войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Ранняя копия триптиха «Искушение Святого Антония» Иеронима Босха на выставке в Киеве

29 декабря 2016 г. в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко открылась выставка «Искушения Иеронима Босха». В центре экспозиции — копия триптиха И. Босха «Искушение Святого Антония», выполненная, скорее всего, в мастерской великого художника. Это одна из ранний копий, датируемая первой половиной XVI века. Рассказываем об открытиях, которые сопровождают процесс реставрации работы. Чем она примечательна?
Ранняя копия триптиха «Искушение Святого Антония» Иеронима Босха на выставке в Киеве
Триптих «Искушение Святого Антония» до реставрации.
Коллаж: Фотографии предоставлены Музеем искусств
Триптих «Искушение Святого Антония» до реставрации.

Коллаж: Фотографии предоставлены Музеем искусств Богдана и Варвары Ханенко
Выставка приурочена к юбилею — 500-летие со дня смерти Босха весь арт-мир отмечал в 2016 году. А музей Ханенко присоединился к международному проекту «Bosch Research and Conservation» и исследовал триптих «Искушение Святого Антония», хранящийся в их собрании.
Ранняя копия триптиха «Искушение Святого Антония» Иеронима Босха на выставке в Киеве
Впервые в своей практике музей представил на выставке работу, которая находится в процессе реставрации.
Ранняя копия триптиха «Искушение Святого Антония» Иеронима Босха на выставке в Киеве
Мастерская И. Босха (?) «Искушение Святого Антония», первая половина 16 века
Мастерская И. Босха (?) «Искушение Святого Антония», первая половина 16 века
«У нас были повод и веская причина заняться триптихом, — рассказывает куратор выставки Елена Живкова. — На протяжении многих лет работа „болела“: две створки болели хронически, на них время от времени возникали вздутия и были угрозы осыпи красочного слоя, поэтому было принято решение провести серьезные исследования и реставрировать работу. Вот с этого момента и начались приключения…»
«…Первые результаты изучения работы в лаборатории технической экспертизы „Артлаб“ сразу поставили на

«…Первые результаты изучения работы в лаборатории технической экспертизы „Артлаб“ сразу поставили нас в тупик. Когда сняли раму, оказалось что две створки написаны не на дереве, а на холсте. Ни Босх, ни его мастерская никогда на холсте не писали. Мы были страшно разочарованы! Нужен был рентген, и мы отдали произведение в Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины».

Исследования показали, что все три части «киевского» триптиха выполнены одним мастером, а технология изготовления характерна для мастерской Босха.
В Центре с работой Босха работали под микроскопом, изучая и расчищая каждый миллиметр живописи от пр

В Центре с работой Босха работали под микроскопом, изучая и расчищая каждый миллиметр живописи от прежних реставраций. Выяснилось, что повреждения на триптихе и его «болезнь» связаны с реставраций, проведенной в начале XIX века.

Красочный слой на центральной и левой створках был срезан вместе с грунтом и перенесен на холст, наклеенный на новую деревянную основу.

«В начале 19 века этот метод был в моде у реставраторов, — рассказывает реставратор Татьяна Бычко. — Это опасный, сложный и, как показывает практика, совершенно бессмысленный процесс, который разрушает и травмирует живопись…

Есть и хорошие новости: исследования показали, что киевский триптих был выполнен по технологии, которую использовал Босх и его мастерская. Манера исполнения и химический анализ состава красочных слоев совершенно одинаков во всех трех створках — они написаны одним мастером».





На фото: правая часть киевского триптиха «Искушение Святого Антония» сохранилась практически в идеальном состоянии. Фото © Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко

Центральная часть киевского триптиха «Искушение Святого Антония» до реставрации. Фото © Музей искусс
Центральная часть киевского триптиха «Искушение Святого Антония» до реставрации. Фото © Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко
Сейчас известно около 40-ка копий триптиха «Искушение Святого Антония» Босха, оригинал которого находится в собрании Лиссабонского музея искусств. Киевская копия — редкое повторение всех трех частей оригинала
В триптихе из коллекции Ханенко отсутствует гризайльная живопись на обороте боковых створок, он отличается от оригинала размером, а также некоторыми деталями, но уровень исполнения, как показали исследования работы, очень высокий. Во многих фрагментах заметны расхождения подготовительного рисунка и окончательного живописного исполнения, что свидетельствует о творческом подходе копииста.
В ходе изучения архивных материалов удалось немного пролить свет на происхождение работы.

Так, Богд

В ходе изучения архивных материалов удалось немного пролить свет на происхождение работы.

Так, Богдан Ханенко приобрел триптих в 1910 году на аукционе в Мюнхене, когда приехал на международную выставку «Шедевры магометанского искусства». До 1905 года триптих принадлежал известному французскому психиатру Анри Гимбаю.

