Регистрация

Пять фактов о Константине Бранкузи к выставке в Москве

Мне нравится6       0  
В московском Мультимедиа Арт Музее с середины сентября 2017 года проходит масштабная выставка скульптур, рисунков, фотографий и фильмов французского скульптора Константина Бранкузи. Все экспонаты предоставлены французским Музеем современного искусства Жоржа Помпиду, они впервые уехали из Парижа так далеко. А для москвичей это первое близкое знакомство с работами одного из самых значимых художников ХХ века.
Выставка Бранкузи в Мультимедиа Арт Музее — это событие-погружение. Здесь не спешат и разглядывают подолгу детали. Здесь фотографий и рисунков больше, чем готовых скульптур, здесь эскизной, рефлексивной жизни скульптора больше, чем парадной, публичной. Зрители московской выставки узнают больше о том, как работал Бранкузи над скульптурой, как видел ее потом, готовую, какие фото-ракурсы считал важными.

Однажды Бранкузи увидел репродукции-фотографии своих скульптур — и расстроился. Они были неправильными, не с того ракурса, не с тем светом — тогда он начал снимать сам. После его смерти по завещанию государство получило вместе с законченными работами еще и больше полутора тысяч фотографий. На московской выставке представлена малая их часть: автопортреты в студии, вариации изображения одной и той же работы с четкими, ровными контурами или всего несколько бликов, обозначающих объем, на погруженной в тень скульптуре.
Мультимедийный формат выставки замечательно подходит личности и художественной универсальности Бранкузи. Он — не любивший публичности скульптор, которого знали далеко за океаном, талантливый рисовальщик, философ (некоторые мысли об искусстве и человеке записывал прямо на рисунках), рекордсмен последних аукционных торгов и даже немного куратор, который сам придумал свой будущий музей.
Константин Бранкузи. Бранкузи за работой в мастерской
Константин Бранкузи
XX век
Константин Бранкузи. Константин Бранкузи в парижской мастерской.
Константин Бранкузи. Константин Бранкузи в мастерской.
Константин Бранкузи
XX век

Бранкузи работал в мастерской Родена один месяц

В Париж румынский крестьянин Константин Бранкузи пришел пешком, как до этого — дошагал до Мюнхена, без денег, голодный, со скудными пожитками, упакованными в котомку. Он уже успел поучиться в Брюсселе в Школе изящных искусств, но ни интереса к своим поискам, ни профессиональной поддержки найти не смог. И он ушел.
Через пару лет первая скульптура Бранкузи уже была отобрана для выставки в парижском Салоне. Огюст Роден, тогда уже международная знаменитость, признанный стареющий гений, обладатель невиданного числа наград и званий, член салоновского жюри, рассмотрел в работе юного, диковатого, неразговорчивого румына настоящее мастерство и талант. Бранкузи получил приглашение стать одним из 50 помощников в мастерской самого Огюста Родена, где десятками отливались «Поцелуи» и «Мыслители» для частных коллекций и городских парков.
Огюст Роден. Поцелуй
Константин Бранкузи. Поцелуй
  • Огюст Роден. Поцелуй. 1882
  • Константин Бранкузи. Поцелуй. 1912
Константину можно было не волноваться о деньгах и крыше над головой, уменьшать и увеличивать формы для роденовских скульптур, обтесывать мраморные глыбы и наблюдать за работой мастера в надежде прославиться когда-нибудь так же. Но он решил искать собственный путь: Роден — художник-демиург, он укрощает материал и загоняет в придуманную форму, Бранкузи слушает и осязает сам материал, ожидая, какую форму ему подскажет кусок дерева или мраморная глыба. «В тени больших деревьев ничего не растет», — объяснял позже свое решение Бранкузи. Он оставил завидное место уже через месяц и отправился в самый сложный и отчаянный поиск, поиск собственного языка и собственного художественного мира.

Мастерская Бранкузи – самостоятельное произведение искусства

В 1922 году в Нью-Йорке открылась выставка современного французского искусства — экспозиция включала 21 скульптуру Бранкузи. Сам скульптор в Америку приехать не смог, но получил от организаторов много фотографий. Это была катастрофа: затерянные и перемешанные с работами других авторов, вырванные из пространства мастерской, его скульптуры утратили внутреннюю силу и способность взаимодействовать со зрителем.
Константин Бранкузи с этого времени занят идеей превращения собственной мастерской в выставочное пространство — только так можно заставить скульптуры и окружающее пространство работать над нужным впечатлением.


Скульптор собирает свои работы в «мобильные группы» и перестает участвовать в выставках.
Константин Бранкузи. Бранкузи в мастерской.
Много времени он проводит, подбирая к фигурам основания (самостоятельные произведения для Бранкузи), передвигая и собирая их в целостные композиции. Когда скульптуру у него покупают, он делает гипсовую копию — и ставит ее на место оригинала.
В последние годы жизни Бранкузи перестает делать новые работы и все свое время посвящает этим пространственным опытам. А незадолго до смерти пишет завещание, по которому передает Франции всю студию вместе с готовыми работами, архивами, фотографиями, инструментами — с условием, что студия станет музеем и что здесь ничего не будут менять.

Свои мобильные группы Бранкузи фотографировал с разных ракурсов внутри студии. Когда французское государство взялось за реализацию завещания, эти фотографии оказались просто бесценными. Студию в переулке Impasse Ronsin сохранить не удалось — и основная часть работ переселилась в Музей современного искусства в Токийском дворце.

Не слишком удачно справившись с первой попыткой реконструкции студии Бранкузи в 1977 году, Центр современного искусства Жоржа Помпиду открыл ее для зрителей только в 1999-том.

