Венецианский Ренессанс в Москве: Тициан, Тинторетто, Веронезе
В
Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась долгожданная и масштабная вставка
«Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России». В экспозиции
, развернувшейся в роскошном Белом Зале музея
, представлены только первоклассные произведения
, исполненные тремя величайшими живописцами. В Москве эти работы собраны впервые
, а некоторые из них никогда не покидали пределов Италии.
Выставка дает российскому зрителю уникальную возможность увидеть рядом произведения трех великих мастеров-современников
, чье творчество во многом перевернуло представления о самом процессе создания картины
, заложив основы развития живописи во всей Европе. На выставке в ГМИИ им. Пушкина представлены 23 произведения
, которые в полной мере дают представление как о культуре Венеции эпохи Ренессанса
, так и о мастерстве
Тициана,
Тинторетто и
Веронезе, которые сделали Венецию великим культурным центром своего времени.
На вернисаже выставки «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России». Источник фото с выставки здесь и далее: страница ГМИИ им. Пушкина в социальной сети Фейсбук.
Статус Венеции как города-легенды поддерживался благодаря огромным средствам, которые представители городской элиты вкладывали в картины, скульптуры, архитектурное обновление отдельных зданий и города в целом, а также в предметы роскоши. В этой среде и сформировались мастера, которые внесли наибольший вклад в формирование венецианского стиля — Тициан, Веронезе, Тинторетто. Постоянный спрос на произведения искусства со стороны местных и зарубежных клиентов привлекал в Венецию и многих художников из соседних провинций, привозящих в лагуну собственные художественные традиции.
Как мы уже писали в
анонсе выставки, одна из ее сенсаций — принадлежащая благотворительному фонду
«Классика» композиция Тициана
«Венера и Адонис». Опознанная как работа великого мастера главным научным сотрудником ГМИИ им. А. С. Пушкина
, доктором искусствоведения Викторией Марковой
, она лишь недавно вошла в историю искусства и до сих пор в России не экспонировалась.
К этой выставке ГМИИ им. Пушкина готовился очень долго. И даже если вы не сможете попасть в Москву и увидеть великие шедевры собственными глазами
, можно воспользоваться
великолепно подготовленным аудиогидом и послушать — или прочитать — об историях знаменитых полотен
, которые в эти дни экспонируются в российской столице.
Мы решили не просто продемонстрировать вам иллюстрации
, но и процитировать их описания
, подготовленные для зрителей сотрудниками Пушкинского музея.
Пожалуй, самое яркое полотно нынешней экспозиции — «Саломея» кисти Тициана, по праву завоевавшая широкую известность и славу. Картина редко покидает пределы Италии, что делает ее пребывание на московской выставке еще более ценным.
Эта работа относится к числу ранних произведений маэстро. Начиная с конца XV века, иконография образа Саломеи являла собой поясное изображение героини, устремившей взгляд на главу Иоанна Крестителя. Такие картины писали для частного, домашнего интерьера, и нередко изображение Иоанна Крестителя представляло собой , подчеркивающий поражение мужчины, побежденного красотой и очарованием женщины. В данной работе профиль Иоанна Крестителя повторяет профиль Тициана. Независимо от того, стремился ли художник представить себя в образе пораженного влюбленного, он создал шедевр, пронизанный тонким эротизмом.
Тициан, Веронезе и Тинторетто родились в разных городах, принадлежали к разным поколениям, имели разный социальный статус и образование. Каждый из них развивал заметно отличающиеся друг от друга, но взаимодополняющие художественные стили и языки. Тем не менее, в их судьбах много общего — к примеру, все они выполняли заказы для важнейших церквей Венеции и прилегающих территорий, а также работали по частным заказам крупнейших политиков их времени. Кроме того, все три мастера стояли во главе наиболее активных мастерских, которые, по венецианской традиции, были семейными.
Тициан Веччелио. «Святой Иоанн Милостивый». 1549. Сан-Джованни Элемосинарио, Венеция
Вот что
рассказывает научный руководитель выставки, профессор Веронского университета Бернард Айкема: «Все соразмеряли себя с Тицианом. Он ввел идею цвета
, света в венецианском и европейском искусстве. В этом смысле Тициана можно считать первым настоящим европейским художником. Тинторетто был моложе
, работал в основном для венецианских заказчиков и постепенно вытеснил Тициана с рынка в Венеции. Между ними существовало настоящее соперничество. Затем в Венецию приехал молодой человек по имени Паоло Кальяри
, прозванный Веронезе
, то есть „человек из Вероны“. Этому художнику удалось установить дружеские отношения с Тицианом
, он был более добродушный
, в отличие от вредного Тинторетто
, поэтому Тициан его терпел», — объясняет специалист хитросплетения отношений между художниками.
