Деревянные скульптуры Константина Бранкузи не пользовались большой популярностью при жизни скульптора. Его знали как автора тщательно отполированных бронзовых работ, как виртуозного резчика по мрамору. Даже восхищенные покровители Бранкузи, с радостью покупавшие мраморные скульптуры, от деревянных вежливо отказывались. Но для него самого дерево – материал со своим языком, который нужно услышать, как любой другой.
В определенный период именно деревянные, чаще дубовые, основания-подставки, уникальные и не повторяющиеся, часто превосходящие основную работу по размерам и масштабности, становятся важным аккомпанементом для мраморных и бронзовых скульптур Бранкузи. Большая, грубо обработанная резная тумба под миниатюрной зеркально блестящей бронзовой скульптурой. Дерево у него – это как раз символ и синоним основательности, устойчивости, укорененности, связи с землей и с предками. В отличие от мрамора и бронзы, дерево – материал живой, недолговечный, материал, который родился, питался, рос и умер. Деревянные скульптуры Бранкузи никогда не покрывал краской и не полировал. В отличие от цельных, умиротворенных бронз и мраморов, дерево у него тревожное, витальное, дикое и пугающее.
«Портрет мадам Л.Р.» - один из первых у Бранкузи опытов резьбы по дереву. Кажется, что фигура собрана, как старинная детская игрушка, из простых элементов – наспех скручена из деревяшек, которые были под рукой, и позволяли передать сходство с человеческой фигурой. На самом деле она вырезана из цельного куска дерева, реанимированной дубовой потолочной балки – и впечатляющий эффект несложного деревянного конструктора здесь нарочно имитирован.
Посвящение скульптуры загадочной Мадам Л.Р., скорее всего никак не связано с позированием, но связано с конкретным человеком. У Леони Рику (Л.Р. – это ее инициалы) в начале ХХ века был светский салон на Монпарнасе для художников и поэтов. Кроме Бранкузи здесь часто бывали, например, Гийом Аполлинер,
Пабло Пикассо и
Амедео Модильяни – их работы мадам Рику не только с восхищением рассматривала, но и постоянно покупала, позволяя справиться с бедностью. А вот во время Первой мировой войны, когда Бранкузи работал над ее деревянным портретом, Леони Рику жила уже далеко от Парижа. Так что этот портрет – скорее воспоминание, тоска о друге или даже случайно замеченное сходство, ставшее названием.
О «Портрете мадам Л.Р.» было мало известно – из мастерской скульптора он попал сразу в частную коллекцию его друга Фернана Леже. Скорее всего, скульптура была выменяна на картину. В 2009 году она впервые появилась перед широкой публикой – рядом с малоизвестными картинами
Сезанна и
Матисса, на аукционе, посвященном распродаже коллекции Ив Сен Лорана и его друга Пьера Берже. И, оцененная предварительно в 15-20 млн. евро, была продана за 29 млн. Деньги от продажи произведений искусства, принадлежавших знаменитому кутюрье, направили на создание благотворительного фонда. Здесь изучают СПИД и ищут средства для борьбы с болезнью.