Sign up

Картину «Венера и Адонис» написал Тициан, установили в России

  8 
Картина «Венера и Адонис», ранее купленная российским коллекционером как произведение неизвестного венецианского мастера, принадлежит кисти Тициана Вечеллио. К такому выводу пришла главный научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова. Об этом сегодня, 7 августа, сообщила директор музея Марина Лошак.
Сейчас полотно впервые демонстрируется в России на выставке «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России» в ГМИИ им. Пушкина в Москве.
Как сообщает пресс-служба Пушкинского музея, картина была приобретена в 2005 году на аукционе в Сен-Жермен-ан-Ле как копия полотна Тициана, сделанная примерно в 1600 году неизвестным венецианским мастером. Российский коллекционер, купивший произведение, обратился к Виктории Марковой. «Взглянув на работу, я сразу поняла, что это полотно Тициана», — рассказала специалист. Она с самого начала предположила, что именно эта картина — оригинал, к которому восходят все последующие повторения Тициана. Позже, во время реставрации работы в Венеции, версию Марковой поддержали несколько видных исследователей.


Виктория Маркова — признанный эксперт в области итальянской живописи XIV — XVIII веков. Ей принадлежит заслуга в установлении авторства сотен картин таких художников, как Тициан, Джулио Романо, Джорджо Вазари, Гвидо Рени, Бернардо Строцци, Бартоломео Манфреди и другие.

Открытия Марковой внесли значительный вклад в изучение творчества Томмазо Салини. При её непосредственном участии Пушкинский музей приобрёл порядка 150 произведений.


Слева: Виктория Эммануиловна Маркова. Фото: Wikipedia

«До сих пор оригиналом композиции „Венера и Адонис“ считалось полотно, хранящееся в Музее Прадо в Мадриде», — подчеркнула Марина
Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus – морской. Читать дальше
Лошак. Картина из испанского музея происходит из личной коллекции короля Филиппа II. Существуют также и другие варианты и повторения этой работы, которые, как полагают специалисты, были выполнены в мастерской Тициана. Наиболее известные из них находятся в Национальной галерее (Лондон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Национальной галерее искусств (Вашингтон), Музее Пола Гетти (Лос-Анжделес), в частной коллекции Лозанны и в других собраниях.

Сопоставление многочисленных версий композиции «Венера и Адонис» показывает, что лишь картина из Прадо (см. репродукцию ниже) и полотно, представленное ныне в Москве, совпадают по общему рисунку и деталям. При этом на рентгенограмме московской работы видно большое количество авторской правки, особенно на изображениях лиц и рук. В мадридском шедевре такие редакции практически отсутствуют.
Исследование картины из Прадо в 2014 году показало, что подготовительный рисунок под красочным слоем был переведён на полотно по методу калькирования с картины, представленной в Пушкинском музее. Таким образом, именно её следует считать первой версией знаменитого произведения.
«Картина обрела новую жизнь. Мы бы очень хотели, чтобы „Венера и Адонис“ стала частью нашего музея. Пока мы можем только обещать, что после завершения выставки, картина останется ещё на год в постоянной экспозиции ГМИИ им. А. С. Пушкина», — цитирует Марину Лошак агентство ТАСС.
Тициан изобразил сюжет из «Метаморфоз» Овидия об Адонисе, сыне Мирры, обращённой богами в дерево. Венера, случайно раненая стрелой Купидона, влюбилась в прекрасного юношу, но их любви препятствовала страсть Адониса к охоте. Когда он был убит разъярённым вепрем, богиня вырастила из его крови благоуханный цветок анемон. Эта история пользовалась большой популярностью у заказчиков в эпоху Возрождения. Этим объясняется, почему Тициан делал многочисленные копии своего произведения, и почему к этой теме часто обращались другие мастера.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам пресс-релиза ГМИИ им. А. С. Пушкина и сообщения агентства ТАСС
  8 
Artists mentioned in the article
 Comments  1
Vasiliy Morozovskiy
Vasiliy Morozovskiy
, May 18, 2018 01:15 PM 0
Original   Auto-Translated
Очень интересно но неправдоподобно! История Мадридского варианта официально задокументирована ,а об истории варианта из Москвы сообщается только то ,что куплена на аукционе во Франции. Тем более странно картина проходила проверку и атрибуцию и в таких случаях всегда берется информация по максимуму, такой промах кажется невероятным ли сам мэтр, то ли копия начала 17 века, когда Венецианская школа временно пришла в упадок. К сожалению не видел эту картину в оригинале- но то что выставленная в Москве самая вялая по настроению - факт невыразительный Адонис и сама Венера, собаки и даже небо особенно если сравнивать с вариантом в Прадо, Лос Анжелесе или неупомянутая версия из палаццо Барберини в Риме В репродукция варианта из Москвы сильно смущает ядовито синее небо ,абсолютно не характерное для тонального стиля Тициана в зрелом и особенно позднем периоде Не собираюсь кого то чему-то учить и доказывать, но у меня создалось впечатление что ценность этой сенсации невысока
To post comments log in or sign up.