Картины трех великих мастеров подобраны таким образом, что зритель имеет возможность проследить историю взаимодействия художников, их влияние на творчество друг друга, их противостояние и заимствование тем и техник.
Еще одна работа Тициана, представленная на выставке в Пушкинском музее — кардинала Алессандро Фарнезе-младшего (1520−1589). Его называют «великим принцем Возрождения», и не только из-за истории его личной жизни (несмотря на церковный сан, он имел многочисленные любовные связи и даже внебрачную дочь), но прежде всего благодаря деятельности в качестве мецената. Он был собирателем древностей, покровителем Эль Греко, инициатором строительства принадлежавших его семье величественных дворцов в Риме. Кроме того, кардинал Фарнезе был сторонником иезуитов, и его старания обеспечили возведение церкви Иль Джезу.
Тициан знал, как добиваться заказов и иметь дело с представителями крупнейшей европейской аристократии: не только с членами самых влиятельных итальянских правящих семей — Делла Ровере, Гонзага, Медичи, но и, что было особенно важно, с правителями дома Габсбургов. Между великим мастером Тицианом и могущественной папской семьей также сложились тесные взаимоотношения, начавшиеся в 1542 году.
Чезаре Мария Рагальини, Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в Российской Федерации на открытии выставки
По словам куратора Томаса Далла Коста, устроителям
«труднее всего было договориться с церквями. Представьте себе: картину написали для определенной базилики
, она хранилась там 500 лет
, и вот теперь кто-то хочет увезти ее так далеко
, в другой климат. Конечно
, им не хотелось расставаться с полотнами».
Не меньше грандиозности представленных на выставке шедевров поражает их страховая стоимость — общая сумма достигает 300 миллионов евро. Самая высокая страховая стоимость — у «Саломеи» Тициана, 60 миллионов. При распаковке экспонатов каждый из них тщательно, буквально по сантиметру, осматривали для выявления возможных дефектов которые могли появиться при транспортировке.
Якопо Тинторетто. «Пирам и Фисба».
Якопо Тинторетто. «Тайная вечеря». 1547
Этот шедевр раннего Тинторетто написан по заказу настоятеля Скуолы дель Сантиссимо Сакраменто
, основанной в 1516 году при церкви Сан Маркуола. Как свидетельствует надпись
, оставленная рукой художника на табурете на первом плане
, работа была закончена 27 августа 1547 года.
Это первая «Тайная вечеря», написанная Тинторетто, а также его первый заказ от Скуол. Дебют прошел успешно: спустя некоторое время подобные малые братства одно за другим будут обращаться к Тинторетто. За свою творческую жизнь он написал не менее девяти картин для Скуол дель Сантиссимо Сакраменто, которые стали его основными заказчиками. Они представляли собой религиозные братства, особенно почитавшие Евхаристию. Располагающие ограниченными финансовыми средствами, Скуолы дель Сакраменто обычно не имели собственного помещения, им отводилось отдельное место в церкви, «банко дель Сакраменто» — стоящая вдоль стены деревянная скамья с ящиками. Члены совета братства находились здесь во время церковной службы, здесь же проводились собрания. На стене над скамьей нередко размещали изображение Тайной вечери, к которой восходит таинство Евхаристии.
На вернисаже выставки.
Оба фото: страница музея в соцсети Фейсбук
«Воскресение Христа» (иллюстрация ниже) — пример религиозной картины, написанной не для церковного интерьера, а для частного заказчика (per committenza privata), чье имя до нас не дошло. Импровизационность живописной манеры с характерным для Веронезе чередованием длинных и коротких отрывистых мазков, свежесть колорита, построенного на излюбленных им оттенках красного и зеленовато-синего, а также мастерское использование эффектов освещения указывают на то, что картина была написана в первой половине — середине 1570-х годов, в период высшей творческой зрелости живописца.
Эта картина из фондов Пушкинского музея прошла успешную реставрацию: очень тонкая, очень сложная и очень творческая работа, которую проделала глава мастерской реставрации живописи, художник-реставратор Надежда Кошкина, преобразила вещь и превратила ее в подлинную жемчужину — такую, какой она была изначально.
