Меленский диптих всегда вызывал споры. Под сомнение ставят личность героини, послужившей прообразом Мадонны. Имеются предположения о том, что художник изобразил свою супругу Катерину, умершую в 1452 году. Оппоненты этой версии упоминают тот факт, что Шевалье являлся душеприказчиком Аньес Сорель, а также обращают внимание на сходство обликов на картине и скульптурного памятника на могиле Аньес в церкви святого Урсуса в городе Лош (Франция).
Исследователей продолжает волновать изобразительная манера художника, от необычного эффекта из-за колористического решения створки с Мадонной (хотя художник использовал гербовые цвета короля), до смелой трактовки образа Богородицы. «Богохульный либерализм», «опасная ассоциация религиозного и любовного», «декадентская непочтительность»… Так отзывался о Мадонне Фуке известный нидерландский философ Йохан Хёйзинга (Johan Huizinga) в своей книге 1919 года.
Фрагмент скульптуры на могиле Аньес Сорель. Источник фото — daysontheclaise.blogspot.com
Правую панель приобрел мэр Антверпена, и теперь она хранится в Королевском музее изящных искусств (Антверпен). По поводу левой панели имеются сведения о том, что она пополнила коллекцию германского поэта Клеменса Брентано (Clemens Brentano) в 1896 году: он мог узнать манеру Фуке по миниатюрам художника, имевшимся в собрании его брата. В настоящее время работа хранится в Берлинской картинной галерее. Оригинальные рамы работ, также представляющие собой произведения искусства, украшенные жемчугом, были утрачены.
Из-за исторических перипетий разделенного после 1775 года диптиха был позабыт факт о том, что изначально две части составляли единое целое. Сомнения разрешились благодаря современным технологиям: было установлено, что обе работы написаны на дубовых досках из одного ствола, срубленного примерно в 1446 году.
Автопортрет Жана Фуке был одним из медальонов, украшавших раму створки. Его привезут на выставку в Берлин из парижского Лувра.
По информации официального сайта музея, news.artnet.com, www.dailykos.com