Сотни тысяч посетителей, ажиотаж и закулисные хлопоты — организаторы крупных выставок в Москве, Санкт-Петербурге и Париже объявили о рекордах, расходах и доходах. Шедевры Ватикана проиграли во внимании зрителей работам более поздних художников, а, опередив выставку Айвазовского по числу посетителей, скандальный современник Кунс оставил в «минусе» Центр Помпиду. Почему?
Одной из самых посещаемых выставок последних двух лет стала ретроспектива работ Ивана Айвазовского: зрителям представили 100 живописных и 50 графических работ мастера. Показ стартовал в столичной Третьяковской галерее 29 июля 2016 года и продолжался до 20 ноября. Чтобы взглянуть на шедевры знаменитого мариниста, выстраивались очереди, вокруг выставки разгорелся настоящий ажиотаж. Не обошлось и без скандалов: галерея уволила несколько сотрудников, которые спекулировали билетами, а также пресекла попытки официальных продавцов билетов реализовывать их по завышенным ценам. По словам директора ГТГ Зельфиры Трегуловой, музей также выставил претензию Москгоркассе, которая продавала билеты на выставку по 1500 тыс руб при официальной цене 400 рублей. Галерея сделала выводы, и в январе билеты на «Шедевры Пинакотеки Ватикана» стали именными.
Бурное море
1868, 54.2×65 см
Ретроспективу Айвазовского в Третьяковской галерее ежедневно посещали порядка 5 тысяч человек. Выставка побила предыдущий рекорд музея — экспозицию работ Валентина Серова. Работы мариниста увидели 598 тысяч 832 человека, в то время как «на Серова» пришли около 486 тысяч зрителей
Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Я. Симонович
1888, 89.5×71 см
Напомним, зимой 2015−2016г.г. за право взглянуть на знаменитую «Девочку с персиками» москвичи и гости столицы часами стояли на морозе, учинили драку и снесли входные двери. Так что через месяц после открытия выставки Ивана Айвазовского, в начале сентября 2016, Галерея приняла решение продлить время воскресных посещений выставки на три часа, чтобы предотвратить ажиотаж, который возник после окончания летних отпусков. Впервые в практике Галереи для выставки Айвазовского была разработана система прохода посетителей на экспозицию по сеансам, а также введена предварительная продажа билетов на сайте и в кассах музея.
Демонтаж работ Айвазовского в Русском музее перед поездкой картин на выставку в Третьяковскую галерею.
Фото: страница Русского музея в соцсети Фейсбук
Фото: страница Русского музея в соцсети Фейсбук
Шедевры из Пинакотеки Ватикана увидели 163 тысячи посетителей — выставка была продлена до марта 2017 года.
После небывалого успеха юбилейная выставка Ивана Айвазовского перебралась в Санкт-Петербург, в выставочные залы Государственного Русского музея. И тоже побила рекорд посещений: если прошлогоднюю громкую экспозицию «Кандинский и Россия» посетило 250 тысяч зрителей, то окунуться в прохладные волны полотен знаменитого русского мариниста пришло 300 тысяч петербуржцев и гостей города. Наиболее посещаемым днем стало 19 марта 2017 года, когда в День рождения Русского музея вход был бесплатным: музей посетили 14 тысяч человек.
Артхив также принимает участие в праздновании 200-летнего юбилея Ивана Айвазовского: наши авторы и разработчики трудились несколько месяцев, и в день рождения художника представили бесплатное приложение для іPhone и Android. Вы можете установить его из магазина AppStore, Google Play. В приложении представлены: большая галерея работ Айвазовского, авторские аннотации к самым значимым полотнам, биография и увлекательные истории о жизни и творчестве мариниста. В качестве бонуса — карта расположения шедевров.
Радуга
1873, 102×132 см
Выставка Айвазовского закрылась на следующий день после Дня рождения Русского музея — 19 марта ГРМ исполнилось 119 лет. На пресс-конференции, прошедшей по итогам ретроспективы, музейщики приоткрыли тайны сборов, которые приносят подобные экспозиции. Так, по словам замдиректора по научной работе Евгения Петрова, затраты на проведение выставки составили около 10 млн рублей. В доходной части — продажа билетов (60 млн рублей), еще 20 млн принесла музею продажа каталогов и сувениров. Таким образом, ГРМ получил внушительную сумму, которая будет направлена на развитие музея и инвестиции в будущие проекты.
Выставка Джеффа Кунса в Центре Помпиду побила рекорды посещаемости, но прибыли не принесла
Фото экспозиции
Крупную ретроспективу современного американского художника в 2014—2015 годах посетило
около 650 тыс. человек.
около 650 тыс. человек.
Однако вдова фотографа-натуралиста Жан-Франсуа Боре предъявила Кунсу судебный иск, обвинив его в плагиате. Недавно суд принял решение в ее пользу: скульптура «Обнаженные» была официально признана копией фотоснимка 1975 года под названием «Инфанты».
Слева — работа фотографа Жан-Франсуа Боре, справа — работа Джеффа Кунса (фото Martin Shoeller)/
Источник: hypebeast.com
Источник: hypebeast.com
Вместе с художником на штраф придется раскошелится и Центру Помпиду: музей издал каталог со снимком пресловутой скульптуры. После начала скандального разбирательства музей изъял из продажи «проштрафившийся» каталог и выпустил новый, но увы: часть издания к тому моменту уже была выкуплена.
Заработавший на выставке Кунса 2,6 млн евро, музей теперь должен уплатить штраф в размере 40 тысяч евро по судебному иску, а также уплатить Музею Уитни — организатору выставки — еще 1,25 млн евро. Остальные суммы ушли на организацию выставки, транспортировку экспонатов и страховки.
Заработавший на выставке Кунса 2,6 млн евро, музей теперь должен уплатить штраф в размере 40 тысяч евро по судебному иску, а также уплатить Музею Уитни — организатору выставки — еще 1,25 млн евро. Остальные суммы ушли на организацию выставки, транспортировку экспонатов и страховки.
Напомним, что американец Джефф Кунс (Jeff Koons) продает свои работы за рекордные суммы. Его скульптура «Оранжевая собака из воздушных шариков» (Balloon Dog (Orange) ушла с молотка за 58 млн 400 тыс. долларов.
«Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду (он же Центр Помпиду или Бобур) в Париже в 2017 году празднует 40-летний юбилей, в честь чего представлена впечатляющая годичная программа выставок в 40-ка городах Франции. После этого настанет пора тратить 100 млн евро на ремонт. Что ждет будет со знаменитым зданием музея и где можно будет увидеть работы Матисса, Кандинского, Леже?» — подробности в отдельной публикации Артхива
Возможно, теперь музеи мира будут здорово взвешивать все «за и против», принимая в своих стенах выставки Кунса, ведь это не первый, и даже не второй судебный иск против художника. В частности, до сих пор длится разбирательство по делу репортера Митчела Грея: Кунса обвиняют в том, что он использовал один из рекламных снимков Грея для скульптуры «Роскошь и деградация». И наверняка руководство Центра Помпиду полюбило игру «Джефф Кунс должен умереть» — ведь несколько евро за удовольствие бескровно выместить досаду на художника просто сущие пустяки!
Титульная иллюстрация: деталь работы Мелоццо да Форли «Музицирующий ангел» и работа Джеффа Кунса в Центре Помпиду