Паоло Кальяри, прозванный Веронезе. «Святой Мина». 1558–1561. Модена, Галерея Эстенсе
Паоло Кальяри, прозванный Веронезе. «Святой Иоанн Креститель». 1558–1561. Модена, Галерея Эстенсе
Картины Веронезе «Святой Иоанн Креститель» и «Святой Мина» изначально украшали орган венецианской церкви Сан Джеминьяно, стоявшей на площади Сан Марко. При закрытом органе можно было увидеть изображения двух святых епископов, а представленные на выставке картины украшали внутренние поверхности створок. Веронезе написал их в 1558—1561 годах по заказу настоятеля Бенедетто Мандзини. Как упоминал Сансовино в 1561 году в книге «Достопримечательности», посвященной Венеции, этот орган — «чудесное по своей архитектуре, гармонии и живописи» творение.
Паоло Кальяри, прозванный Веронезе. «Похищение Европы».1578−1580 Рим, Капитолийские музеи / Пинакотека Капитолина
В эпоху Возрождения наиболее распространенной версией мифа о Европе стала история, рассказанная Овидием во второй книге «Метаморфоз». Европа была прекрасной молодой девушкой, в которую влюбился Юпитер. Чтобы приблизиться к ней, он прибег к одному из своих обычных превращений, обратившись в белого быка и смешавшись со стадом животных, пасшихся на лугу.
…Европа позволила быку подойти к себе и начала обвязывать его голову гирляндами из цветов. Но как только девушка села на его спину, бык поднялся, направился к берегу моря и, оказавшись в воде, поплыл вместе с ней к острову Крит, где в дальнейшем они сочетались браком. Веронезе помещает сцену на лесную поляну неподалеку от берега моря. Действия главных героев отсылают к ритуалам светской жизни Венеции того времени, а именно — к туалету благородной дамы. Европа украсила себя серьгами и жемчужным ожерельем, в соответствии с традиционным костюмом венецианской невесты. Две служанки поправляют ее одеяния, как если бы они готовили девушку к свадебному шествию, в то время как две другие прислужницы готовы собирать цветочные гирлянды и яблоки, которые им бросают амуры.
Паоло Кальяри, прозванный Веронезе. «Мадонна с Младенцем и святыми Петром и Екатериной Александрийской».
Ок. 1550 г. Виченца, Городской музей Палаццо Кьерикати
На картине Веронезе Мадонна — это прекрасная венецианская девушка с золотыми волосами. Она кажется отрешенной и задумчивой. В мужской фигуре мы со всей очевидностью узнаем святого Петра, поскольку он держит в руке ключ, постоянный атрибут в иконографии апостола. А женский образ, предположительно, — Екатерина Александрийская.
Паоло Кальяри, прозванный Веронезе. «Святой Иероним». 1580
Картина «Святой Георгий» поступила в Эрмитаж как работа Паоло Веронезе. Главным препятствием для справедливой оценки работы было состояние ее сохранности: многочисленные слои желтого лака искажали цветовую гамму и нивелировали эффекты света и тени — одну из характеристик живописи Тинторетто. Проведенная в 1997—2000 годах реставрация освободила авторскую живопись от позднейших наслоений лака и реставрационных записей, что позволило отказаться от сомнений в авторстве Тинторетто.
Паоло Кальяри, прозванный Веронезе. «Сусанна и старцы». 1580−1585.
Генуя, Палаццо Бьянко (предоставлено в безвозмездное пользование частным собранием).
Сюжет этой картины описан в Книге пророка Даниила. Сусанна была прекрасной женой Иоакима, богатого иудея из Вавилона. Она приглянулась двум старейшинам из народа, избранным судьям, которые стали постоянно следить за ней и однажды решили осуществить свои нечистые намерения, воспользовавшись моментом, когда она купалась одна в собственном саду. Приблизившись, старцы стали домогаться Сусанны, говоря, что, если она не уступит их желаниям, они публично опорочат ее и засвидетельствуют, будто видели, как она возлежала с молодым человеком. Сусанна осталась непоколебимой, отказавшись от греха перед Господом и предпочтя стать невинной жертвой наговоров. Этот сюжет привлекал художников начиная с первых лет христианства, в разное время подвергаясь различным интерпретациям и достигнув наибольшей популярности в XVI и XVII веках.
Якопо Робусти, прозванный Тинторетто. «Снятие с креста» (ок. 1560 г. Венеция, Галерея Академии). Картина представляет собой алтарный образ, написанный для венецианской церкви Санта Мария дель Умилтá, не сохранившейся до наших дней.
