В аукционном доме «Золотое сечение» 11 октября 2017 года открылась выставка «Реквием», посвященная творчеству известного украинского художника Виктора Зарецкого. В экспозиции представлено 35 работ, созданных в 1950—1990 годы. Большинство произведений относятся к так называемому «климтовскому периоду» его творчества: именно из-за них мировые критики и искусствоведы называют Зарецкого «украинским Климтом».
Многие из представленных в экспозиции работ прежде никогда не экспонировались. Десятки лет они находятся в европейских частных собраниях.
Реквием
1984, 90×100 см
Виктор Зарецкий (1925−1990) — художник мирового уровня с ярким художественным дарованием, обладавший горячим темпераментом, что находило отражение в его творчестве. Рамки официального стиля — соцреализма, — не смогли удержать живописца от собственных поисков. Зарецкий всегда был смелым экспериментатором, щедро использующим достижения художников предыдущих поколений. Импрессионизм, фовизм, модерн, примитивизм, народное творчество — круг интересов живописца чрезвычайно разнообразен, как и его картины. Его картины сегодня искусствоведы относят к неомодернизму.
Виктор Зарецкий учился в Киевском художественном институте у Сергея Григорьева и Константина Елевы.
Виктор Зарецкий. Автопортрет.
1950-е. Частное собрание
В институте познакомился со своей будущей женой — Аллой Горской. Вместе они принимали активное участие в движении «шестидесятников», были членами Клуба творческой молодежи — мощного центра духовного возрождения украинской культуры.
Ранее творчество художника — сцены из жизни рабочих и шахтеров — приносили художнику премии, его работы покупали музеи. Однако работы более зрелого периода не принесли художнику славы, его заслуги были признаны только после смерти. Почетное звание Лауреата Государственной премии имени Шевченко художник получил в 1994 году. Украинская Академия искусств и Союз художников Украины учредили премию имени Виктора Зарецкого для молодых художников.
Единственная прижизненная выставка художника была организована друзьями Зарецкого в киевском Доме ученых в 1989 году. Вскоре после выставки представители аукционного дома Christie’s приобрели 29 работ Зарецкого. Работы «украинского Климта» нечасто появляются на аукционах в Украине и Европе, однако представляют большой интерес для коллекционеров и цены на них довольно высоки. До кризиса в Украине в 2010 году на аукционе в киевской галерее «Лавра» работа Зарецкого «Трудовой город» была оценена в 70 000 -100 000 долларов.
Ранее творчество художника — сцены из жизни рабочих и шахтеров — приносили художнику премии, его работы покупали музеи. Однако работы более зрелого периода не принесли художнику славы, его заслуги были признаны только после смерти. Почетное звание Лауреата Государственной премии имени Шевченко художник получил в 1994 году. Украинская Академия искусств и Союз художников Украины учредили премию имени Виктора Зарецкого для молодых художников.
Единственная прижизненная выставка художника была организована друзьями Зарецкого в киевском Доме ученых в 1989 году. Вскоре после выставки представители аукционного дома Christie’s приобрели 29 работ Зарецкого. Работы «украинского Климта» нечасто появляются на аукционах в Украине и Европе, однако представляют большой интерес для коллекционеров и цены на них довольно высоки. До кризиса в Украине в 2010 году на аукционе в киевской галерее «Лавра» работа Зарецкого «Трудовой город» была оценена в 70 000 -100 000 долларов.
Казаки
1960-е
, 50×70 см
Изюминка выставки — работы Зарецкого 1980-х годов. Тогда художник увлекся венской сецессией и попал под обаяние искусства Климта.
Ульи
1985, 100×100 см
Зарецкого не выпускали за границу, он не был знаком с оригиналами работ своих кумиров, хотя очень мечтал о путешествии по Европе. В 1984 году по просьбе художника его давний друг, дипломат, привез из Вены полный каталог Густава Климта. Искусство гения венской сецессии стало для Виктора Зарецкого откровением. Взгляды Климта на мир, художественный язык модерна оказались чрезвычайно созвучными натуре мастера. Декоративность, сложность и изысканность композиционных решений, эротизм и философский подтекст, — все, на чем основывалось творчество Климта, поглощало и завораживало Зарецкого.
На фото: Виктор Зарецкий на фоне написанного им портрета в стиле Климта. 1989 год
Леся Авраменко — автор монографии «Весы судьбы Виктора Зарецкого», исследуя климтовский период художника, сопоставляет творческие пути двух художников и находит много общего между мастерами:
«У него [Зарецкого] возникло ощущение, будто он нашел то, что давно потерял или лишился. Будто нашел брата-близнеца, с которым был в разлуке во времени и пространстве. Все казалось неслучайным. Некоторые шаги в профессиональной жизни двух таких разных художников. Достаточно интересно проследить эти необычные совпадения».
Венский художник смолоду расписывал театры и дворцы. Зарецкий в более зрелом возрасте также работал над монументальным оформлением зданий — школ и библиотек, театров. Климта за росписи интерьеров в театре «Бургтеатрум» император Франц Иосиф наградил Золотым крестом, Зарецкий также в начале своей карьеры получил высокую государственную награду — Почетную грамоту Президиума Верховного Совета Украины за идеологически «правильный» тогда «шахтерский цикл».
На Климта во время путешествия в Равенну произвели огромное впечатления роскошные византийские мозаики, Зарецкий восхищался мозаичным искусством греков в Софиевском соборе в Киеве. Художники были приблизительно одного возраста, когда взялись за мозаики. Зарецкий оформил фасад донецкой школы и Краснодонский мемориальный музей, Климт — частный дом в Брюсселе «Pallas Stoclet». Опыт работы с мозаикой обогатил и повлиял на живопись обоих художников.
