Захватывающее открытие сделал Городской музей (Стеделик) в Амстердаме, где хранится крупнейшая за пределами России коллекция работ Казимира Малевича. Во время инвентаризации Коллекции Харджиева был найден ранее неизвестный набросок к культовой картине Малевича «Англичанин в Москве» (1914). Это полотно является одной из жемчужин в собрании галереи.
«Коллекцией Харджиева» называется собрание российского авангарда и историческая художественная библиотека, принадлежавшие русскому литературоведу Николаю Харджиеву (1903 — 1996). В Стеделике они размещаются с 1998 года. В 2013 — 2014 годах значительная часть коллекция составила основу большой ретроспективы Малевича в Городском музее в Амстердаме, галерее Тейт в Лондоне и Кунстхалле в Бонне.
За последние двадцать лет Стеделик провёл обширные исследования Коллекции Харджиева. Проводя инвентаризацию библиотеки, эксперт по русскому авангарду Джеерт Иманс обнаружил между страниц монографии, которую Хаджиев написал о художнике Павле Федотове, рисунок размером 14 на 10 см. Набросок и сама картина «Англичанин в Москве» относятся к так называемому «алогичному» периоду творчества Малевича, когда художник создавал работы, противоречащие живописным традициям или логике. Объекты и формы на них оторваны от реальности и образуют необычные композиции.
Слева: набросок Казимира Малевича к картине «Англичанин в Москве» (1914), найденный между страницами монографии в Городском музее в Амстердаме. Фото: stedelijk. nl
Эта картина стала первым шагом к новому стилю Малевича — супрематизму. На рисунке и на полотне есть слова «частичное затмение». Малевич, желая уничтожить традиционную эстетику, верил в необходимость полного затмения. В этом смысле англичанин, выглядывающий из темноты, является далёким родственником знаменитого «Чёрного квадрата» 1915 года.
Англичанин в Москве
1914, 88×57 см
Директор Стеделика Беатрикс Руф в восторге от открытия: «Этот рисунок на квадратном листе, датированный 1914 годом, — недостающее звено в серии рисунков, которые мы включили в каталог „Русский авангард
. Коллекция Харджиева“ 2013 года. Это открытие не только подтверждает важность исследований, но и демонстрирует сильную синергию между нашей коллекцией Малевича и коллекцией Харджиева».
С сегодняшнего дня рисунок выставлен на всеобщее обозрение в ознаменование первого «Симпозиума Харджиева», которое проходит в Стаделике 2 и 3 июня.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам artdaily.com