Картина «Венера и Адонис», ранее купленная российским коллекционером как произведение неизвестного венецианского мастера, принадлежит кисти Тициана Вечеллио. К такому выводу пришла главный научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова. Об этом сегодня, 7 августа, сообщила директор музея Марина
Лошак.
Сейчас полотно впервые демонстрируется в России на выставке «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России» в ГМИИ им. Пушкина в Москве.
Венера и Адонис
1540-е
, 175.5×198 см
Как сообщает пресс-служба Пушкинского музея, картина была приобретена в 2005 году на аукционе в Сен-Жермен-ан-Ле как копия полотна Тициана, сделанная примерно в 1600 году неизвестным венецианским мастером. Российский коллекционер, купивший произведение, обратился к Виктории Марковой. «Взглянув на работу, я сразу поняла, что это полотно Тициана», — рассказала специалист. Она с самого начала предположила, что именно эта картина — оригинал, к которому восходят все последующие повторения Тициана. Позже, во время реставрации работы в Венеции, версию Марковой поддержали несколько видных исследователей.
Виктория Маркова — признанный эксперт в области итальянской живописи XIV — XVIII веков. Ей принадлежит заслуга в установлении авторства сотен картин таких художников, как Тициан, Джулио Романо, Джорджо Вазари, Гвидо Рени, Бернардо Строцци, Бартоломео Манфреди и другие.
Открытия Марковой внесли значительный вклад в изучение творчества Томмазо Салини. При её непосредственном участии Пушкинский музей приобрёл порядка 150 произведений.
Слева: Виктория Эммануиловна Маркова. Фото: Wikipedia
«До сих пор оригиналом композиции „Венера и Адонис“ считалось полотно, хранящееся в Музее Прадо в Мадриде», — подчеркнула Марина
Лошак. Картина из испанского музея происходит из личной коллекции короля Филиппа II. Существуют также и другие варианты и повторения этой работы, которые, как полагают специалисты, были выполнены в мастерской Тициана. Наиболее известные из них находятся в Национальной галерее (Лондон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Национальной галерее искусств (Вашингтон), Музее Пола Гетти (Лос-Анжделес), в частной коллекции Лозанны и в других собраниях.
Сопоставление многочисленных версий композиции «Венера и Адонис» показывает, что лишь картина из Прадо (см. репродукцию ниже) и полотно, представленное ныне в Москве, совпадают по общему рисунку и деталям. При этом на рентгенограмме московской работы видно большое количество авторской правки, особенно на изображениях лиц и рук. В мадридском шедевре такие редакции практически отсутствуют.
Сопоставление многочисленных версий композиции «Венера и Адонис» показывает, что лишь картина из Прадо (см. репродукцию ниже) и полотно, представленное ныне в Москве, совпадают по общему рисунку и деталям. При этом на рентгенограмме московской работы видно большое количество авторской правки, особенно на изображениях лиц и рук. В мадридском шедевре такие редакции практически отсутствуют.
Венера и Адонис
1554, 186×207 см
Исследование картины из Прадо в 2014 году показало, что подготовительный рисунок под красочным слоем был переведён на полотно по методу калькирования с картины, представленной в Пушкинском музее. Таким образом, именно её следует считать первой версией знаменитого произведения.
«Картина обрела новую жизнь. Мы бы очень хотели, чтобы „Венера и Адонис“ стала частью нашего музея. Пока мы можем только обещать, что после завершения выставки, картина останется ещё на год в постоянной экспозиции ГМИИ им. А. С. Пушкина», — цитирует Марину Лошак агентство ТАСС.
Тициан изобразил сюжет из «Метаморфоз» Овидия об Адонисе, сыне Мирры, обращённой богами в дерево. Венера, случайно раненая стрелой Купидона, влюбилась в прекрасного юношу, но их любви препятствовала страсть Адониса к охоте. Когда он был убит разъярённым вепрем, богиня вырастила из его крови благоуханный цветок анемон. Эта история пользовалась большой популярностью у заказчиков в эпоху Возрождения. Этим объясняется, почему Тициан делал многочисленные копии своего произведения, и почему к этой теме часто обращались другие мастера.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам пресс-релиза ГМИИ им. А. С. Пушкина и сообщения агентства ТАСС