Регистрация

"Roma Aeterna": Шедевры Пинакотеки Ватикана в Третяковской галерее

Мне нравится8       0  
С 24 ноября 2016 года Третьяковская галерея представляет в своих стенах шедевры из постоянной экспозиции музея Ватикана, которые крайне редко покидают родные стены. Рафаэль и Караваджо, Джованни Беллини и Пьетро Перуджино, Гвидо Рени и Николя Пуссен… Вспоминаем историю собрания Пинакотеки и смотрим, что привезли в Третьяковскую галерею.
Ватиканские музеи — один из крупнейших музейных комплексов мира, частью которых является Пинакотека. В ее 18 залах в хронологическом порядке выставлены около 460 живописных произведений на религиозные темы, созданные великими художниками.
«…Третьяковская галерея точно так же предоставляет национальное искусство, как Пинакотека — римское. Так что при всех различиях оба музея имеют между собой определенное сходство. На выставке мы сможем увидеть массу параллелей: Рим и Пинакотека очень много значили для русских художников, ватиканские картины Пуссена были более чем известны в России, многие копировались».
Куратор выставки Аркадий Ипполитов в интервью Afisha Daily
Что же такое «пинакотека»? Название происходит от греческого слова pinakes, обозначающего рисованные таблички из дерева или обожженной глины, первые образцы живописи великих мастеров Древней Греции. Впоследствии этот обычай был перенят римлянами. Работы известных мастеров выставлялись в богатых частных коллекциях и общественных зданиях. Двери античных пинакотек открывались только от случая к случаю, в основном, для демонстрации престижа и богатства владельцев — совсем не похоже на нынешние музеи.
Микеланджело Меризи да Караваджо, «Положение во гроб». 1603
История Пинакотеки Ватикана началась с Папы Пия VI (Браски, 1775−1799 гг.). Именно он стал основателем коллекции, составившей основу будущей Ватиканской Пинакотеки, разместив ее в Галерее Картин. Она была продолжением Галереи Канделябров, оформленной Симонетти.
В 1797 году многие из картин были отправлены по приказу Наполеона Бонапарта в Париж, и лишь 18 лет спустя на Венском конгрессе было принято решение вернуть картины в Ватикан.
Карло Кривелли. Пьета
Пьета
XV век, 205×105 см
После возвращения картин из Парижа уже следующий Папа, Пий VII (Кьярамонти, 1800−1823 гг.) распорядился учредить новую Ватиканскую Пинакотеку: ее разместили в залах Апартаментов Борджиа. Из-за недостаточной освещенности картины опять переместили в Зал Болонья. Позже собрание опять перекочевало — теперь уже в Галерею гобеленов и опять из-за недостатка света, а позже — в апартаменты Святого Пия V. Для широкой публики собрание открыли только в 1908 году, в одном из крыльев Бельведерского дворца.
Здание Пинакотеки Ватикана построено в 1932 г, архитектор Лука Бельтрами.
Фото: ciao-bellaitalia.com

В 1932 году Пинакотека обрела постоянный дом: по велению Папы Пия XI для Ватиканской Пинакотеки было выстроено новое здание. Его создал знаменитый архитектор Лука Бельтрами (1854−1933) — тот самый, который в 1904 году спас Замок Сфорца от разрушения и отстроил заново Башню Филарете; нынче здесь находятся Городские музеи Милана. Пинакотека Ватикана стала последней работой Бельтрами — через год архитектора не стало.

Чем же так интересно собрание Пинакотеки? Прежде всего, надо помнить, что коллекция собиралась главами католической церкви на протяжении нескольких веков и посвящена истории Рима и римского искусства. Об этом напоминает и подзаголовок будущей выставки «Roma Aeterna» — «Вечный Рим». Экспозиция собрания расположена в 18 залах, а предметы искусства расположены в хронологическом порядке.
Куратор выставки в Третьяковской галерее, Аркадий Ипполитов, постарался сделать так, чтобы московским зрителям удалось увидеть роскошные экспонаты из каждого зала Пинакотеки.
Экспозиция Зала I Пинакотеки Ватикана
Фото: ciao-bellaitalia.com
Из средневековых, канонических форм живописи москвичи и гости Третьяковки увидят икону «Христа Благословляющего», которая считается одной из самых ранних римских икон XII века. Одна из жемчужин предстоящей экспозиции — «Положение во гроб» Караваджо. Еще один шедевр — «Святой Франциск» кисти Mаргаритоне дʼАреццо. Написанная в XIII веке, картина, предположительно, является реальным портретом этого святого. Вообще, о каждой картине из коллекции Пинакотеки Ватикана можно рассказать длинную и интересную историю, поэтому рекомендуем записываться на экскурсии.

