Мартин Джонсон Хед (англ. Martin Johnson Heade, 11 августа 1819 – 4 сентября 1904) – американский пейзажист и маринист, мастер ботанического натюрморта.
Особенности творчества художника Мартина Джонсона Хеда: Будучи талантливым художником-универсалом, Хед прославился своей оригинальной техникой, которая передает мимолетную, хрупкую красоту экзотических цветов и птиц. Тщательно выписанные картины Хеда очаровывают своими богатыми текстурами и ювелирно проработанными деталями – будь то лепесток цветка или бархатная скатерть, на которой он лежит.
Известные картины художника Мартина Джонсона Хеда: «Гигантские магнолии на синем бархате», «Солончаки близ Ньюберипорта, Массачусетс», «Пассифлора (страстоцвет) и колибри».
Неутомимый путешественник с мольбертом: портреты
Мартин Джонсон Хед родился в 1819 году в городке Ламбервилль (штат Пенсильвания). Его семья владела единственным на всю округу магазином, в котором по обычаям того времени было расположено почтовое отделение, а местные жители обменивались здесь последними новостями. Семейство Хеда писало свою фамилию как Heed, а вот личное написание Heade художник придумал позже. Первым учителем рисования юноши стал художник-примитивист и квакерский миссионер Эдвард Хикс (1780 - 1849). Самые ранние известные работы Хеда – это портреты, созданные примерно в 1840-х годах.
В юные годы Мартин Хед был неутомимым путешественником. В 1840 году он отправился в свой первый европейский вояж, который продлился два года. Особенно юноше полюбился Рим, его музеи и величественная архитектура. В 1841 году картина Хеда впервые приняла участие в публичной выставке, которая прошла в Академии изобразительных искусств Пенсильвании.
Вернувшись в Америку, следующие шесть лет он провел, кочуя по городам Восточного побережья, зарабатывая на жизнь рисованием портретов. Собрав нужную сумму, в 1848 году Хед снова уехал в Европу – и снова на два года. На родине он продолжил свои странствия, не задерживаясь надолго ни в одном городе, оставив позади Сент-Луис, Трентон, Провиденс и Нью-Хейвен. К тому времени в его творчестве на смену портрету пришел пейзаж.
«Гудзонская школа» и люминизм: пейзажи
В 1859 году Хед приехал в Нью-Йорк. Он снял мастерскую в знаменитом здании Tenth Street Studio, этом центре художественного мира Нью-Йорка второй половины XIX века. Здесь он познакомился и подружился с Фредериком Эдвином Чёрчем (1826-1900), приверженцем «Гудзонской школы», а также с другими художниками этого направления, весьма популярного в те годы в США. Картины художников «Гудзонской школы», созданные в духе лирического реализма, чаще всего изображали живописные ландшафты Новой Англии, штатов Нью-Йорк и Пенсильвания, но прежде всего — долины реки Гудзон. Сам Хед также создал ряд работ, которые можно отнести к «Гудзонской школе».
Хед уделял много времени исследованиям влияния света на окружающую среду. Интерес к этому направлению, получившему название люминизм, разделяли и другие его современники, в том числе художники «Гудзонской школы» Джон Кенсетт, Фитц Хью Лейн и Сэнфорд Гиффорд. Многочисленные атмосферные пейзажи, передающие спокойствие и великолепие солончаков Новой Англии, принесли Мартину Хеду большую известность.
Роскошь тропиков: ботанические натюрморты
Монументальная картина Чёрча «Сердце Анд» (1859, Музей Метрополитен) вдохновила Хеда на очередное путешествие. Всего четыре года на одном месте – и снова в путь: в 1863 году неугомонный Хед отправился в Бразилию, в Рио-де-Жанейро. Здесь он создал ряд иллюстраций с изображением колибри, которые должны были войти в книгу «Самоцветы Бразилии»; к сожалению, книга так и не была опубликована.
Затем были страны Латинской Америки - Никарагуа, Колумбия, Панама и Ямайка. В этих путешествиях Хед уделял много внимания исследованиям местной флоры и фауны; он рисовал как большие пейзажи, так и небольшие картины с изображением орхидей и любимых им птичек колибри в их естественной среде обитания. Эти работы, наряду с изображением цветочных букетов, принесли художнику признание на галерейных выставках в Нью-Йорке и Бостоне, и неплохо продавались.
Окончание долгого пути и магнолии на бархате
Хед остепенился и обзавелся семьей в весьма почтенном возрасте: когда в 1883 году он вел свою нареченную к алтарю, художнику было уже 64 года. Из Нью-Йорка семья переехала в Сент-Огастин на морском побережье Флориды, где Мартин Хед прожил всю оставшуюся жизнь, продолжая выставлять свои картины в Бостоне и Спрингфилде.
Одним из больших поклонников таланта Хеда был Генри Моррисон Флаглер, нефтяной магнат и финансист. Именно он стал одним из пионеров туристического бизнеса во Флориде, соединив в общую сеть железные дороги вдоль побережья и выстроив ряд привокзальных отелей. В одном из них - «Понсе де Леон», расположенном в Сант-Огастине, Флаглер предложил художнику помещение для студии, и Мартин Хед согласился. В этой мастерской он проработал в течение следующих двадцати лет, рисуя тропическую флору Флориды, орхидеи и розы.
Наряду с ранними ботаническими натюрмортами, картины зрелого периода поражают своей почти научной точностью, скрупулезно передавая каждую линию изображенных растений, каждый легкий естественный изъян или пятнышко. Большинство цветочных натюрмортов, созданных Хедом в Сент-Огастине, изображают плоды и цветы на фоне бархатных текстур – а текстуры, в том числе шелк, стекло и металл, художник писал не менее виртуозно, чем цветы.
Оседлая жизнь вечного путешественника Мартина Джонсона Хеда привела к тому, что он постепенно перестал выставляться, и о его творчестве позабыли. Тем не менее, произведения Мартина Хеда можно найти в коллекциях многих крупных американских музеев, в том числе в музее Метрополитен (Нью-Йорк) и Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Самая большая коллекция его работ, включая картины, рисунки и альбомы, хранится в Музее изобразительных искусств в Бостоне. Сегодня интерес к творчеству Мартина Джонсона Хеда растет, в США проходят его персональные выставки. А в 2004 году вклад Хеда в искусство был отмечен маркой Почтовой службы США с изображением картины «Гигантские магнолии на синем бархате» (1890).
По сей день картины Хеда можно случайно купить на гаражной распродаже или на местечковом аукционе. Известен случай, когда много лет подряд картина Хеда «Магнолии на золотом бархате» прикрывала дыру в стене в квартире жителя штата Индиана. Владелец стал интересоваться ценностью картины после того, как стал играть в настольную игру «Шедевр», посвященную искусству. Подлинность картины подтвердилась, и в 1999 году Музей изящных искусств в Хьюстоне приобрел ее за 1 миллион 250 тысяч долларов.