Одна из основных работ французского импрессиониста Фредерика Базиля, долгое время считавшаяся утраченной или уничтоженной, обнаружена благодаря рентгеновскому анализу. «Молодая женщина за пианино», первое полотно, которое начинающий художник хотел представить в официальном парижском Салоне, было найдено под одной из его последних работ — «Руфь и Вооз» (см. иллюстрацию ниже).
Открытие было сделано при подготовке выставки «Фредерик Базиль и рождение импрессионизма», которая сейчас проходит в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, теперь представлены его подробности.
Рентгеновский снимок показал, что под верхним слоем картины «Руфь и Вооз» скрывается «Молодая женщина за пианино». Фото: Музей Фабра
Ретроспектива Фредерика Базиля, организованная музеями Фабра, Орсе и Национальной галереей в Вашингтоне, уже побывала в Монпелье, на родине художника, и в Париже. Её обзор читайте в нашем отдельном материале.
«Молодая женщина за пианино» (1866) была крупнейшей и самой амбициозной работой, которую Базиль сделал в 1860-х. В итоге полотно не было принято Салоном. Художнику пришлось дебютировать на вернисаже с «Натюрмортом с рыбой» меньших размеров.
Натюрморт с рыбой
1866, 63.5×81.9 см
О существовании «Женщины у пианино» известно из писем Базиля к матери. «Очень большую трудность представляет женщина, — писал он. — Это зелёное атласное платье, которое я взял напрокат, и светловолосая голова, их я страшно боюсь сделать не так, как нужно, хотя Курбе похвалил меня в начале».
«Он даёт очень подробные описания, — рассказала изданию artnet News куратор американской галереи Кимберли А. Джонс. — Основываясь на этой переписке, искусствоведы знали обо всех деталях, от темы картины до точной высоты и ширины холста. Она много значила для него в то время, он проделал упорную работу».
Слева: Фредерик Базиль, «Автопортрет с палитрой», написанный в том же 1866 году, что и «Молодая женщина за роялем». Чикагский институт искусств
Но почему Базиль позже закрасил эту композицию? Искусствоведы полагают, что с одной стороны — из экономии, с другой — он был недоволен. «Вы не закрашиваете работу, которая вам нравится, и которую можете исправить, — говорит Джонс. — Тот факт, что художник получил отказ в Салоне, возможно, укрепил его уверенность, что она не так хороша».
Выше: картина Фредерика Базиля «Молодая женщина с пионами» (1870) из коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне также содержит скрытое изображение. Фото: nga.gov
Фредерик Базиль погиб на фронте в 1870 году в возрасте всего лишь 29 лет. Его художественная карьера продолжалась всего семь лет, за которые он создал 60 произведений. Поэтому любые дополнения к этому малочисленному наследию имеют огромное значение для специалистов. «Пока что обнаружено 11 картин со скрытыми композициями, — сказала Джонс. — Мы изучили лишь половину его работ, так что подозреваем, что есть ещё».
Исследователям предстоит определить, какие ещё известные произведения Базиля содержат «сюрпризы». При этом, как подчёркивают учёные, рассматривая холсты под рентгеновским или инфракрасным излучением, очень трудно оценить степень завершённости закрашенной картины.
Исследователям предстоит определить, какие ещё известные произведения Базиля содержат «сюрпризы». При этом, как подчёркивают учёные, рассматривая холсты под рентгеновским или инфракрасным излучением, очень трудно оценить степень завершённости закрашенной картины.
Выше: картина Фредерика Базиля «Мастерская художника на улице Кондамин, 9 в Париже» (1870) из Музея Орсе и скрытое под ней изображение обнажённой женщины. Фото: C2RMF / Bruno Mottin
Сейчас посетители Национальной галереи в Вашингтоне могут увидеть рентгеновские снимки «Молодой женщины за пианино» и ряда других перекрашенных полотен. Вообще же цель выставки — вернуть Фредерику Базилю законное место в плеяде французских импрессионистов.
Он начал изучать медицину в Париже в 1866 году в возрасте 20 лет, но спустя два года отказался от этого и поступил в парижскую студию швейцарского художника Шарля Глейра. Там он работал рядом с Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром и Альфредом Сислеем. После гибели Базиля его картины не были включены ни в одну из официальных выставок импрессионистов — и это единственная причина, по которой он не считается участником этого движения.
Он начал изучать медицину в Париже в 1866 году в возрасте 20 лет, но спустя два года отказался от этого и поступил в парижскую студию швейцарского художника Шарля Глейра. Там он работал рядом с Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром и Альфредом Сислеем. После гибели Базиля его картины не были включены ни в одну из официальных выставок импрессионистов — и это единственная причина, по которой он не считается участником этого движения.
Картина Фредерика Базиля «В кругу семьи» (1867) стала «лицом» его ретроспективы в Монпелье, Париже и Вашингтоне
«На самом деле импрессионизм
начался не в 1874 году. Возникновение этого движения коренится в 1860-х годах, в товариществе и дружбе этих молодых художников, чьим фронтом и центром был Базиль», — подчёркивает Кимберли Джонс.
Выставка «Фредерик Базиль и рождение импрессионизма» в Национальной галерее искусств в Вашингтоне продлится до 9 июля.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам artnet News. Главная иллюстрация: Фредерик Базиль, «Руфь и Вооз» (1870), Музей Фабра в Монпелье