Первую за более чем 40 лет выставку, посвящённую истории акварели в США, организовал Художественный музей Филадельфии. «Американская акварель в эпоху Хомера и Сарджента» объединяет более 170 работ, собранных из частных и публичных коллекций по всей стране, причем многие являются признанными шедеврами в этой технике. В центре экспозиции — достижения двух наиболее влиятельных живописцев, Уинслоу Хомера и Джона Сингера Сарджента.
«Американская акварель…» — это рассказ об акварельном движении в Соединённых Штатах. Оно началось как увлечение маленькой группы художников в 1860-х годах и расцвело в эпоху модернизма в конце XIX — начале XX столетий.
Брызги дождя и солнца (Площадь Сан-Марко, Венеция)
1899, 49.2×36.2 см
Подобные экспозиции редкость, ведь хрупкие экспонаты чрезвычайно чувствительны к свету, а потому нечасто выставляются и неохотно даются взаймы. Поэтому, как утверждают кураторы Художественного музея в Филадельфии, столь обширные выставки, посвящённые этой теме, случаются «раз в поколение». Посетители могут насладиться яркими пейзажами, натюрмортами и жанровыми сценами, а также иллюстрациями и рисунками для керамики и витражей.
Вьючная тропа на Таити
1900, 47.9×51.8 см
Несмотря на то, что акварель на территории Соединённых Штатов широко применялась и до Гражданской войны, она находилась на периферии мира искусства. Эта «дамская» техника была привилегией женщин, детей, учёных, архитекторов и иллюстраторов — но не серьёзных живописцев того периода.
Ситуация изменилась после основания Американского общества акварели в Нью-Йорке в 1866 году. Оно стало самым демократичным форумом, объединившим художников обоих полов, всех возрастов, стилей и опыта. В организацию входили авангардисты, вернувшиеся из Европы; мастера старой школы, пробующие новые приёмы; иллюстраторы, желающие поднять свой статус; женщины, ищущие признания.
Слева: Джон Сингер Сарджент, «Испанский фонтан» (1912). Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Американское общество акварели стало проводить в Нью-Йорке выставки, которые привлекли большое количество зрителей и привели к существенным продажам. Акварельная живопись неожиданно стала модной и прибыльной.
Биг-Спрингс в Йеллоустонском парке
1872, 23.5×48.9 см
В работе «Биг-Спрингс в Йеллоустонском парке» (1872) художник Томас Моран использовал акварель
, чтобы изобразить дымку над таинственным пейзажем. Годом позже Томас Икинс с её помощью передал будничную сложность и красоту поверхности реки Делавэр в картине «Джон Биглин в лодке-одиночке».
Джон Биглин в лодке-одиночке
1873, 42.9×60.8 см
Выставка в Филадельфии предлагает множество сюрпризов. Среди них — работы Генриетты Хомер (Бенсон), матери Уинслоу Хомера, которая научила сына рисовать акварелью; Флоры Бонд Палмер, которая разрабатывала литографии для типографии Currier & Ives; Фиделии Бриджес — успешной пейзажистки.
В экспозицию включены акварели художников, более известных в области декоративного дизайна. Например, это Луис Комфорт Тиффани, который представлен редкой рыночной сценой в старом Алжире, и Джон Ла Фарж, чья акварель с пышными пионами продублирована витражной версией.
В экспозицию включены акварели художников, более известных в области декоративного дизайна. Например, это Луис Комфорт Тиффани, который представлен редкой рыночной сценой в старом Алжире, и Джон Ла Фарж, чья акварель с пышными пионами продублирована витражной версией.
Алжирские лавочки
1870-е
, 53.8×79.2 см
Наивысшей точкой экспозиции стали две работы Уинслоу Хомера и Джона Сингера Сарджента, которые выставлены рядом. Кураторы предлагают зрителю решить, кто из них был величайшим акварелистом. На первый взгляд, победителем выходит Сарджент, чьи рептилии со своими смертоносными улыбками выглядят почти так же хладнокровно, как светские львицы и плутократы на «человеческих» портретах художника.
Аллигаторы в болоте
1917, 34.3×52.1 см
Однако от тихой рыбацкой сцены Хомера «Мальчик-рыбак» (1892) захватывает дух. При тщательном изучении рисунка можно заметить деталь, которую не передаст фотография: яркий изгиб удилища на фоне леса сделан кистью и… ножом. Чтобы изобразить широкую дугу, художник быстро и решительно нанёс царапину на рисунок. Точно так же Хомер поскоблил бумагу, чтобы создать белые блики на поверхности озера, а затем придал им форму с помощью красок.
Мальчик-рыбак
1892, 37.2×53.3 см
Идея соревнования Сарждента и Хомера, конечно же, лишь шутка кураторов. Ведь становится ясно, что здесь нет победителя и проигравшего. Каждый из этих двух величайших художников Америки по-своему работал с техникой, которая требует лёгкости и свободы.
Читайте также: Самые интересные выставки 2017 года: США и Канада
Дом Хаскелла
1924, 34.3×49.5 см
К 1920-м годам увлечение акварелью в Соединённых Штатах достигло такого уровня, что влиятельный критик Генри Макбрайд заявил: «Сейчас мы передаём мир акварелью». В этот момент новое поколение живописцев — в том числе Чарльз Демут, Джон Марин, Чарльз Бёрчфилд и Эдвард Хоппер — избрали её основным выразительным средством. Таким образом, за полвека она из маргинальной техники превратилась в мощную и универсальную — «американскую» — среду.
Выставка «Американская акварель
в эпоху Хомера и Сарджента» в Художественном музее Филадельфии продлится до 14 мая.
По материалам официального сайта Художественного музея Филадельфии, artdaily.com, philly.com и ряда других источников. Главная иллюстрация: Уинслоу Хомер, «Diamond Shoal» (1905)