Вторая гастроль Давида Бурлюка. Картины "отца русского футуризма" показывают в Одессе
В
Музее современного искусства Одессы открылась
выставка, посвященная творчеству легендарного художника и поэта
Давида Бурлюка (1882 — 1967). В экспозиции — более 50 произведений из частных коллекций
, в том числе редкие работы начала ХХ века. Творческий путь мастера иллюстрируют архивные материалы и фотографии.
Если вспоминать первые гастроли знаменитых футуристов в Одессе, то придется отправиться на сто с лишним лет назад. Именно тогда, с 15 по 19 января 1914 года трое талантливых, молодых и смелых поэтов — Давид Бурлюк, Владимир Маяковский и Василий Каменский — посетили Южную Пальмиру с выступлениями. Ожидали скандала — скандала не вышло: Одесса приняла футуристов с восторгом.
Газеты писали: «Вся Одесса вчера обчаилась, обужиналась, окалошилась, ошубилась, обиноклилась и врусскотеатрилась. Сбор был шаляпинский. Зал был полон.»
Давид Бурлюк. «Супрематизм». . 1922 г.
Прошло время, и за 5 лет Давид Бурлюк, создавший как ту, первую одесскую гастроль, так и сам русский , объездил в одиночку и в компании своих друзей поэтов и художников почти всю распадающуюся Россию, оставляя после себя очаги нового искусства.
Давид Бурлюк. «Рыбацкий причал».
Спустя многие годы, в залах одесского Музея современного искусства звучат стихи Бурлюка, Маяковского, Каменского и Крученых, лица и руки гостей украшают «футуристические» орнаменты — наклейки, а в экспозиции собраны работы этого теоретика, художника, критика и первоокрывателя футуризма из коллекций Евгения Деменка, Игоря Воронова и семьи Волошун.
Давид Бурлюк. Кубофутуристическая композиция «Быстротечность бытия», 1950-е
Давид Бурлюк родился в семье агронома в Харьковской губернии. У него было два брата и три сестры. Все они не чурались кисти, а Николай к тому же был неплох как поэт. Давид обучался в художественных училищах Казани и Одессы, пытался поступить в Академию художеств, но провалил экзамен. Пришлось «довольствоваться» Мюнхеном (Королевская академия искусств) и Парижем (Школа изящных искусств Кормона). Отличный организатор и заводила, он умел не только сплотить вокруг себя всех заинтересованных, но и проводил выставки, сочинял манифесты и лично выпестовал нескольких светил.
Давид Бурлюк Сюрреалистическая композиция «Паяц в красном колпаке». 1950е гг.
В детстве, во время драки один из братьев Давида Бурлюка выбил ему глаз. Впоследствии стеклянный глаз и лорнет стали фирменным знаком Давида Бурлюка. Он этим бравировал и даже заявлял, что его особенный художественный взгляд связан с тем, что он смотрит на мир одним глазом.
Давид Бурлюк. Кубофутуристическая композиция «Конец эпохи Рыб». 1950-е.
Вот что рассказывает о художнике одесский коллекционер и исследователь Евгений Деменок: «Фигура Бурлюка невероятно масштабна и интересна, а судьба его кардинально отличается от судьбы его ближайших товарищей, друзей и сподвижников по русскому футуризму. Если, например, жизнь Владимира Маяковского исследователи его творчества характеризуют как трагедию, то жизнь Бурлюка, безусловно, это драма, но драма со счастливым концом. Это драма человека, который был вынужден выбирать между признанием и славой, к которым он всячески стремился, и чисто физическим выживанием, самосохранением, определённым материальным благополучием и возможностью заниматься творчеством так, как он этого хотел.»
Давид Бурлюк. «Утраченная любовь». 1950-е гг.
В 1910-е годы Бурлюк оказался в самой гуще литературно-художественного авангарда; в имении Чернянка (Херсонский край), где его отец работал управляющим, побывали поэты Маяковский, Каменский и Хлебников, художники Ларионов и Лентулов и многие другие. Там же Давид Бурлюк написал знаменитый манифест футуристов с говорящим названием «Пощечина общественному вкусу», где призывал «сбросить классиков с парохода современности».
