34 украинских и 26 польских деятелей совриска высказываются о работе в искусстве, искусстве в работе и о труде в целом в экспозиции «Художественная работа. ART WORK». Участники выставки, которая продлится до 30 июля в Мыстецком Арсенале (Киев), поднимают животрепещущие вопросы о взаимоотношениях художника и арт-рынка, месте творца в социуме и его включенности в материальный контекст человеческого существования.
И стар и млад
Посетителям стоит запастись силами и временем. Чтобы обстоятельно осмотреть все 55 проектов (включая видео-арт продолжительностью по несколько минут), прочитать комментарии авторов и вникнуть в суть их посланий, понадобится не менее двух часов, а то и полдня.Состав участников, избранных куратором Мыстецкого Арсенала Алисой Ложкиной и независимым куратором Евой Сулек (Варшава), довольно разношерстный. Представлены как работы маститых, всемирно признанных деятелей современного искусства, так и инсталляции начинающих творцов, местами напоминающие дипломные или курсовые проекты (что, впрочем, не исключено).
К первым можно отнести Арсена Савадова с его каноническим фотосетом «Донбасс-шоколад». И хотя скандальный проект c обнаженными шахтерами в балетных пачках уже отметил 20-летний юбилей, без него тема выставки ART WORK, пожалуй, не была бы всеобъемлюще раскрыта.
Вторые же изощрялись в поиске наиболее замысловатых форм и средств выражения. В ход шли и художественно взращенная в чашках Петри разноцветная плесень, и отстрелянные автоматные гильзы, и старые советские холодильники, и даже колоссальных размеров полотнища, склеенные из кусков рубероида.
«Инсталляция состоит из живописных объектов одного размера — 6×2,5 м. Тяжелые, свисающие с балок плоскости покрыты рельефными слоями рубероида, залатанные как старая крыша с удушливым запахом. Запах для меня — очень важный элемент коммуникации со зрителем. Он влияет на восприятие пространства, вызывая в сознании воспоминания, ассоциации, чувства и предчувствия», — комментирует свою работу автор.
«Инсталляция состоит из живописных объектов одного размера — 6×2,5 м. Тяжелые, свисающие с балок плоскости покрыты рельефными слоями рубероида, залатанные как старая крыша с удушливым запахом. Запах для меня — очень важный элемент коммуникации со зрителем. Он влияет на восприятие пространства, вызывая в сознании воспоминания, ассоциации, чувства и предчувствия», — комментирует свою работу автор.
Все же более качественно и профессионально, пусть и несколько консервативно (как для выставки совриска) выглядят олдскульные живописные полотна и старые добрые фотографии. Среди последних — снимки из цикла Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics. Киевлянин Евгений Никифоров уже несколько лет коллекционирует и сохраняет для истории уцелевшие артефакты коммунистической эпохи.
Сложно пройти и мимо панорамных, в полстены, монохромных отпечатков Игоря Гайдая. Геометрия и ритм рядов из сотен людей и лиц, словно размноженных в фоторедакторе при помощи команды copy-paste, ненавязчиво вводят в гипнотический транс.
Игорь Гайдай. «Свадьба. Шешоры» (2007)
«Мы жили в этом селе, через четыре дома. Три ночи не спали из-за музыки, на четвертую пошли выяснять отношения. Договорились. Шикарная свадьба, как и заведено в этих краях. 400 гостей. Все пришли и приехали — родственники, друзья, соседи. Гуляют неделю. Люблю этот праздник в селе», — поясняет табличка рядом с фото.
Мурал Романа Минина «Шахтер-чемпион» (2017) — размышление о том, что футбольная команда, изначально подразумевающая участие лучших спортсменов из числа работников угледобывающей промышленности, сегодня состоит главным образом из уроженцев экзотических стран.
Спешите видеть
Несколько залов экспозиции ART WORK отведены под видеопроекты. Они транслируются нон-стоп — хорошая возможность сделать паузу во время утомительного трипа, присесть на специально предназначенные скамьи и посмотреть короткие фильмы.Одни подробно повествуют о создании художниками их работ: начиная с рождения идеи и до ее конечной реализации. Другие посвящены интервью, в которых молодые творцы (некоторые — анонимно) делятся нюансами финансовых отношений с арт-рынком и окружающим миром в целом. А некоторые монотонно воспроизводят авторские мантры. Одна из художниц таким нетривиальным способом пытается раздобыть средства к существованию, другая — скоротать время в неотапливаем жилище, не имея возможности оплатить счета.
Фильм, ради которого стоит на несколько минут задержаться у экрана, — совместная работа Ольги Киселевой и Камиллы Пьяццы «Arbeit macht frei» (2008). Чтобы иметь возможность творить, Камилла шесть месяцев в году проводит на реставрационных работах в бывшем концлагере, а ныне музее-памятнике Аушвиц-Биркенау. Бесстрастный голос рассказчицы ведет повествование о физически и морально изматывающем труде, поразительным образом складывающееся в чистой воды поэзию, рифмуясь и закольцовываясь с видениями прошлого и настоящего.
Кадр из второй видеоинсталляции Ольги Киселевой (директора Института науки и искусства Университета Сорбонны, главного редактора журнала Plastik Art&Science). Герой еще одного фильма из цикла «Двойная жизнь», который Ольга снимает с 2006 года, днем трудится в местном супермаркете, а вечером преображается в богемного художника.
И смех и грех
Гости из Польши привносят в разномастную экспозицию недостающую легкость бытия. Художник Роберт Валека работает в ироничной манере, замешивая абсурдный коктейль из вывернутых наизнанку повседневных вещей и сиюминутно всплывающих из подсознания отпечатков детства. К примеру, гигантской самодельной рогатки или претерпевшего дикие трансформации мультперсонажа Лёлика (более известного в связке со своим закадычным другом Болеком).Роберт Валека. «Или, возможно, мы наделим его какой-нибудь функцией?» (2017)
Томаш Позныш набивает руку в постмодернистских экзерсисах, создавая уморительные ремейки классических полотен (холст, масло, темпера).
Неожиданное, пожалуй, даже для самих авторов воплощение обрел арт-объект «Капсула времени». Ярослав Солоп и Михаил Букша призывают посетителей оставлять в специальном контейнере предметы, которые по завершении выставки будут законсервированы на территории музея. Для передачи через 100 лет будущим поколениям «материальных, физически существующих продуктов жизнедеятельности современных Homo sapiens, которые, возможно, через столетия потеряют свои функциональные способности и станут предметами художественных и археологических исследований».
Результатом проекта стал поразительный антропологический срез. «Капсулу времени» заполнили конфетными обертками, пустыми пластиковыми бутылками и бумажными стаканчиками, смятыми программками и флаерами. Лишь кое-где в куче мусора проглядывают цифровые носители, на которых отдельные личности, видимо, все-таки потрудились передать потомкам нечто более ценное.
Теперь главная интрига заключается в том, какой отпечаток
оставят ценители совриска в «Капсуле времени» на выставке в Городской Галерее Вроцлава. Там открытие экспозиции «Художественная работа. ART WORK» состоится 30 августа при поддержке Министерства культуры и национального наследия Польши.
Заглавная иллюстрация: artarsenal.in.ua
Текст и фото с выставки — Наталья Азаренко
Текст и фото с выставки — Наталья Азаренко