войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Пять фактов о Константине Бранкузи

В московском Мультимедиа Арт Музее проходила масштабная выставка скульптур, рисунков, фотографий и фильмов французского скульптора Константина Бранкузи. Все экспонаты были предоставлены французским Музеем современного искусства Жоржа Помпиду, они впервые уехали из Парижа так далеко. А для москвичей это было первое близкое знакомство с работами одного из самых значимых художников ХХ века.
Пять фактов о Константине Бранкузи
Выставка Бранкузи в Мультимедиа Арт Музее — это событие-погружение. Здесь не спешат и разглядывают подолгу детали. Здесь фотографий и рисунков больше, чем готовых скульптур, здесь эскизной, рефлексивной жизни скульптора больше, чем парадной, публичной. Зрители московской выставки узнают больше о том, как работал Бранкузи над скульптурой, как видел ее потом, готовую, какие фото-ракурсы считал важными.

Однажды Бранкузи увидел репродукции-фотографии своих скульптур — и расстроился. Они были неправильными, не с того ракурса, не с тем светом — тогда он начал снимать сам. После его смерти по завещанию государство получило вместе с законченными работами еще и больше полутора тысяч фотографий. На московской выставке представлена малая их часть: автопортреты в студии, вариации изображения одной и той же работы с четкими, ровными контурами или всего несколько бликов, обозначающих объем, на погруженной в тень скульптуре.
Мультимедийный формат выставки замечательно подходит личности и художественной универсальности Бранкузи. Он — не любивший публичности скульптор, которого знали далеко за океаном, талантливый рисовальщик, философ (некоторые мысли об искусстве и человеке записывал прямо на рисунках), рекордсмен последних аукционных торгов и даже немного куратор, который сам придумал свой будущий музей.

Бранкузи работал в мастерской Родена один месяц

В Париж румынский крестьянин Константин Бранкузи пришел пешком, как до этого — дошагал до Мюнхена, без денег, голодный, со скудными пожитками, упакованными в котомку. Он уже успел поучиться в Брюсселе в Школе изящных искусств, но ни интереса к своим поискам, ни профессиональной поддержки найти не смог. И он ушел.
Через пару лет первая скульптура Бранкузи уже была отобрана для выставки в парижском Салоне. Огюст Роден, тогда уже международная знаменитость, признанный стареющий гений, обладатель невиданного числа наград и званий, член салоновского жюри, рассмотрел в работе юного, диковатого, неразговорчивого румына настоящее мастерство и талант. Бранкузи получил приглашение стать одним из 50 помощников в мастерской самого Огюста Родена, где десятками отливались «Поцелуи» и «Мыслители» для частных коллекций и городских парков.
  • Огюст Роден. Поцелуй. 1882
  • Константин Бранкузи. Поцелуй. 1912
Константину можно было не волноваться о деньгах и крыше над головой, уменьшать и увеличивать формы для роденовских скульптур, обтесывать мраморные глыбы и наблюдать за работой мастера в надежде прославиться когда-нибудь так же. Но он решил искать собственный путь: Роден — художник-демиург, он укрощает материал и загоняет в придуманную форму, Бранкузи слушает и осязает сам материал, ожидая, какую форму ему подскажет кусок дерева или мраморная глыба. «В тени больших деревьев ничего не растет», — объяснял позже свое решение Бранкузи. Он оставил завидное место уже через месяц и отправился в самый сложный и отчаянный поиск, поиск собственного языка и собственного художественного мира.
Пять фактов о Константине Бранкузи
Пять фактов о Константине Бранкузи
Пять фактов о Константине Бранкузи

Мастерская Бранкузи – самостоятельное произведение искусства

В 1922 году в Нью-Йорке открылась выставка современного французского искусства — экспозиция включала 21 скульптуру Бранкузи. Сам скульптор в Америку приехать не смог, но получил от организаторов много фотографий. Это была катастрофа: затерянные и перемешанные с работами других авторов, вырванные из пространства мастерской, его скульптуры утратили внутреннюю силу и способность взаимодействовать со зрителем.
Константин Бранкузи с этого времени занят идеей превращения собственной мастерской в выставочное пространство — только так можно заставить скульптуры и окружающее пространство работать над нужным впечатлением.


Скульптор собирает свои работы в «мобильные группы» и перестает участвовать в выставках.
Много времени он проводит, подбирая к фигурам основания (самостоятельные произведения для Бранкузи),
Много времени он проводит, подбирая к фигурам основания (самостоятельные произведения для Бранкузи), передвигая и собирая их в целостные композиции. Когда скульптуру у него покупают, он делает гипсовую копию — и ставит ее на место оригинала.
В последние годы жизни Бранкузи перестает делать новые работы и все свое время посвящает этим пространственным опытам. А незадолго до смерти пишет завещание, по которому передает Франции всю студию вместе с готовыми работами, архивами, фотографиями, инструментами — с условием, что студия станет музеем и что здесь ничего не будут менять.

Свои мобильные группы Бранкузи фотографировал с разных ракурсов внутри студии. Когда французское государство взялось за реализацию завещания, эти фотографии оказались просто бесценными. Студию в переулке Impasse Ronsin сохранить не удалось — и основная часть работ переселилась в Музей современного искусства в Токийском дворце.

Не слишком удачно справившись с первой попыткой реконструкции студии Бранкузи в 1977 году, Центр современного искусства Жоржа Помпиду открыл ее для зрителей только в 1999-том.
Пять фактов о Константине Бранкузи
Пять фактов о Константине Бранкузи
Пять фактов о Константине Бранкузи

Француз Бранкузи изменил законодательство Соединенных Штатов

Еще в 1926 году суд Соединенных Штатов после долгого разбирательства вынужден был признать, что скульптуры Константина Баркузи — это действительно искусство. Более того, это громкое противостояние искусства и закона заставило чиновников серьезно пересмотреть устаревшие нормы.