Давид Бурлюк. «Натюрморт с трубкой». 1930-е гг.
«Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина
, Достоевского
, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.»
Манифест кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу», 18 декабря 1912 года
Давид Бурлюк. «Сюрреализм. Глаза»
«Это
, по сути
, первая персональная выставка Бурлюка в Одессе» —
говорит Евгений Деменок (видео с вернисажа — Артхив). — «В последний раз он здесь выставлялся в 1911 году
, в «Салоне» Издебского
, практически
, вместе со всей семьей. Даже его сестра Надя выставила свои детские рисунки. Был
, естественно
, Владимир Бурлюк
, Николай Бурлюк
, выставлялась Людмила — старшая из трех сестер
, мама — Людмила Иосифовна. А нынче — вот такая вот выставка
, 55 работ
, в основном
, американского периода. Но есть и 1922-й год
, есть работа уфимского периода 1916-го года
, есть ранняя акварель — 1902 год — это
, на мой взгляд
, для Одессы событие уникальное. Мы украсили интерьер высказываниями Бурлюка. Здесь же можно услышать голоса Бурлюка
, Маяковского
, Каменского и Крученых
, еще в одном зале — посмотреть фильм."
Еще один акцент события — презентация альбома художника: 70 работ различных лет
(1910−1967 г. г.) и статьи о нем Евгения Деменка и еще одного известного автора
, исследователя Дмитрия Горбачева.
Давид Бурлюк. «Прага», 1957 г.
Давид Бурлюк. «В бане», 1940-е
Бурлюк был одним из организаторов художественного общества
«Бубновый валет», в котором отрицали и реализм
, а вот к постимпрессионизму
, фовизму и кубизму относились тепло. Впоследствии
«Бубновый валет» распался на два течения: часть художников отделилась и избрала ориентиром новую французскую живопись
(Роберт Фальк
, Петр Кончаловский), а Гончарова и Ларионов ориентировались на национальный колорит
, народное искусство и лубок. Свое движение они назвали весьма эпатажно — «Ослиный хвост».
Подробную биографию художника читайте в Артхиве.
Давид Бурлюк. «Сбор яблок». 1950-е гг.
В своих «Фрагментах из воспоминаний футуриста», которые Давид Бурлюк написал в 1929 году (опубликованы только в 1994), он отмечал следующее: «Но я, подобно другим моим товарищам по влечению к искусству, всю жизнь, с ранних лет обуреваем был припадками инстинкта эстетического самосохранения. В некоторых творческих особях он проявляется необычайно бурно, вспомним Тёрнера с его тремя тысячами картин и девятнадцатью тысячами рисунков». Вот этот «инстинкт эстетического самосохранения», пожалуй, был главным, определяющим в характере Давида Бурлюка, и все его поступки были, так или иначе, продиктованы этим инстинктом.
Давид Бурлюк. «Улица Нью-Йорка», 1951
В 1920 году художник Бурлюк покорил Японию (между прочим, вместе с Виктором Пальмовым — в будущем одним из самых известных украинских художников-авангардистов) и создал там очередной футуристический очаг. Однако, чрезмерно задерживаться под восходящим солнцем он не собирался, и в 1922 году оказался в США, где и провел оставшиеся 45 лет. Давид Бурлюк стал вполне успешным и респектабельным художником, на полотнах которого жил причудливый, узнаваемый и, в то же время, несколько наивный мир.
Пусть Я в Нью-Йорке,
Пусть в вагоне.
При прядях электричьих свеч —
Не укатали сивку горки!
Душа на выспреннем амвоне
Косая сажень бычьих плеч!
Давид Бурлюк. 1924
Май, Нью-Йорк
Давид Бурлюк. «Рыбная лавка». 1959-е гг. Частная коллекция.
Давид Бурлюк. «Посвящение Марусе». 1950е гг. Частная коллекция.
Ты богиня средь храма прекрасная,
Пред Тобою склоняются ниц.
Я же нищий — толпа безучастная не заметит
Меня с колесниц.
Давид Бурлюк. 1897
Давид Бурлюк. «Маруся у причала». 1950-е гг.
