Sign up

От Тициана до Гогена. Подлинные шедевры "воображаемого музея" Андре Мальро показывают в ГМИИ им.Пушкина

I like1 
Эль Греко, Гойя, Гоген, Рембрандт, Тициан, Пуссен, Пикассо, Веласкес, Хальс… Картины и археологические древности… Как бы выглядел музей вашей мечты? На этот вопрос некогда ответил Андре Мальро, знаменитый общественный деятель Франции XX века. Воплотить его поразительную концепцию смогли в наши дни в ГМИИ им. Пушкина, собрав на выставке две сотни шедевров искусства разных культур и времен из знаменитых музеев мира — от Лувра и Прадо до Эрмитажа и музея д’Орсэ.
Куратор выставки «Голоса воображаемого музея Андре Мальро» — президент ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова. Именно благодаря ей посетители музея могут увидеть более 200 экспонатов из Лувра и Прадо, берлинского Египетского музея и Музея средневекового искусства Клюни в Париже, Музея Пикассо и Музея д’Орсэ, музеев Берлина, национальных галерей Будапешта и Праги.
Фото экспозиции из блога
Всех их объединила идея «воображаемого музея» Андре Мальро, магия искусства и созвучия между шедеврами, которые разделены веками.
«Шедевр ведет не властный монолог, а несмолкающий диалог».
Андре Мальро (1901 — 1976)
Писатель и философ, участник движения Сопротивления, министр культуры в правительстве Шарля де Голля (иногда добавляют, мол, в молодости — «журналист и авантюрист, чуть не севший в тюрьму за контрабанду археологических находок»), создатель концепции «воображаемого музея», Андре Мальро верил в магию искусства — и сам обладал высоко развитым и тонким чувством, чтобы откликаться на голоса мировых шедевров.
Ощущать единство мировой созидательной силы, которая так или иначе свойственна людям всех эпох и национальностей, — вот о чем мечтал Андре Мальро, вот что он предлагал в качестве сверхидеи музейного дела.

Г-жа Ирина Антонова некогда лично общалась с г-ном министром культуры Мальро, и на фото 1968 года — она и Андре Мальро во время визита гостя в ГМИИ им. Пушкина.

Интерес к живописи, скульптуре пробудился у Андре Мальро с юных лет. Обладая феноменальной памятью, он накапливал материал, пропадая в библиотеках, галереях, музеях. В начале 1923 года хранитель Кельнского музея Альфред Сальмони разложил перед Мальро репродукции тайских скульптур, ханьских голов, романских ликов, отобранных им для выставки «Восток — Запад», и стал подкладывать одну к другой, выявляя тайное сродство. Так Мальро узнал интуитивно зародившийся «свой метод».


Подробная биография Андре Мальро — на Интернет-странице ГМИИ им. Пушкина

Голова царевны. Египет. Период Амарны (около 1350 до н. э.). Кварцит. Египетский музей, Берлин

Мальро призывал смотреть поверх исторических разломов и антагонизмов искусства. В соответствии со своей философией, Андре Мальро искал закономерные соответствия в структуре, пространственных соотношениях и других свойствах произведений — скажем, изображения руки буддийского бодхисаттвы и аналогичной детали — руки святого на картине итальянского художника.
Фото раздела экспозиции из блога (ссылка выше)
Другие примеры аналогий «по Мальро»: первые очаги творческой активности в истории людей (Древний Восток — Междуречье и Египет), по типу своей созидательной силы находят созвучия в скульптуре Мезоамерики (инки и ацтеки). Африканская пластика и оформление масок, оружия и бытовых предметов легко смыкаются с китайскими культовыми вещами доконфуцианского периода. Индийская пластика созвучна с пластикой европейского барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
. Эти созвучия были понятны и значимы для Мальро.

Портрет Луция Вера. Рим. 70-е годы II века. Мрамор. 33,5×25 см. ГМИИ им. А. С. Пушкина

Среди работ, представленных на выставке — известные шедевры
Работы, расположенные специальным образом, будто ведут диалог друг с другом и со зрителями. Каждый раздел и группы работ «подают» какую-то идею, ассоциацию, служат иллюстрацией тезиса, выдвинутого Мальро
Фото с выставки из блога (ссылка выше)
Ниже: Сезанн, Пикассо, Брак… Больше, чем натюрморты.

(фото — lenta.co)
Бесспорно, увидеть шедевры из лучших музеев мира — потрясающая возможность, а чтобы полнее прочувствовать концепции Андре Мальро, ГМИИ им. Пушкина проводит сборные экскурсии по выставке. Их можно посетить по средам, четвергам и субботам в вечернее время.

Выставка «Голоса воображаемого музея Андре Мальро» в ГМИИ им. Пушкина работает
до 12 февраля 2017 года
Титульная иллюстрация: Поль Гоген, «Великий Будда» (фрагмент). 1899

По материалам пресс-релизов ГМИИ им. Пушкина
I like1 
 Comments  1
Tatiana Volyak
, January 26, 2017 04:26 AM 0
Original   Auto-Translated
Уважаемый Artchive! А Вы текст не забыли прикрепить к картинке?
To post comments log in or sign up.