войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Сюрреализм Риты Кернн-Ларсен представлен в Музее Пегги Гуггенхайм

«Датский Пикассо в юбке» — так называли современники Риту Кернн-Ларсен, ученицу Фернана Леже. Художественный проект, посвященный сюрреалистическому периоду в творчестве художницы, в эти дни проходит в Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции. Кто такая Рита Кернн-Ларсен и что связывает художницу и племянницу промышленника Соломона Гуггенхайма? Рассказываем.
Сюрреализм Риты Кернн-Ларсен представлен в Музее Пегги Гуггенхайм
Небольшая — всего лишь 12 работ, — но насыщенная смыслами и историей экспозиция работ Риты Кернн-Ларсен (1904−1998) разместилась в двух новых уютных выставочных залах Палаццо Вернье дей Леони. Впервые имя художницы громко прозвучало в 1938 году, когда выставку ее работ представила Пегги Гуггенхайм в своей лондонской галерее Guggenheim Jeune («Юная Гуггенхайм»).
Рита Кернн-Ларсен была не единственной женщиной-художником, которая в 1930-х годах боролась за художественное признание и собственное место в современном искусстве. Рядом с ее картинами на выставках экспонировались произведения Эйлин Агар, Леоноры Каррингтон, Леонор Фини, Фриды Кало, Мерет Оппенгейм, Доротеи Таннинг; все они провозглашали собственный взгляд на свободу духа и творчества в контексте сюрреалистической революции.
Рита Кернн-Ларсен. «Яблоко». 1934
Рита Кернн-Ларсен. «Яблоко». 1934
Как пишет дочь Риты Кернн-Ларсен, ее мать была еще совсем молода, когда решила стать художником. На ее первой картине был изображен вид из ее дома детства, замок XVII века Фредериксборг, который она всегда называла «мой замок». Рита происходила из зажиточной буржуазной семьи, жившей в провинциальном городе Хиллерод к северу от Копенгагена. Ее отец был торговцем-бакалейщиком, а затем стал директором первого банка в городе. С юных лет Рита любила шить — вначале это была одежа для кукол, а потом и наряды для себя, и для близких.
Рита Кернн-Ларсен. «За зеркалом». 1937
Рита Кернн-Ларсен. «За зеркалом». 1937
Рита Кернн-Ларсен не очень любила Данию. Когда она приехала в Париж в начале тридцатых годов, она оказалась в центре кипучей творческой интеллектуальной «тусовки» среди таких художников, как Фернан Леже (который стал ее учителем), Пабло Пикассо, Макс Эрнст, режиссер Бунюэль. Здесь, в Париже, Рита знакомится с дилером и журналистом Исааком Грюнбергом, который имел большие связи в художественном мире, и за которого она вышла замуж. Париж, Лондон, Нью-Йорк … Все самые яркие сюрреалистические выставки стали неотъемлемой частью жизни художницы.
Рита Кернн-Ларсен в Копенгагене. 1934. Фото из коллекции Даниэля Грюнберга (Danielle Grünberg).

Рита Кернн-Ларсен в Копенгагене. 1934. Фото из коллекции Даниэля Грюнберга (Danielle Grünberg).

В 1934 году Кернн-Ларсен познакомилась с группой датских художников-сюрреалистов и год спустя начала активную выставочную деятельность. Именно тогда один из критиков назвал художницу «датским Пикассо в юбке».
Датчане активно принимали участие в ключевых выставках Европы, с их творчеством познакомились Копенгаген и Осло, Лунд и Лондон, и, конечно же, Париж: в 1938 году в числе прочих художников Кернн-Ларсен приняла участие в знаменитой Международной выставке сюрреализма в галерее Des Beaux-Arts, вслед за которой получила приглашение на персональную выставку в галерее Пегги Гуггенхайм. В том же году работы Кернн-Ларсен принимали участие в еще двух экспозициях у Пегги, одна из которых была посвящена современной живописи и скульптуре, а вторая — искусству коллажа.
«Воображение сфокусировано на туманных областях бессознательного. Это и образы троллей, и призраков из темных крепостей Севера, живущих в наших умах. Они раскрывают страхи и очарование старинных мифов» — так описывал работы Кернн-Ларсен друг Пегги Гуггенхайм, искусствовед Герберт Рид.
Нынешняя экспозиция в венецианском Палаццо Вернье дей Леони стала первой персональной выставкой сюрреалистических работ Кернн-Ларсен со времен ее выставки в лондонской Guggenheim Jeune, прошедшей в 1938 году — в год основания этой галереи.

