Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Период между 1880-м и 1930 годами был отмечен всплеском материализма и быстрой урбанизацией. Разочарованные в традиционных религиозных институтах,многие европейские,скандинавские и североамериканские художники в своих духовных поисках обратились к мистике.
В конце января выставка завершит работу в Художественной галерее Онтарио в Торонто и в марте откроется в парижском музее Орсе.
На Западе,начиная с эпохи Возрождения,пейзаж был жанром,позволяющим выразить внутренние чувства через форму,передающим духовные переживания,которые невозможно перевести в слова,но можно проявить посредством изображения природы — стабильной,измеримой и знакомой.
Выставка«Мистические пейзажи» — это диалог между светскими,католическими и протестантскими мистическими традициями,содержащий в том числе и взгляды на природу до и после катаклизма Первой мировой войны.
Слева: Джорджия О’Киф,«Серия I — С равнин»(1919). Музей Джорджии О’Киф
Экспонаты,собранные со всей Европы,Скандинавии и Северной Америки,включают около 90 картины и 20 работ на бумаге,многие из которых редко покидают«родные» музеи. Одна из главных картин на выставке — «Звёздная ночь над Роной в Арле»(1888) Винсента Ван Гога. Как отметил сам художник,написать полотно его побудила«…огромная потребность — могу ли я так сказать — религиозная… так что я вышел на улицу ночью,чтобы нарисовать звёзды».
«Созданная в Арле в 1888 году всего за два года до его смерти,картина сияет такой свежестью,что можно поклясться,будто Ван Гог написал её только на прошлой неделе», — пишет арт-критик Джеймс Адамс в канадской газете The Globe and Mail.
Список других«хедлайнеров» выставки включает яркое«Видение после проповеди,или Борьба Иакова с ангелом»(1888), написанное Полем Гогеном во время его пребывания в Бретани.
Здесь же — «Водяные лилии»(1907) Клода Моне,созданные после нескольких часов медитации в его«японском саду»; «Солнце» Эдварда Мунка,написанное во время его хорошо известного нервного срыва между 1910-м и 1913 годами; картина Джорджии О’Киф«Серия I — С равнин»(1919), изображающая страшную силу приближающейся грозы в Техасе и так далее.
Слева: Клод Моне,«Водяные лилии»(1907). Музей изящных искусств в Хьюстоне
Но несомненное достоинство выставки в том,что тут уделено внимание и «звёздам», и менее известным художникам. Среди них — французский монах-францисканец Шарль-Мари Дюлак,представленный серией умиротворяющих литографий и несколькими столь же созерцательными картинами; бельгийский отшельник Фернан Кнопф, писавший безлюдные и неподвижные сцены; Вильям Дегув де Нункве, ещё один бельгиец,чья«Лужа крови»(1894) — живописная концентрация кошмарных сновидений.
Выше: литографии Шарля-Мари Дюлака на выставке«Мистические пейзажи: Шедевры Моне,Ван Гога и других». Фото: Loulou Downtown
Но для большинства посетителей,вероятнее всего,настоящим открытием станет швед Эжен Янсон(1862 — 1915). Он представлен четырьмя большими мистическими пейзажами периода fin-de-siècle,три из которых можно приравнять к лучшим творениям Ван Гога,Мунка и Уистлера.
Картины для выставки«Мистический пейзаж» прислали Тейт Британия,национальные галереи Канады,Шотландии,Чехии,Швеции,музеи Мунка,Леопольда,MoMA и многие другие учреждения мирового значения. Все произведения сгруппированы в несколько тем,среди которых«Жизненный путь и мистика», «Моне и духовное просвещение», «Пейзаж и тёмная ночь души», а также«Космос и мистический опыт».
Выставка«Мистические пейзажи: Шедевры Моне,Ван Гога и других» закончит работу в Художественной галерее Онтарио 29 января. После этого она отправится в Париж — в музей Орсе. Там экспозиция будет называться«По ту сторону звёзд: Мистические пейзажи от Моне до Кандинского». Зрителям дополнительно представят 16 работ,которые не «путешествовали» в Канаду.