войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Портреты соседей из Фландрии демонстрирует галерея Маурицхёйс в Нидерландах

Лучше хороший сосед, чем далёкий друг. Вооружившись этим девизом, Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге этой осенью представляет экспозицию «Соседи: портреты из Фландрии 1400 — 1700». Это подборка лучших фламандских картин из Королевского музея изящных искусств, расположенного во втором по величине городе Бельгии — Антверпене. Помимо этого нидерландский музей предлагает поближе познакомиться с некоторыми историческими личностями, которых изображали Рембрандт, Рубенс и другие мастера.
Портреты соседей из Фландрии демонстрирует галерея Маурицхёйс в Нидерландах
Специально для этой выставки был отреставрирован изумительный портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
художника Авраама Графея, написанный его коллегой Корнелисом де Восом в Антверпене.
Посетительница рассматривает «Портрет Авраама Графея» на выставке «Соседи: портреты из Фландрии». Фо
Посетительница рассматривает «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Авраама Графея» на выставке «Соседи: портреты из Фландрии». Фото: Маурицхёйс
С 1400-го по 1700 годы искусство портретной живописи в Южных Нидерландах (ныне — Бельгия) вошло в эпоху расцвета. За эти три века дворяне и состоятельные граждане заказывали свои изображения лучшим фламандским художникам того времени. Эти портреты впечатляют в первую очередь непревзойдённым мастерством, с которым черты лиц и характер героев переданы в красках.
  • Ганс Мемлинг, "Мужчина с римской монетой (Бернардо Бембо)" (1471 - 1474)
  • Эразм Квеллин Младший и Ян Фейт, "Портрет мальчика" (1630 - 1661)
На выставке в галерее Маурицхёйс представлены выдающиеся работы Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга, Петера Пурбуса, Питера Пауля Рубенса и Антониса ван Дейка. Примечательно, что практически все личности на портретах были идентифицированы. Поэтому выставка не только подчёркивает особенности фламандских мастеров. Она показывает, кем были герои этих картин и какими хотели предстать перед зрителями.
Кто эти «соседи», что сейчас находятся в Маурицхёйсе? Представим нескольких наиболее интересных гостей.
Фрагмент экспозиции с «Портретом Филиппа де Кроя» (ок. 1460) работы Рогира ван дер Вейдена. Фото: Ма
Фрагмент экспозиции с «Портретом Филиппа де Кроя» (ок. 1460) работы Рогира ван дер Вейдена. Фото: Маурицхёйс
По свидетельству одного из летописцев тех лет, дворянин Филипп де Крой (1434 — 1482) был блестяще об

По свидетельству одного из летописцев тех лет, дворянин Филипп де Крой (1434 — 1482) был блестяще образованным дипломатом. Благодаря этому, он ещё юношей занял видное место при дворе герцога Бургундского. Однако со временем ради собственной выгоды он оставил своего покровителя и перешёл на сторону его противников.

Портрет аристократа Рогир ван дер Вейден создал приблизительно в 1460 году. Работы этого художника высоко ценились при бургундском дворе за внешнее сходство и изысканность. Неудивительно, что амбициозный Филипп, которому в то время было примерно 25 лет, выбрал именно этого мастера. Рогир изобразил угловатое лицо, длинный нос и выдающееся адамово яблоко своего заказчика одновременно узнаваемыми и стилизованными. Де Крой предстаёт перед зрителем в молитве — на картине видны его руки с длинными тонкими пальцами. Первоначально лицо дворянина было обращено к Деве Марии и Младенцу Христу, чьи образы были написаны на левом крыле диптиха. Впоследствии портрет стал самостоятельной картиной.

Слева: Рогир ван дер Вейден, «Портрет Филиппа де Кроя» (ок. 1460)

Но не все заказчики были склонны выпячивать свой статус. Чрезвычайно богатый Николас Рококс (1560 — 1640) в своё время был одним из самых влиятельных людей Антверпене. Тем не менее, он и его жена Адриана Перес (1568 — 1619) изображены на удивление скромно. Питер Пауль Рубенс написал их портреты на боковых крыльях триптиха. Николас поднял глаза от своего молитвенника, который заложил пальцем, а его супруга перебирает чётки.
Питер Пауль Рубенс, «Эпитафия Николасу Рококсу и его жене Адриане Перес» (1613 — 1615)
Питер Пауль Рубенс, «Эпитафия Николасу Рококсу и его жене Адриане Перес» (1613 — 1615)
Пара молится на центральную панель, где Христос демонстрирует трём апостолам раны от гвоздей на свои

Пара молится на центральную панель, где Христос демонстрирует трём апостолам раны от гвоздей на своих ладонях. Художнику в первую очередь нужно было изобразить благочестие заказчиков, поскольку триптих служил «эпитафией» — мемориалом, который был установлен рядом с их общей могилой.

Рубенс написал эти портреты в 1613 — 1615 годах, когда бездетная пара была ещё в расцвете сил. В 1619 году Адриана скоропостижно скончалась, а Николас, хоть и прожил на два десятилетия дольше, больше никогда не женился. После смерти он упокоился рядом с супругой. Картина, изначально висевшая в склепе супругов, должна была напоминать, что их молитва длится вечно.

Слева: посетители выставки перед триптихом Рубенса. Фото: Маурицхёйс

Портреты обычно заказывали сами натурщики или их семьи. Однако портретист Корнелис де Вос сам предложил коллеге Аврааму Графею (известному также как Графеус) написать его изображение. В 1620 году де Вос передал работу антверпенской Гильдии святого Луки, когда тот стал её деканом. Характерное лицо старого Графея было знакомо всем городском художникам — он был knaep’ом (своего рода хранителем или смотрителем), отвечавшим за повседневную работу Гильдии. В число его многочисленных обязанностей входила и организация праздников.
Де Вос изобразил своего героя таким, каким он часто появлялся на торжествах — в фартуке вокруг талии и с кувшином в руке. Он бросает суровый взгляд на что-то за пределами полотна, готовый в любой момент вмешаться в ситуацию. Украшения на груди — это так называемые breuken’ы: серебряные значки в форме щита, принадлежащие Гильдии.
Этот исключительный портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
был отреставрирован специально для выставки в Маурицхёйсе. Оригинальный слой краски остался почти нетронутым после удаления обесцвеченного лака. И теперь зрители могут видеть виртуозное мастерство, с которым художник чередовал скрупулёзно проработанные детали с областями, написанными широкими мазками.
Выставка «Соседи: портреты из Фландрии 1400 — 1700» в галерее Маурицхёйс в Гааге продлится до 14 января 2018 года.
Рекомендуемые выставки и показы
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта галереи Маурицхёйс. Главная иллюстрация: фрагмент «Портрета художника и его жены» (1496) кисти Мастера из Франкфурта