Хотя долгое время казалось, что эмиграция «поставила крест» на его карьере, Бурлюк мог продолжать работать так, как он хотел, в любом стиле, безо всякого контроля. Он мог называть себя «радиофутуристом», «американским Ван-Гогом», примитивистом — в СССР такое было немыслимо. После того, как «революционность» футуризма сошла на нет, судьбы друзей и последователей Бурлюка сложились весьма трагично: Хлебников умер в том же возрасте, что и Маяковский, в 37 лет; Кручёных прозябал в нищете, Каменский последние тринадцать лет жизни был парализован…
Но это было потом. А в расцвете «эры футуризма» вокруг Бурлюка все кипело и бурлило. Тот же Василий Каменский писал: «Давид Бурлюк был старшим в нашем братском будетлянстве. Он значительно больше нас знал жизнь искусства, полнее насыщен был теоретическими познаниями и являлся нашим учителем». Ему до всех и вся было дело, а вот что писал про него Владимир Маяковский: «С всегдашней любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг мой и действительный учитель, Давид сделал меня поэтом, читал мне французов и немцев, всовывал книги, выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтобы писать, не голодая».
Бурлюк называл «квадригой» — себя, Каменского, Маяковского и Хлебникова. Он сплотил их всех, создал группу «Гилея», куда также вошел Алексей Крученых. Именно Бурлюк сделал поэтом Маяковского, своего товарища по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества. Услышав фрагмент стихотворения Маяковского, которое тот выдал за стихотворение своего друга, Бурлюк сказал: «Какой же это друг? Это вы. Вы же гениальный поэт. Вы должны теперь писать стихи». И со следующего дня представлял Маяковского всем: «Это мой друг Владимир Маяковский, гениальный поэт».
Давид Бурлюк. «Прага», 1957
Именно Бурлюк подсказал Алексею Кручёных его знаменитый «Дыр бул щыл», сказав ему: «А давайте вы напишете стихотворение из полностью придуманных слов?».
Давид Бурлюк. «Пейзаж с художником». 1940е гг.
Как пишет Евгений Деменок, «эрудицию Бурлюка признавали практически все. Его американский друг, Рафаэль Сойер, признанный классик американской живописи — его работы можно увидеть практически во всех крупных музеях Америки, — говорил о том, что Давид Бурлюк — один из наиболее эрудированных людей, которых он встречал в своей жизни. Эрудиция и интеллект Бурлюка привлекали, позволяли ему читать лекции, постоянно выступать. Он сам себя называл оратором и, когда не продавались картины, зарабатывал себе на жизнь публичными выступлениями. На любую тему.»
Работы
, представленные под стеклом на отдельном стенде — в частности
, портреты Бурлюка
, выполненные Рафаэлем и Мозесом Сойерами. Подробнее о художниках — в материале
«Братья Сойеры. Американские классики»
Давид Бурлюк. «Катер Т-42». 1960е гг. Частная коллекция.
Уже в Америке Бурлюк создал группу «Хэмптон-Бейз». Вокруг него собрались Рафаэль и Мозес Сойеры, Николай Циковский, Жорж Констант, Милтон Эвери, Арчил Горки, которые известны сейчас как американские классики. Многие из них даже купили дома на Лонг-Айленде, недалеко от Бурлюка, чтобы общаться чаще.
Давид Бурлюк. «Быстротечность бытия» (фрагмент). 1950е гг.
Всю свою эмигрантскую жизнь Давид Бурлюк мечтал вернуться на Родину или
, по крайней мере
, свободно бывать в ней. Не зря украинские сельские пейзажи
, Казак Мамай и Маруся в хусточке регулярно появлялись в его произведениях. Однако
, советской культуре он был не нужен. И только в конце ХХ века произошел возврат Бурлюка на Родину. Итак
, в Одессе
, в Музее современного искусства идет
«Вторая гастроль Давида Бурлюка» — безусловно
, знаковое событие в культурной жизни Украины.
Выставка работает до 30 мая 2017 года.
При подготовке публикации были использованы материалы МСИО
, публикации искусствоведа и коллекционера Евгения Деменка в Артхиве
(в частности
, «
По одесским следам Бурлюков«), собственные материалы Артхива. Фотографии к материалу: Артхив.