Маргаритоне дʼАреццо, «Святой Франциск». 1270−1280

Куратор выставки — Аркадий Ипполитов, искусствовед и хранитель отдела гравюры Эрмитажа. На его счету такие успешные проекты, как «Палладио в России», выставки Ильи и Эмилии Кабаковых, Роберта Мэпплторпа, Джованни Пиранези. Ипполитов — автор книг «Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI» и «Только Венеция. Образы Италии XXI».

Рассказывая об экспонатах выставки, Аркадий Ипполитов отмечает: «Это вещи, практически никогда Рим не покидающие, и мы с Зельфирой Трегуловой, когда нам удалось получить их, были абсолютно счастливы. Конечно, не все дали по предварительному списку, но я на то и рассчитывал: самые важные вещи Третьяковская галерея, а вместе с ней Москва и Россия, получила».

На выставке в Третьяковской галерее вниманию зрителей еще один необычайный экспонат — пределлу кисти Эрколе де Роберти «Чудеса святого Винченцо Феррери». Именно о работах де Роберти юный Микеланджело когда-то сказал, что они стоят половины Рима (имелись ввиду фрески в капелле Гарганелли в соборе Св. Петра, впоследствии утраченные).
Эрколе де Роберти. Алтарь Гриффони, пределла. Чудотворные дела св. Виченцо Феррера (фрагмент)
Также из Ватикана приехали три фрески Мелоццо да Форли —
«самые знаменитые ангелы в мире»
Почему же эти фрески «вырезаны из стен»? Первоначально они были написаны Мелоццо для свода римской церкви Святых Апостолов по заказу кардинала Джулиано делла Ровере, будущего Папы Юлия II. В 18 веке в ходе реконструкции церкви апсида была полностью разрушена, но фрагменты фрески решили спасти. Они были сняты со стен и переданы на хранение в различные музеи.
Еще один удивительный экспонат, который Ватикан предоставил Третьяковской галерее — серия работ Донато Крети «Астрономические наблюдения». Необычна форма представления полотен — восемь картин объединены в одной раме. Серию еще называют «Планеты» — каждая картина изображает людей, наблюдающих за одной из известных в то время планет.

Донато Крети, «Астрономические наблюдения». 1711
История этой серии картин весьма примечательна. Граф Луиджи Фердинанди Марсиньи, натуралист и любитель астрономии, решил склонить Папу Климента XI к строительству астрономической обсерватории. Для чего заказал художнику Донато Крети серию картин «Астрономические наблюдения». Граф преподнес картины понтифику в дар, который был благосклонно принят, и — о чудо! — через несколько лет при Институте науки в Болонье построили первую публичную астрономическую обсерваторию.
Донато Крети, «Астрономические наблюдения». 1711. Фрагмент «Сатурн».
  • Донато Крети, «Астрономические наблюдения». 1711. Фрагменты "Луна"...
  • ... и "Юпитер"
Также на выставке в Третьяковке — картины кисти Рафаэля.
Пинакотека Ватикана. Зал VIII — экспозиция работ Рафаэля Санти.
Фото: ciao-bellaitalia.com
Выставка «Roma Aeterna. Шедевры пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» - значимое культурное событие в мировом масштабе.

Выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» в Третьяковской галерее, которая должна была закрыться после 19 февраля 2017 года, продлена до 1 марта включительно.
Выставка будет работать до 21:00 без выходных (20 и 26 февраля).

Билеты можно будет приобрести 10 февраля в кассах Третьяковской галереи на Крымском Валу с 10:00, 17 февраля в 12:00 билеты появятся на сайте Галереи. Вся информация о билетах — тут
Титульная иллюстрация: Мелоццо да Форли «Ангел с виолой», 1480. Материал подготовлен по материалам указанных в тексте публикаций и пресс-релиза ГТГ.
Комментировать Комментарии
HELP