В Центре с работой Босха работали под микроскопом, изучая и расчищая каждый миллиметр живописи от прежних реставраций. Выяснилось, что повреждения на триптихе и его «болезнь» связаны с реставраций, проведенной в начале XIX века.
Красочный слой на центральной и левой створках был срезан вместе с грунтом и перенесен на холст, наклеенный на новую деревянную основу.
«В начале 19 века этот метод был в моде у реставраторов, — рассказывает реставратор Татьяна Бычко. — Это опасный, сложный и, как показывает практика, совершенно бессмысленный процесс, который разрушает и травмирует живопись…
Есть и хорошие новости: исследования показали, что киевский триптих был выполнен по технологии, которую использовал Босх и его мастерская. Манера исполнения и химический анализ состава красочных слоев совершенно одинаков во всех трех створках — они написаны одним мастером».
На фото: правая часть киевского триптиха «Искушение Святого Антония» сохранилась практически в идеальном состоянии. Фото © Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко
В ходе изучения архивных материалов удалось немного пролить свет на происхождение работы.
Так, Богдан Ханенко приобрел триптих в 1910 году на аукционе в Мюнхене, когда приехал на международную выставку «Шедевры магометанского искусства». До 1905 года триптих принадлежал известному французскому психиатру Анри Гимбаю.
На фото: фрагмент киевского триптиха «Искушение Святого Антония»
Интересный факт, связывающий Святого Антония и Иеронима Босха.
Жители Хертогенбоса часто давали своим домам имена, связанные со святыми покровителями семьи. После опустошительного пожара в 1463 году восстановленный дом Ван Ахенов был назван «In Sint Thoenis» (У Святого Антония). Это посвящение должно было уберечь дом от огня.
На фото: Святой Антоний, фрагмент правой створки киевского триптиха. Фото © Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко
«В житиях Антония рассказывается, как Сатана, раздражённый необыкновенным благочестием святого, насылает на него легион бесов. Демоны схватили святого, который молился в пещере, и истязали его, пока монах не упал замертво. В нижней части левой створки у Босха мы видим, как трое друзей в одеждах, характерных для монашеского ордена антонитов, ведут под руки вконец обессилевшего святого — в последний момент им удалось вырвать его из власти бесов. Кстати, по мнению некоторых исследователей, в одном из тех людей, кто поддерживает Антония, можно узнать самого художника…» читайте продолжение описания триптиха Иеранима Босха.
Фрагмент левой створки триптиха «Искушение Святого Антония» из собрания Музея имени Ханенко. Фото © Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко
до 6 марта 2018 года.
— Иероним Босх в Прадо: величайшая выставка столетия открылась в Мадриде,
— Босх. Возвращение домой: выставка века в Хертогенбосе,
— Новый старый Босх: картину в американском музее признали подлинником кисти гения
Фотографии триптиха до реставрации предоставлены Музеем и охраняются авторским правом.