Пожалуй, эта картина — одно из самых эмоциональных религиозных произведений Якопо Тинторетто. Сцена, выхваченная из тьмы ярким направленным светом, падающим с правого верхнего угла, изображена на фоне ночного пейзажа. В центре динамичной многофигурной композиции — тело мертвого Христа, лежащего на коленях Марии, упавшей без сознания. Иосиф Аримафейский, поддерживающий фигуру Христа, образует с ним единую диагональ, идущую параллельно линии, выстроенной положением трех Марий. В «Снятии с креста» Тинторетто интерпретирует библейский сюжет с особой выразительностью, приближая образы святых к простым смертным.
Якопо Робусти, прозванный Тинторетто. «Грехопадение Адама и Евы».
Ок. 1550−1551. Венеция, Галерея Академии
В композицию картины «Грехопадение Адама и Евы» Тинторетто включает сразу два сюжета: грехопадение (на переднем плане) и изгнание из Рая (на заднем плане). Работа входит в цикл композиций на библейские сюжеты, созданный Тинторетто для зала Альберго Скуолы делла Тринитá и включающий пять полотен на тему Сотворения мира. Красота героини «Грехопадения Адама и Евы» и округлость ее форм напоминают обнаженные фигуры с полотен Тициана, под чьим явным влиянием работал над этой серией Тинторетто. В то же время тщательно выписанная мускулатура Адама говорит о явном обращении художника к произведениям Микеланджело.
Сам Тинторетто, подчеркивая значимость для его творчества работ этих признанных гениев, на дверях своей мастерской написал девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана».
Якопо Робусти, прозванный Тинторетто. «Портрет прокуратора Антонио Капелло».
Ок. 1560−1565 гг.
Венеция, Галерея Академии
На этом портрете, представленном на выставке, изображен прокуратор Антонио Капелло. Он начал политическую карьеру в 1511 году, в возрасте около 17 лет. В 1525 году Капелло был избран прокуратором Супры, ведавшей собором Сан Марко, его Сокровищницей и Соборной площадью. Портрет же для Прокураций был написан намного позднее вступления Капелло в должность, в период после выборов, то есть в 1560—1565 годах. Антонио Капелло был известен и как меценат, тонко чувствующий искусство.
Тинторетто изображает Антонио Капелло согласно духу Венецианской республики. Отсутствуют украшения и детали, которые могли бы подчеркнуть статус изображаемого, но были неприемлемы для Дворца правительства. Не броские драгоценные изделия или ткани, а само мастерство живописи Тинторетто — вот главное, что прославляет прокуратора Капелло.
Действие евангельской притчи «Христос и грешница», изображенной на своем полотне Тинторетто (иллюстрация ниже), происходит в храме, где с рассвета проповедует Христос. Книжники и фарисеи приводят в храм женщину, уличенную в прелюбодеянии, и, чтобы спровоцировать Спасителя, спрашивают, что он думает о законе иудейском, предусматривавшем публичную смертную казнь в виде избиения камнями за непристойное поведение. Но Иисус вместо ответа начинает писать пальцем на земле. И наконец, принуждаемый фарисеями к ответу, он произносит знаменитую фразу: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень».
Сюжет «Христос и грешница» был очень популярен в венецианской живописи XVI века. Тинторетто обращался к нему не раз в сороковые годы. Но, без сомнения, полотно из Палаццо Барберини представляет самое эффектное с точки зрения сценографии решение этой композиции.
Якопо Робусти, прозванный Тинторетто. «Христос и грешница».
Ок. 1545−1548 гг. Рим, Национальная галерея старинного искусства, Палаццо Барберини
Алтарная композиция «Крещение Христа» была написана Тинторетто для церкви Сан Сильвестро. Ранее произведение недооценивалось, однако после проведенной в 2003—2004 годах реставрации «Крещение Христа» предстало по-новому: был удален потемневший лак, поздние дополнения и открыты новые авторские живописные детали.
Сегодня картина считается одной из самых значительных среди находящихся в Венеции алтарных работ Тинторетто
Как
заявила журналистам директор ГМИИ им. Пушкина Лошак
, комментируя открытие выставки
, «зная Италию и подход директоров итальянских музеев к своим работам
, очень бережное отношение к своему искусству
, это невероятный жест дружбы
, который невозможно не оценить».
Москвичи и гости столицы могут посетить грандиозную экспозицию работ величайших мастеров Венецианского Ренессанса в ГМИИ им. Пушкина до 20 августа 2017 года.
Титульная иллюстрация: Тициан
, «Венера и Адонис»
(фрагмент). 1560.
При подготовке обзора использованы материалы пресс-релизов ГМИИ им. Пушкина
, страницы и иллюстрации музея в социальной сети Фейсбук
, а также материалы аудиогида музея.