Крупнейшая выставка работ Николая Рериха в Русском музее: путь мыслителя
Обширная
ретроспектива работ Николая Константиновича Рериха, приуроченная к 140-летию со дня рождения художника
, до 7 июля проходит в Санкт-Петербурге. Три сотни работ не просто показывают смену тем и стилей
, а ведут по жизненному пути Мастера-мыслителя. И
, побывав на выставке
, понимаешь
, что путь
Рериха у каждого свой. Отправляемся в путешествие!
Николай Рерих — не просто великий художник. Точнее, он не только художник. Сценограф, путешественник, общественный деятель, писатель, археолог, философ — все это о нем. Темы, к которым он обращался в своем творчестве, как и дороги его жизни кажутся бесконечно разнообразными.
Экспозиция «Николай Рерих. 1874−1947» приурочена к 140-летию со дня рождения творца. На сегодняшний день это крупнейшая выставка Николая Рериха — на ней представлены более 300 работ художника.
Основная часть работ экспозиции взята из запасников Русского музея, в котором собрано наибольшее количество работ — более 400, которые завещал музею сам Рерих. Часть картин привезли из Третьяковской галереи, Петергофа, музея-квартиры Исаака Бродского и частных коллекций. Некоторые картины на публике впервые: это так называемые «этюды» — на самом деле замечательные полновесные работы.
Важно, разумеется, не количество работ. Интересно то, что под одной крышей можно посмотреть все периоды, увидеть и осознать все интересы великого человека: от его студенческих работ («Украинский пейзаж», 1897 год — «здесь заметно влияние Куинджи, в мастерской которого учился Николай Рерих»), до работ, сделанных незадолго до смерти. Театральные работы, цикл работ, посвященный древним славянам, Гималаи, индийский период… Переходя из зала в зал, путешествуя по времени и планете вместе с Рерихом, становится понятен масштаб этой личности, широта его интересов и историй, его космополитичность.
Выставки в корпусе Бенуа Русского музея редко проходят при пустых залах: любители живописи, эстеты всех мастей, студенты и школьники, историки, и, разумеется, туристы. Фойе переполнено, а на самой выставке не получается уйти от голоса экскурсоводов, описывающих периоды жизни художника и комментариев зрителей. Самой благодарной публикой оказываются дети. Они группками сидят на полу вокруг преподавателей и слушают почти былинные истории жизни славян, иллюстрации к которым смотрят на них со стен. Взрослых больше увлекает бытовая часть, как-то витает в воздухе и обсуждение тем вроде «насколько мы славяне», и «высадка славян на Днепре». Дети же видят героев, историю которых интересно повторить хотя бы визуально.
Период работы Рериха с легендарным антрепрененом, устроителем «Руссих сезонов» Сергеем Дягилевым, условно называют «театральным периодом» его творчества. На выставке представлены эскизы костюмов к спектаклям «Снегурочка», «Сестра Беатриса», а также эскизы декораций к постановке «Пер Гюнт».
Центральное место и акцент экспозиции — «Богатырский фриз», который был написан Рерихом для столовой в доме купца и промышленника Филадельфа Бажанова в Петербурге. Этот фриз состоит из семи огромных панно: «Илья Муромец», «Соловей-разбойник», «Вольга», «Баян» «Микула», «Садкои «Витязь». Ну, а венец творения-фриза — полотно «Садко», которое не может остаться незамеченным в первую очередь из-за размеров. А еще потому, что экскурсоводы начинают разговор в этой части выставки, подчеркивая уникальность события: полотно редко выставляется, опять-таки из-за размеров.
Кроме «Садко», впервые выставляется фрагмент фриза «Городище», до этого момента находившийся на реставрации.
Но «зависают» многие зрители совсем в другом зале — там, где размещены картины восточного периода автора. Яркое событие этой экспозиции, ведь практически все из десятков темперных рисунков выставляются впервые. Бесконечная череда гор: утром, на закаты, в тумане, на рассвете… Кажется, что Рерих написал все возможные и невозможные состояния гор, света и неба в этом краю.
Пара хипстеров, которые фиксируют каждый свой шаг (и на выставке тоже) на Айфон, говорят: «Ты на фоне этой стены выглядишь, как на фоне своего же Instagram». Действительно, десятки одинаковых по размеру рисунков, «запечатывающие» стены, как мозаика напоминают виртуальные галереи смартфонов. И при этом они бесконечно разнообразны! Такого света и такой яркости нет в работах других периодов творчества Рериха, и именно здесь начинаешь ощущать просветление и мудрость, спокойствие и радость от встречи с ним через года.
Евгения Маслова.
Благодарим пресс-службу Русского музея за предоставленные иллюстрации.