Климт был организатором общества художников-новаторов «Сецессион», а Зарецкий — участник Клуба творческой молодежи в Киеве и некоторое время его председатель.
Откровенные эротические картины Климта шокировали в свое время венскую публику так же, как картины Зарецкого — киевскую.
«У него [Зарецкого] возникло ощущение, будто он нашел то, что давно потерял или лишился. Будто нашел брата-близнеца, с которым был в разлуке во времени и пространстве. Все казалось неслучайным. Некоторые шаги в профессиональной жизни двух таких разных художников. Достаточно интересно проследить эти необычные совпадения».
Венский художник смолоду расписывал театры и дворцы. Зарецкий в более зрелом возрасте также работал над монументальным оформлением зданий — школ и библиотек, театров. Климта за росписи интерьеров в театре «Бургтеатрум» император Франц Иосиф наградил Золотым крестом, Зарецкий также в начале своей карьеры получил высокую государственную награду — Почетную грамоту Президиума Верховного Совета Украины за идеологически «правильный» тогда «шахтерский цикл».
На Климта во время путешествия в Равенну произвели огромное впечатления роскошные византийские мозаики, Зарецкий восхищался мозаичным искусством греков в Софиевском соборе в Киеве. Художники были приблизительно одного возраста, когда взялись за мозаики. Зарецкий оформил фасад донецкой школы и Краснодонский мемориальный музей, Климт — частный дом в Брюсселе «Pallas Stoclet». Опыт работы с мозаикой обогатил и повлиял на живопись обоих художников.
Климт был организатором общества художников-новаторов «Сецессион», а Зарецкий — участник Клуба творческой молодежи в Киеве и некоторое время его председатель.
Откровенные эротические картины Климта шокировали в свое время венскую публику так же, как картины Зарецкого — киевскую.
Старушенция в мире мини и макси
1983, 60×65 см
«Виктор Зарецкий видел в Густаве Климта не учителя, а соратника и коллегу, который пришел к схожим выводам и достижениям в своем творчестве» — Леся Авраменко.
Пуща-Водица
1983, 90×120 см
Двух художников сближала не только преклонение перед женской красотой (оба изображали дам в своих портретах, как настоящих королев), но и любование природой. Оба черпали силы и вдохновение из этого неиссякаемого живительного источника.
Мальвы
1986, 90×120 см
Искусство было смыслом жизни художника. Зарецкий неутомимо совершенствовал свое мастерство и своих учеников призывал ставить все новые, более сложные задачи и решать их. Главную же точку отсчета в творчестве, его стержень он видел в духовности самого мастера:
«Для себя я делю искусство на Белое, Красное и Зеленое. Королевское искусство, и Готика, и Веласкес, и Возрождение — все это Белое искусство. Позднее Возрождение , Реализм и Соцреализм — Красное искусство. Будущее искусство — Зеленое искусство. Больше духовности, меньше материальности. Будущее — за искусством личностей, объединенных божественным миросозерцанием».
«Для себя я делю искусство на Белое, Красное и Зеленое. Королевское искусство, и Готика, и Веласкес, и Возрождение — все это Белое искусство. Позднее Возрождение , Реализм и Соцреализм — Красное искусство. Будущее искусство — Зеленое искусство. Больше духовности, меньше материальности. Будущее — за искусством личностей, объединенных божественным миросозерцанием».
Зимние праздники
1980-е
, 55×60 см
Март
1987, 60×70 см
«Когда в душе нет кристалла чистоты, любой талант обречен. Очищение души — одно из самых великих оправданий искусства» — Виктор Зарецкий.
Дорога к храму
1970-е
, 42.5×48.5 см
Особый интерес на выставке представляют работы начала 1970-х годов — время тяжелых утрат и потрясений в жизни мастера. В 1970 году в семье Зарецкого произошла трагедия: художник сразу потерял двух близких людей. При невыясненных обстоятельствах погибли его жена и отец — они были найдены убитыми. Виктор Зарецкий замкнулся в себе, очень тяжело переживал. Долгое время он слышал голоса, видел отца и Аллу, разговаривал с ними. В то время его работы наполнились мистическим звучанием. Известно несколько вариантов картин, где художник изобразил, как светлая душа жены возносится на небо.
Душа Аллы Горской
1980-е
, 46×51.5 см
К жизни его возвращала работа, живопись залечивала раны… В 1977 году Зарецкий женился на дочери своего учителя Майе Григорьевой и переехал к супруге в Пущу Озерную. Там он работал с воодушевлением, писал в день по два-три этюда и постепенно вернулся к своей красочной и сочной живописи.
Зимний натюрморт
1970-е
, 90×70 см
На выставке представлен шедевр художника — «Муза варит кулиш или Творческий процесс». Это одна из последних масштабных работ Зарецкого, написанная в 1990 году за несколько месяцев до смерти. На картине художник изобразил себя с палитрой в руке и свою вторую супругу — Майю Зарецкую.
Муза варит кулиш (Творческий процесс)
1990, 172×182 см
Выставка «Реквием» открыта в галерее «Золотое сечение» до 31 октября 2017 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Заглавная иллюстрация: Виктор Зарецкий. Муза варит кулиш. 1990 год. Фрагмент.
В новости использованы материалы из монографии Леси Авраменко «Терези долі Віктора Зарецького».
В новости использованы материалы из монографии Леси Авраменко «Терези долі Віктора Зарецького».