Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Мартин Джонсон Хед — исключительный художник XIX века,который ныне признан одним из самых значительных американских живописцев своего поколения. Однако при жизни у него был лишь один поклонник,а после смерти искусствоведы и коллекционеры и вовсе забыли о его произведениях. Ныне Художественный музей Милуоки представил всё богатство полотен мастера в экспозиции«Природа и изобилие: искусство Мартина Джонсона Хеда».
Эта выставка,организованная Музеем изобразительных искусств в Бостоне,демонстрирует развитие творчества Хеда от ранних портретов до поздних натюрмортов с магнолиями.
Страстный натуралист и путешественник Мартин Джонсон Хед(1819 — 1904) на протяжении всей своей карьеры,охватывающей почти 70 лет,обращался к разным темам. Он писал портреты и искрящиеся солончаки,морские пейзажи(зачастую штормовые) и тропические ландшафты,изображения колибри и орхидей,а также цветочные натюрморты.
Искусствоведы считают,что его работы по стилю и содержанию значительно отличаются от произведений современников,хоть и уходят корнями в романтизм того времени.
Хед родился в Ламбервилле(штат Пенсильвания) и был сыном владельца магазина и почтового отделения. Его первым учителем стал Эдвард Хикс — художник-примитивист и квакерский миссионер. Ранние работы Мартина Джонсона Хида(члены его семьи писали свою фамилию как Heed,написание Heade художник придумал позже) датируются 1840-ми годами; в основном это были портреты.
Живописец дважды ездил в Европу и два года прожил в Риме. Его первая выставка прошла в 1841 году в Филадельфии,а следующая — в 1843-м в Нью-Йорке. Там он познакомился и завязал тесные отношения с пейзажистами из «Гудзонской школы». Те чаще всего изображали живописные ландшафты Новой Англии,штатов Нью-Йорк и Пенсильвания,а прежде всего — долины реки Гудзон. Некоторые искусствоведы ошибочно причисляют Хеда к этому направлению. Однако эксперты по творчеству мастера указывают,что лишь 40 процентов его произведений — это пейзажи,и только четверть из них соотносятся с традициями«Гудзонской школы».
С детства страстью Мартина Джонсона Хеда были колибри,и в 1863 — 1864 годах он провёл шесть месяцев в Бразилии,рисуя этих птиц в их естественной среде обитания.
Он намеревался проиллюстрировать книгу«Самоцветы Бразилии», но она так и не была опубликована. Тем не менее,художник создал около сорока пяти небольших изображений этих крошечных пернатых. После двух поездок по Центральной Америке в 1866-м и 1870 годах Хед написал отдельную группу произведений,сочетающих колибри и тропические цветы. На картине«Пассифлоры и колибри» он изобразил двух чёрно-белых снежношапочных колибри,обнаруженных в Панаме,и самый яркий из страстоцветов — passiflora racemosa.
В этой картине Хед удачно соединил свои научные знания и эстетическую наглядность. Он точно изобразил крупным планом птиц и цветок,при этом изящно скомпоновал изгибы стеблей по всей картине и подчеркнул ярко-красные лепестки холодным серым и зелёным фоном джунглей.
Пассифлора(«passio» — страдание и «flos» — цветок,лат.) или страстоцвет получила своё название благодаря итальянскому учёному XVII века Джакомо Босио,увидевшем в этом цветке воплощение страданий Христа. Десять лепестков он соотнёс с десятью апостолами,которые присутствовали при распятии,внешняя корона напомнила ему терновый венец,а три рыльца пестика — гвозди,которыми были прибиты к кресту ступни и руки Иисуса.
На протяжении всей своей карьеры Хед также писал традиционные цветочные букеты,соответствующие вкусам его современников. Для«Вазы с разными цветами» он намеренно выбрал те,что позволили ему работать с различными формами,текстурой и цветом. Однако их расположение не кажется нарочитым.
Возможно,Хед выбирал цветы с оглядкой на их символику. Он хорошо был знаком с модным в XIX веке стремлением присвоить каждому цветку определённое значение — особенно,связанное с той или иной чертой женского характера. Таким образом,гелиотроп,флёрдоранж и розу можно,соответственно,интерпретировать как преданность,непорочность и любовь. С другой стороны,гвоздика обычно означает презрение,а вереск — одиночество. Эти качества не приветствовались в женщинах того времени.
Слева: Мартин Джонсон Хед,«Ваза с разными цветами»(ок. 1872)
Мартин Джонсон Хед не был популярен при жизни. У него был лишь один поклонник и покровитель — промышленник Генри Флаглер,основавший монополию Standard Oil. Мало того,в первой половине XX века мастер едва не канул в лету,однако интерес к нему пробудился в канун Второй мировой войны. Теперь его картины есть в большинстве крупных американских музеев и частных коллекций. Вместе с тем,работы Хеда иногда можно найти в самых неожиданных местах,например,на гаражных распродажах и блошиных рынках.
Выставка«Природа и изобилие: искусство Мартина Джонсона Хеда» в Художественном музее Милуоки продлится до 26 февраля 2017 года.
По материалам официальных сайтов Художественного музея Милуоки и Музея изящных искусств в Бостоне. Главная иллюстрация: Мартин Джонсон Хед,«Орхидеи и колибри»(1875 — 1883)