На фото: фрагмент киевского триптиха «Искушение Святого Антония»

В первой половине 16 века триптих «Искушение Святого Антония» был одним из самых популярных живописных произведений в Северной Европе. Не последнюю роль в огромной популярности работы сыграло то, что оригиналом владели могущественные Габсбурги. По заказу богатых коллекционеров с этого триптиха начали делать копии, параллельно они воспроизводились в мастерской Босха. Сохранившиеся копии отличаются разным уровнем исполнения, и чаще копировалась центральная часть триптиха. Киевская версия, как и работа из собрания Брюссельского королевского музея изящных искусств, относится к одним из самых ранних копий.
Копия триптиха И. Босха «Искушение Святого Антония», ок. 1520−1530г., Королевский Музей искусств, Бр
Копия триптиха И. Босха «Искушение Святого Антония», ок. 1520−1530г., Королевский Музей искусств, Брюссель
Интересный факт, связывающий Святого Антония и Иеронима Босха.
 
Жители Хертогенбоса часто давали св

Интересный факт, связывающий Святого Антония и Иеронима Босха.

Жители Хертогенбоса часто давали своим домам имена, связанные со святыми покровителями семьи. После опустошительного пожара в 1463 году восстановленный дом Ван Ахенов был назван «In Sint Thoenis» (У Святого Антония). Это посвящение должно было уберечь дом от огня.

На фото: Святой Антоний, фрагмент правой створки киевского триптиха. Фото © Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко

Елена Живкова принимала участие в Мадридской конференции, посвященной Босху, и упомянула об одном из сенсационных докладов. Венский исследователь Фриц Корни (Fritz Koreny) изучал те работы Босха, которые сегодня безусловно признаны оригинальными, с использованием метода инфракрасной рефлектографии. И, возможно, наше знакомство с Босхом только начинается…
Исследование работ показало, что подготовительные рисунки под красочным слоем написаны, по крайней мере, двумя разными художниками. Направление штриховки показывает, что один из них рисовал правой рукой, а другой был левшой
«В житиях Антония рассказывается, как Сатана, раздражённый необыкновенным благочестием святого, насы

«В житиях Антония рассказывается, как Сатана, раздражённый необыкновенным благочестием святого, насылает на него легион бесов. Демоны схватили святого, который молился в пещере, и истязали его, пока монах не упал замертво. В нижней части левой створки у Босха мы видим, как трое друзей в одеждах, характерных для монашеского ордена антонитов, ведут под руки вконец обессилевшего святого — в последний момент им удалось вырвать его из власти бесов. Кстати, по мнению некоторых исследователей, в одном из тех людей, кто поддерживает Антония, можно узнать самого художника…» читайте продолжение описания триптиха Иеранима Босха.



Фрагмент левой створки триптиха «Искушение Святого Антония» из собрания Музея имени Ханенко. Фото © Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко

Читайте также наше увлекательное исследование «Доктор Кто. Кем на самом деле был Иероним Босх».
Ранняя копия триптиха «Искушение Святого Антония» Иеронима Босха на выставке в Киеве
На выставке представлены также гравюры XVI века по мотивам произведений Босха. Они были выполнены в знаменитом издательском доме «На четырех ветрах», которое основал в 1564 году в Антверпене гравер Иероним Кок.
Ян ван Дутекум I, Лукас ван Дутекум «Святой Мартин», вторая половина 16 века, по работе И.Босха. Изд
Ян ван Дутекум I, Лукас ван Дутекум «Святой Мартин», вторая половина 16 века, по работе И.Босха. Издательство Иеронима Кока
Кок первым обратился к творчеству Босха и издавал гравюры по его работам. Они имели необычайный успех и принесли издательству славу и хороший доход. В начале своей карьеры в этом издательстве работал Питер Брейгель Старший. Он удачно интерпретировал сюжеты, символы и отдельные фигуры из произведений Босха, создавая свои композиции. Со временем его гравюры приобрели более сатирический характер, что было связано с нравом самого гравера и веянием его времени.
Питер ван дер Хейден «Операция по удалению камня, или Колдунья из Маллегема», 1559 год. По рисунку П
Питер ван дер Хейден «Операция по удалению камня, или Колдунья из Маллегема», 1559 год. По рисунку Питера Брейгеля Старшего. Издатель — Иероним Кок
Выставка «Искушения Иеронима Босха» продлится
до 6 марта 2018 года.
Рекомендуемые выставки и показы
Титульная иллюстрация: фрагмент триптиха «Искушение Святого Антония» из собрания Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. В новости также использованы материалы, представленные в инфографике на выставке.

Фотографии триптиха до реставрации предоставлены Музеем и охраняются авторским правом.