Художественная коллекция Фонда Барнса в Филадельфии — одно из самых, пожалуй, изолированных публичных собраний — решила порвать со своим труднодоступным прошлым. Музей, который до 1990-х годов не позволял воспроизводить в цвете свои шедевры, входит в эпоху цифровых технологий. В рамках новой программы «Открытый доступ» (Open Access) в интернете опубликованы снимки более половины сокровищ учреждения.
Коллекция Барнса насчитывает в общей сложности 4 тыс. 21 шедевр импрессионистов и постимпрессионистов, старых мастеров и модернистов, предметов декора, мебели и народных ремёсел.
При клике на каждое изображение открывается страница объекта, где помимо основных данных о нём пользователю предлагаются связанные произведения (степень схожести можно варьировать специальным бегунком). Отдельные линки ведут на снимок зала, где работу можно увидеть в интерьере и окружении других, а также более подробную информацию о ней. Если изображение не защищено авторским правом, там же есть ссылка на скачивание.
Скан страницы, посвящённой картине Поля Сезанна «Игроки в карты» (1892), и связанные с ней «Юноша с черепом» (1898) того же Сезанна и «Женщина, гуляющая в экзотическом лесу» (1905) Анри Руссо
Картина Сезанна «Игроки в карты» в зале Музея Барнса в окружении других работ и артефактов. Фото: barnesfoundation.org
Выход онлайн — это беспрецедентный шаг в истории Фонда, основанного в 1922 году эксцентричным собирателем произведений искусства Альфредом Барнсом (1872 — 1951). Он разработал строжайшие правила работы учреждения.
Запрет на цветную фотографию не был частью первоначального перечня, но, по словам архивариуса музея Барбары Бокар, коллекционер был очень недоволен цветными изображениями некоторых работ, опубликованными в журнале Saturday Evening Post в 1942 году.
Слева: Эль Греко, «Святой Франциск и брат Леон размышляют о смерти» (1600 — 1605). Фонд Барнса, Филадельфия
«Они оказались слишком яркими из-за печати четырьмя красками, которая применялась при издании журналов и газет, — пояснила Бокар. — Доктор Барнс был не столько против цветной фотографии, сколько чувствовал, что методы воспроизведения снимков недостаточно продвинуты».
Лежащая обнаженная
1897, 32.5×41 см
Поэтому цветовое воспроизведение предметов искусства было запрещено на протяжении десятилетий, пока в начале 1990-х музей не согласился опубликовать серию книг о своей коллекции. Кураторы считают, что первые полноцветные фотографии были напечатаны в альбоме «Великие французские картины из Фонда Барнса: импрессионисты, постимпрессионисты и ранний модерн», который выпустил издатель Альфред Нопф в 1995 году.
Теперь же Фонд Барнса опубликовал на своём сайте 2 тыс. 81 снимок в высоком разрешении, из которых 1 тыс. 429 доступны для свободного скачивания.
За минувшие пять лет Фонд Барнса стал более доступным для широкой публики, когда в 2012 году переехал из поместья площадью почти в 5 га в центр Филадельфии. Для этого потребовалось изменить оригинальный контракт, составленный отцом-основателем. В документе говорилось, что «картины должны оставаться там, где они находились в момент смерти донора». Архитектор Тод Уильямс разработал для музея новое здание, полностью воспроизводящее первоначальное.
Фабрика в Аньере
1887, 46×55.6 см
Смоление лодки
1873, 50×61.2 см
Натурщицы
1888, 200×250 см
Изучить другие произведения из коллекции Фонда Барнса можно по ссылке.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Фонда Барнса и news.artnet.com. Главная иллюстрация: Пьер Огюст Ренуар, фрагмент «Эскиза голов девочек» (1893)