Француз Бранкузи изменил законодательство Соединенных Штатов

Еще в 1926 году суд Соединенных Штатов после долгого разбирательства вынужден был признать, что скульптуры Константина Баркузи — это действительно искусство. Более того, это громкое противостояние искусства и закона заставило чиновников серьезно пересмотреть устаревшие нормы.

В Нью-Йорке в том же 1926 году году должна была открыться выставка скульптур Бранкузи. Ее организацией занимался Марсель Дюшан, друг и представитель французского скульптора в Америке. Он-то и должен был принять на американской стороне новую скульптуру — Бранкузи работал над этой формой несколько лет, добиваясь точности и интуитивной схожести, совпадения, слияния линий и внутренней сущности, варьировал найденную формулу в бронзе, гипсе, мраморе. Это была «Птица в пространстве»: точное движение, безупречная траектория, чистый полет.
На американской границе скульптуру определили в разряд «Кухонная утварь и больничные принадлежности» и потребовали налог в размере 40% от стоимости. Произведения искусства же, согласно закону, налогами не облагались. Но «Птица в пространстве» оказалась вне закона: «произведение искусства должно быть изготовлено при помощи резьбы или литья, имитировать природные объекты, чаще всего формы человеческого тела». Долгие часы споров, защитники и обвинители, скрипящие ржавыми шарнирами формулировки, именитые, уважаемые свидетели — и одна французская птица, и на птицу-то не похожая, изменила законодательство США.
Суд признал, что «Птица» Константина Бранкузи все-таки искусство и что законодательное определение произведения искусства, примененное к ней, действительно устарело: «В наше время развивается так называемая новая школа в искусстве, чьи представители пытаются изображать абстрактные идеи, а не подражать природным объектам. Независимо от того, нравятся нам эти новые идеи и школы или нет, мы считаем, что факт их существования и их влияния на мир искусства должен быть учтен и признан судом».
Константин Бранкузи. Бесконечная Колонна.
Константин Бранкузи
1937
Константин Бранкузи. Врата поцелуя.
Константин Бранкузи
1938
Константин Бранкузи. Стол молчания.
Константин Бранкузи
1907

«Бесконечную колонну» Бранкузи пытались уничтожить из идеологических соображений – и не смогли

Вертикаль у Бранкузи — это не форма, а направление движения, ориентир духовный, а не пространственный. И над своим центром мира, столпом, соединяющим землю и небо, абсолютной вертикалью он работал с 1918 года, повторяя одну и ту же форму в гипсе, дереве (то тополь, то дуб), в бронзе.

В 1938 году Женская лига Горжа (округ в Румынии) заказала Константину Бранкузи скульптурную группу, посвященную румынским солдатам, погибшим в Первой мировой войне. 20 лет повторяемая в разных вариациях и медленно обретавшая идеальную форму, колонна из ромбоидов с усеченным элементом наверху нашла свое место в румынском городе Тыргу-Жиу и зацепилась оттуда верхушкой за далекое небо.
30-метровая колонна, собранные на стальной стержень чугунные ромбы, покрытые бронзой — это центральный элемент трехчастного ансамбля. С одной стороны от нее — «Стол молчания», каменная тумба, окруженная двенадцатью табуретами-песочными-часами. С другой — мраморные «Врата поцелуев». Но и к вратам, и к столу нужно идти, их можно даже пропустить, а колонна видна отовсюду. В коммунистическую эпоху этот вызывающий беспредметный столб назовут дегенеративным и захотят снести. Затея провалится — прочно зацепившаяся за небо колонна лишь немного наклонится. Только в 1990-х годах Всемирный фонд защиты памятников занялся реконструкцией и завершил ее к 2004 году.
Константин Бранкузи. Спящая муза
Константин Бранкузи
1913, 26.7 см
Константин Бранкузи. Портрет мадам ЛР.
Константин Бранкузи
1918
Константин Бранкузи. Данаида.
Константин Бранкузи
1913
Константин Бранкузи. Муза.
Константин Бранкузи
1912

Аукционные рекорды Константина Бранкузи

Скульпторы, в отличие от художников, редко останавливаются на одной копии или отливке работ. И если речь заходит о какой-то знаменитой скульптуре, она обязательно отыщется в собраниях десятка крупных музеев. «Спящую музу» Бранкузи можно увидеть в Париже, Нью-Йорке и Чикаго (а до 12 ноября еще и в Москве) — вообще-то небогатая география для скульптуры такого масштаба.
Высеченная в 1910 году из мрамора, «Муза» повторялась в течение следующих нескольких лет в бронзе. Одна из них, бронзовая с тонким золотым покрытием, с 1958 находилась в частном собрании французского коллекционера Жака Ульмана и перешла к его наследникам. А в 2017 эта скульптура стала самым знаменитым лотом аукционных торгов Christie’s, превысив заявленный эстимейт вдвое.
Цена в 57 миллионов долларов стала рекордом для работ Константина Бранкузи. А за 12 лет до этого, в 2005, был установлен другой рекорд: «Птица в пространстве» стала самой дорогой скульптурой, проданной когда-либо с аукциона. Да, та самая, которую американцы в начале ХХ века посчитали кухонной утварью.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Заглавная иллюстрация: Константин Бранкузи «Спящая муза». Источники фото: felicecalchi.blogspot.com, i.pinimg.com, visual.uclaextension.edu, www.flickr.com, www. business-review.eu. Фото экспозиции: www.mos.ru, rg.ru, kudamoscow.ru

Автор: Анна Сидельникова
Художники, упоминаемые в статье
Константин Бранкузи
Биография • Работы
КомментироватьКомментарии
HELP