войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

В Нью-Йорке представили эксцентричные творения мистических символистов

Пока два Поля — Сезанн и Гоген — писали в Провансе яблоки и горы, художники в Париже, вдохновлённые эксцентричным писателем, оккультистом (и шарлатаном) Жозефом Пеладаном, обратились к религиозным фантазиям. Основной идеей «Салона Розы и Креста» (Salon de la Rose + Croix), организованного Пеладаном, было продвижение доктрин Ордена розенкрейцеров — эзотерического братства и религиозной секты. Произведения, которые демонстрировались там, сейчас представлены в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
В Нью-Йорке представили эксцентричные творения мистических символистов
Печальные Орфеи, бледные роковые женщины, девы в пустыне, чьи полупрозрачные силуэты окаймлены мягкими, воздушными мазками — вот основные темы европейских и американских художников, выставлявшихся в Салоне за недолгие пять лет его существования.
  • Карлос Швабе, афиша первого «Салона Роза + Крест» (1892)
  • Арман Пойнт, «Благовещение или Ancilla Domini» (1895)
Картина Шарля Филиже «Мадонна с двумя ангелами» (иллюстрация ниже) демонстрирует, насколько глубоко Поль Гоген — настоящий гений символизма — повлиял на своих современников. В своих сюжетах из провинции Бретань он показал, как абстрагироваться от формы, усиливать цвета и пробуждать почти средневековое благочестие. Филиже отдаёт дань религиозности в деревенских сценах Гогена.
«Салон Роза + Крест» проходил с 1892 по 1897 годы в различных галереях по всей французской столице. Художники должны были подчиняться строгим предписаниям: никаких натюрмортов или пейзажей — лишь искусство на службе Божественного. Жозеф Пеладан отдавал предпочтение загадочному и мистическому символизму — литературному и художественному течению, широко распространившемуся в 1890-х годах. Это направление отвергало светское мировоззрение, научные теории и реалистичную эстетику, укрепившиеся в XIX веке, в пользу духовного, воображаемого и стилизованного. Живописцы отметали материальность физического мира в поисках Идеала.
Католический мистицизм, к которому тяготел Жозеф Пеладан, набирала всё большую популярность во Франц



Католический мистицизм, к которому тяготел Жозеф Пеладан, набирала всё большую популярность во Франции конца XIX века. Так, например, базилика Сакре-Кёр была задумана и построена на Монмартре как мистическое искупление за грехи нации, которые привели к поражению Франции в войне с Пруссией 1870 года.


Слева: картину Анри Мартина «Юная святая» (1891) можно считать воплощением новой волны благочестия, охватившего французов. В этой работе ощущается влияния чувственных полотен того же Поля Гогена с изображением бретонских крестьянок

Художники придерживались разных идеологий, но их стиль в какой-то мере схож. Он визуально характеризуется волнистыми линиями, удлинёнными телами и сплюснутыми формами. Картины полны аллегорий, отсылок к литературным, мистическим или религиозным сюжетам, изобилуют тайными символами, бесплотными женщинами, андрогинами и чудовищами. Авторы тяготели к сюжетам о древнегреческом мифологическом поэте Орфее, принципам раннего итальянского Возрождения, повествованиям Нового Завета, а также типам femme fatale (роковая женщина) и femme fragile (хрупкая женщина).
Пьер Амеди Марсель-Беронно, «Орфей в аду» (1897)
Пьер Амеди Марсель-Беронно, «Орфей в аду» (1897)
«Салон Роза + Крест» был окном в эксцентричную фазу французского искусства. Она началась после триумфа импрессионизма и была фантастическим смешением реального и воображаемого. Картина Шарля Морена «Рассвет труда» (1891) — это смесь нарастающих революционных настроений с мистическими видениями.
Несмотря на то, что Салон малоизвестен сегодня, в 1890-х годах он привлекал внимание прессы и публики. Эти выставки были международным перекрёстком как для консервативных, так и для радикальных художников. Несмотря на различия, все они стремились подчеркнуть духовную силу искусства и подвигнуть зрителей на размышления о непознанном. Эти философские тенденции подхватили в начале XX века пионеры абстрактной живописи Василий Кандинский, Франтишек Купка и Пит Мондриан. Их теории в значительной степени обязаны символизму, теософии и эзотерической философии.
Первая в истории музейная презентация работ «Салона Розы и Креста» в Музее Гуггенхайма продлится до 4 октября 2017 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Музея Соломона Гуггенхайма и газеты The Guardian. Главная иллюстрация: Фернан Кнопф, «Я закрыла двери за собой» (1891)