяти папах и оставил неизгладимый след в Вечном городе. Вероятно, лучшее место, где можно оценить его талант и гениальность — галерея Боргезе в Риме, бывшая вилла его первого покровителя, кардинала Шипионе Боргезе. Такой уникальный шанс представляет экспозиция «Бернини», собравшая около 60-ти работ гениального архитектора и скульптора.
Беспрецедентную ретроспективу Бернини открыла галерея Боргезе в Риме
«Я не думаю, что когда-нибудь ещё будет [организована] такая полная выставка Бернини», — сказала Анна Колива, директор галереи Боргезе.
В 1620-х годах, согласно указанию кардинала, Джованни Лоренцо Бернини (1598 — 1680) создал четыре мо


В 1620-х годах, согласно указанию кардинала, Джованни Лоренцо Бернини (1598 — 1680) создал четыре монументальные группы для виллы. Среди них — впечатляющие «Похищение Прозерпины» и «Аполлон и Дафна», которые показывают, что скульптор резал мрамор настолько виртуозно, словно это было тесто.

Ценные экспонаты предоставили такие ведущие мировые галереи, как Лувр, Художественный музей округа Лос-Анджелес и Метрополитен-музей в Нью-Йорке.

Слева: Джованни Лоренцо Бернини, «Автопортрет» (1623). Галерея Боргезе, Рим

Залы галереи стали роскошным фоном для произведений. В целом экспозиция оформлена так, «как это мог бы сделать шоумен, драматург и создатель экстравагантных представлений Бернини, будь он жив», — добавила Анна Колива.
Джованни Лоренцо Бернини, «Похищение Прозерпины» (1621 — 1622). Слева — скульптура в полную высоту,
Джованни Лоренцо Бернини, «Похищение Прозерпины» (1621 — 1622). Слева — скульптура в полную высоту, справа — фрагмент
Галерея уже выступала организатором выставки Бернини, когда вновь открылась в 1998 году после продолжительной реконструкции. Тогда среди экспонатов также были произведения, одолженные у других учреждений. Позже была экспозиция, основанная исключительно на коллекции Боргезе. Она разделяла самостоятельную карьеру художника и период его ученичества у отца, скульптора Пьетро Бернини (этот эпизод своей жизни Джованни Лоренцо «позже попытался вычеркнуть», — говорят кураторы). В тот раз в залах была представлена серия совместных скульптур, созданных отцом и сыном, а также самостоятельные работы последнего, когда он, стремясь стать универсальным художником, добавил архитектуру и живопись к уже полученным навыкам.
  • Джованни Лоренцо Бернини, бюст кардинала Ришелье (XVII век). Лувр, Париж
  • Джованни Лоренцо Бернини, бюст кардинала Шипионе Боргезе (1932). Галерея Боргезе, Рим
Теперь же — впервые под одной крышей — выставлены более дюжины картин. Это портреты и бюсты, которые сопоставлены с более известными мраморными и бронзовыми работами Бернини. В основном это изображения влиятельных клириков.
Мраморные портреты охватывают 60-летний период, в течение которого Бернини составлял своего рода справочник «Кто есть кто» в Риме. Лувр предоставил для экспозиции бюст кардинала Ришелье (иллюстрация выше), которого Бернини никогда не встречал. Он создал статую с картины, что, по словам куратора Андреа Бакки, было новшеством и вызовом. «Он писал, что было достаточно трудно дать тепло и жизнь людям в мраморе, но делать это, не встречаясь с человеком, — почти невозможно», — рассказывает искусствовед.

Благодаря своей известности как при жизни, так и после (по утверждению Андреа Бакки, «Бернини — это


Благодаря своей известности как при жизни, так и после (по утверждению Андреа Бакки, «Бернини — это синоним барокко, барокко — Бернини»), Бернини — фигура разносторонне изученная. Но выставка в галерее Боргезе предоставляет новые фрагменты для исследований и даёт возможность близко сравнить произведения, которые обычно находятся за тысячи километров друг от друга. Например, это две версии «Христа Распятого», предоставленные учреждениями в Мадриде и Торонто.

Слева: Джованни Лоренцо Бернини, «Христос Распятый» (ок. 1655). Художественная галерея Онтарио, Торонто

Реставрационные работы, проделанные перед выставкой, также привели к открытиям. Например, в музей на восстановление привезли статую святой Бибианы (Вивианы), которая находится в церкви, посвящённой этой подвижнице. Во время бомбардировок Рима в ходе Второй мировой войны скульптуру вывезли из храма. Теперь же реставрация стоимостью 62 тыс. евро (около 72 тыс. долларов) показала, что по возвращении она, по-видимому, была установлена неправильно.

Анна Колива пообещала, что после окончания выставка попытается найти средства для строительства нового алтаря в церкви, чтобы статую можно было видеть с той точки зрения, которую предполагал Бернини.
  • Джованни Лоренцо Бернини, «Святая Бибиана (Вивиана)» (1626). Церковь святой Бибианы, Рим
  • Джованни Лоренцо Бернини, «Правда, раскрытая временем» (ок. 1652). Галерея Боргезе, Рим
Скульптор работал по всему Риму, и понятно, что кураторы не могли перевезти в галерею такие монументальные произведения, как скульптуры из базилики Святого Петра и фонтан Четырёх рек с Пьяцца Навона. И они сделали лучше — собрали серию макетов и эскизов этих работ, которые показывают процесс их создания.

Ретроспектива «Бернини» в римской галерее Боргезе продлится до 4 февраля 2018 года.
Рекомендуемые художники
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам The New York Times. Главная иллюстрация: Джованни Лоренцо Бернини, фрагмент скульптуры «Аполлон и Дафна» в Галлерее Боргезе, Рим. Фото: via pinimg.com.