Более половины нынешних экспонатов были представлены и на той давней лондонской презентации. Пегги Гуггенхайм была человеком, который активно и с любовью продвигал абстракционизм
С момента, когда фотография избавила художников от необходимости соревноваться в искусстве реалистичного изображения действительности, живопись начала постепенно избавляться от предметных форм. А когда творцы смогли окончательно абстрагироваться от объектов или образов на своих картинах в начале прошлого века, возникло новое искусство – абстрактное. Читать дальше
, сюрреализм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Сюрреализм - (от франц. Surrealisme)- течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм – это сон – он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот – каменеет.
Читать дальше
и другие арт-новинки XX века. Она скупала работы молодых авторов, в числе которых была и Кернн-Ларсен, полагаясь на собственное чутье. И это оказалось более выгодной стратегией, чем первоначальная попытка вкладывать средства в работы уже «раскрученных» авторов: во-первых, новички стоили дешево, во-вторых — каждый из них мог стать звездой и подорожать в разы.

7 фактов жизни и творчества Риты Кернн-Ларсен

1. В 1930 году Рита Кернн-Ларсен училась рисованию в Париже у Фернана Леже и была одной из самых любимых его учениц.

2. На нынешней выставке в Венеции представлена работа «Танец и контрданс» (1936). «Я считаю, что это одна из моих самых успешных картин» — говорила сама Кернн-Ларсен об этой работе.

3. Один из знаковых образов в творчестве художницы — женщины-деревья. По мнению искусствоведов, при их создании Рита Кернн-Ларсен вдохновлялась работами Поля Дельво.


Рита Кернн-Ларсен. «Женский бунт». 1940
Рита Кернн-Ларсен. «Женский бунт». 1940
4. Некоторые критики считали работы Кернн-Ларсен порнографическими. Именно поэтому мать художницы отказалась придти на открытие первой персональной выставки Кернн-Ларсен, которая прошла в 1934 году.

5. Работы Риты Кернн-Ларсен в 1930-х годах были представлены на всех главных выставках сюрреалистов, где соседствовали с произведениями таких мэтров, как Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Рене Магритт. Художница участвовала в знаменитом Сюрреалистическом бале Ротшильдов, где был Дали и не только.

6. В 2013 году работа Кернн-Ларсен «Автопортрет» (1937 г., иллюстрация выше) была приобретена Фондом Соломона Гуггенхайма.

7. После Второй мировой войны стиль произведений Риты Кернн-Ларсен поменялся, она стала больше внимания уделять абстракции, природе и пейзажам. Однако, как говорила сама художница, сюрреализм — лучший период в ее жизни и творчестве.
Фото: ritakernnlarsen.com
Фото: ritakernnlarsen.com
Выставка сюрреалистических работ Риты Кернн-Ларсен из государственных и частных коллекций

в Музее Пегги Гуггенхайм (Венеция) работает до 26 июня 2017 года
Титульная иллюстрация: Рита Кернн-Ларсен. «Вечеринка». 1937 г. (эта известная работа приводится для ознакомления и может не присутствовать на выставке). Подготовлено по материалам Музея Пегги Гуггенхайм, ritakernnlarsen.com. Иллюстрации: музей Пегги Гуггенхайм