В Нью-Йорке в том же 1926 году году должна была открыться выставка скульптур Бранкузи. Ее организацией занимался Марсель Дюшан, друг и представитель французского скульптора в Америке. Он-то и должен был принять на американской стороне новую скульптуру — Бранкузи работал над этой формой несколько лет, добиваясь точности и интуитивной схожести, совпадения, слияния линий и внутренней сущности, варьировал найденную формулу в бронзе, гипсе, мраморе. Это была «Птица в пространстве»: точное движение, безупречная траектория, чистый полет.
На американской границе скульптуру определили в разряд «Кухонная утварь и больничные принадлежности» и потребовали налог в размере 40% от стоимости. Произведения искусства же, согласно закону, налогами не облагались. Но «Птица в пространстве» оказалась вне закона: «произведение искусства должно быть изготовлено при помощи резьбы или литья, имитировать природные объекты, чаще всего формы человеческого тела». Долгие часы споров, защитники и обвинители, скрипящие ржавыми шарнирами формулировки, именитые, уважаемые свидетели — и одна французская птица, и на птицу-то не похожая, изменила законодательство США.
Суд признал, что «Птица» Константина Бранкузи все-таки искусство и что законодательное определение произведения искусства, примененное к ней, действительно устарело: «В наше время развивается так называемая новая школа в искусстве, чьи представители пытаются изображать абстрактные идеи, а не подражать природным объектам. Независимо от того, нравятся нам эти новые идеи и школы или нет, мы считаем, что факт их существования и их влияния на мир искусства должен быть учтен и признан судом».

«Бесконечную колонну» Бранкузи пытались уничтожить из идеологических соображений – и не смогли

Вертикаль у Бранкузи — это не форма, а направление движения, ориентир духовный, а не пространственный. И над своим центром мира, столпом, соединяющим землю и небо, абсолютной вертикалью он работал с 1918 года, повторяя одну и ту же форму в гипсе, дереве (то тополь, то дуб), в бронзе.

В 1938 году Женская лига Горжа (округ в Румынии) заказала Константину Бранкузи скульптурную группу, посвященную румынским солдатам, погибшим в Первой мировой войне. 20 лет повторяемая в разных вариациях и медленно обретавшая идеальную форму, колонна из ромбоидов с усеченным элементом наверху нашла свое место в румынском городе Тыргу-Жиу и зацепилась оттуда верхушкой за далекое небо.
30-метровая колонна, собранные на стальной стержень чугунные ромбы, покрытые бронзой — это центральный элемент трехчастного ансамбля. С одной стороны от нее — «Стол молчания», каменная тумба, окруженная двенадцатью табуретами-песочными-часами. С другой — мраморные «Врата поцелуев». Но и к вратам, и к столу нужно идти, их можно даже пропустить, а колонна видна отовсюду. В коммунистическую эпоху этот вызывающий беспредметный столб назовут дегенеративным и захотят снести. Затея провалится — прочно зацепившаяся за небо колонна лишь немного наклонится. Только в 1990-х годах Всемирный фонд защиты памятников занялся реконструкцией и завершил ее к 2004 году.

Аукционные рекорды Константина Бранкузи

Скульпторы, в отличие от художников, редко останавливаются на одной копии или отливке работ. И если речь заходит о какой-то знаменитой скульптуре, она обязательно отыщется в собраниях десятка крупных музеев. «Спящую музу» Бранкузи можно увидеть в Париже, Нью-Йорке и Чикаго (а до 12 ноября еще и в Москве) — вообще-то небогатая география для скульптуры такого масштаба.
Высеченная в 1910 году из мрамора, «Муза» повторялась в течение следующих нескольких лет в бронзе. Одна из них, бронзовая с тонким золотым покрытием, с 1958 находилась в частном собрании французского коллекционера Жака Ульмана и перешла к его наследникам. А в 2017 эта скульптура стала самым знаменитым лотом аукционных торгов Christie’s, превысив заявленный эстимейт вдвое.
Цена в 57 миллионов долларов стала рекордом для работ Константина Бранкузи. А за 12 лет до этого, в 2005, был установлен другой рекорд: «Птица в пространстве» стала самой дорогой скульптурой, проданной когда-либо с аукциона. Да, та самая, которую американцы в начале ХХ века посчитали кухонной утварью.
Рекомендуемые работы
Эдуард Иосифович Базилянский. Тёплый вечер
Тёплый вечер
1993, 50×70 см
$2 126
Оригинал
Женя Сазонова. Катарсис
  • Реклама
Катарсис
XXI век
$43
Оригинал
Kristina Bondarenko. Два
  • Реклама
Два
XXI век, 30×25 см
$80
Оригинал
Kristina Bondarenko. Ok
  • Реклама
Ok
XXI век, 21×15 см
$54
Оригинал
Анна Андреевна Чернядьева. Объёмная Белая интерьерная картина
  • Реклама
Объёмная Белая интерьерная картина
70×70 см
$193
Оригинал
Роман Анатольевич Зеленцов. Программа передач
  • Реклама
Программа передач
Ildar Kozhaev. Spotted dog cooler RGB
  • Реклама
Spotted dog cooler RGB
XXI век, 140×110 см
Райан Валдем. Крутой Микки
  • Реклама
Крутой Микки
Февраль 2024, 80×80 см
$536
Оригинал

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Заглавная иллюстрация: Константин Бранкузи «Спящая муза». Источники фото: felicecalchi.blogspot.com, i.pinimg.com, visual.uclaextension.edu, www.flickr.com, www. business-review.eu. Фото экспозиции: www.mos.ru, rg.ru, kudamoscow.ru

Автор: Анна Сидельникова