ГМИИ им. А.С. Пушкина и испанский Фонд «Ла Кайша» (La Caixa) подписали Меморандум о сотрудничестве, открывающий поклонникам искусства возможность увидеть новые выставочные проекты. Первый из них — «Пабло Пикассо и Ольга Хохлова», — откроется в московском музее в ноябре 2018 года. В преддверии этого события экспозиция «Ольга Хохлова» успеет погостить в Париже.
Выставка будет посвящена Ольге Хохловой — легендарной русской балерине, супруге великого художника Пабло Пикассо. Проект готовится в тесном сотрудничестве с Музеем Пикассо в Париже — ведущим центром изучения его наследия.
Кроме того, посетителям Музея Пушкина обещают выставки Анри Матисса и Жоана Миро, переговоры по которым еще продолжаются.
Кроме того, посетителям Музея Пушкина обещают выставки Анри Матисса и Жоана Миро, переговоры по которым еще продолжаются.
Портрет Ольги Хохловой
1917, 130×88.8 см
Меморандум был подписан 15 февраля 2017 года. В состав испанского «КайшаФорум» входит семь музеев, расположенных в Мадриде, Барселоне, Сарагосе, Пальме, Жироне, Льейде и Таррагоне; в марте открывается новое пространство в Севилье. В минувшем году выставки, конференции, воркшопы и концерты, прошедшие в музеях «КайшаФорум», посетили более 2 миллионов человек. Фонд La Caixa, которым управляет каталонский банк La Caixa, по праву хвалят за качество проводимых им выставок.
Пабло Пикассо. «Читающая Ольга». 1920
Известно, что Пикассо и Хохлова встретились в 1917 году во время работы над постановкой балета «Парад» в труппе Русских балетов Сергея Дягилева; Пикассо оформлял спектакль, Ольга была танцовщицей. Их роман обернулся для художника чередой серьезных событий: Ольга стала первой законной супругой мастера, музой нового, «классического» периода его творчества. В это время разрушительный авангардный ритм его работ был усмирен «возвращением к порядку» в искусстве и в жизни. Изменились и манера Пикассо, и его положение в обществе: вместе с Ольгой они превратились в модных светских персон, обрели стабильный социальный статус.
Портрет Ольги
1923, 130×97 см
В 1921 году в семье родился сын, названный в честь отца — Пауло. Вместе с покоем и тишиной в искусство Пикассо вошли эпические, монументальные формы, вдохновленные классическими произведениями. Однако к середине 1920-х годов свободолюбивый темперамент художника стал тяготиться этими рамками.
«…Художник много и охотно писал своего малыша — то в образе Арлекина, то в образе маленького тореро. Тем не менее, призрак трагического тупика уже брезжил в семейных отношениях, и для Пикассо брак фактически завершился через пять лет после рождения сына…» — читайте также наше отдельное исследование Династия Пикассо, часть I: «яблочки от яблони»
Пабло Пикассо. «Семья на море». 1922
Пабло Пикассо. «Поль в костюме Пьеро». 1925
Новые увлечения в искусстве (художник всерьез увлекся сюрреализмом) и в личной жизни (мастера потрясла неожиданная встреча с юной Мари-Терез Вальтер) усложнили отношения с Ольгой. Она стала свидетелем и участником уже не только громкого успеха мужа, но и трагического разлада, мучительного рождения новых форм в его творчестве. Разрыв Пикассо и Хохловой на рубеже 1920−1930-х годов превратился в долгую драму, так и не сыгранную героями до конца.
Мария-Тереза Вальтер. (ок. 1927) Courtesy of Picasso Museum Paris
Подобно спектаклю, предстоящая выставка будет построена на развитии связанных с Ольгой сюжетов и тем в творчестве Пикассо — от рафинированных портретов и образов материнства до трагичных сюрреалистических видений. В составе проекта преобладают произведения живописи и графики из собрания парижского Музея Пикассо, зарубежных музейных и частных коллекций. Важно отметить и то, что история Ольги Хохловой прочно связана с ГМИИ им. А.С. Пушкина.
В фондах Музея хранится коллекция уникальных фотографий 1920-х годов, которые Ольга отправляла своим родственникам в России
Распятие
1930, 51.5×66.5 см
«Это важный момент в истории наших институций. Мы создаем союз, который нас восхищает и который дарит ощущение двух организмов, которые считают своим долго содействовать социальному и культурному прогрессу общества. С таким спутником, как Государственный музей изобразительных искусства имени А.С. Пушкина, от реализации нашей культурной программы выиграют обе институции», — считает Элиса Дюран, заместитель генерального директора Фонда «Ла Кайша».
Ольга в задумчивости
1923, 105×74 см
В свою очередь, в 2021 году Фонд «Ла Кайша» планирует показать в Испании выставку на основе знаменитой египетской коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Ну, а тем, кто не может ждать до 2018-го выставки, посвященной Пикассо и Хохловой, стоит обратить внимание на культурные события Парижа. В Национальном музее Пикассо экспозиция «Ольга Пикассо» открывается уже 21 марта и будет работать до 3 сентября 2017 года.
Ну, а тем, кто не может ждать до 2018-го выставки, посвященной Пикассо и Хохловой, стоит обратить внимание на культурные события Парижа. В Национальном музее Пикассо экспозиция «Ольга Пикассо» открывается уже 21 марта и будет работать до 3 сентября 2017 года.
По материалам ГМИИ им. А.С. Пушкина. Титульная иллюстрация: Пабло Пикассо и Ольга Хохлова на фоне афиши балета «Парад». Фото, 1917. Courtesy of Picasso Museum Paris. Материал проиллюстрирован изображениями картин из коллекции Музея Пикассо (Париж).