Первая международная выставка акварели под метафорическим названием «Море акварели» — проект, который охватил несколько музеев. Мы посетили эпицентры акварельной стихии, и делимся впечатлениями и фоторепортажами.
До 15 декабря 2016 года в залах Музея западного и восточного искусства, Одесского художественного музея (галерея «Жёлтые великаны»), Городской муниципальной художественной галереи и выставочном зале Союза художников Украины посетители могут любоваться прекрасными работами более 70 художников из 18 городов Украины, а также мастеров из Германии, Молдовы и Китая.
Светлана Михалевич (Одесса). «Рыбацкий баркас». 2016
Валерий Залищук (Харьков). «Музейный смотритель». 2016
Выставка акварели в Одессе стала знаковым событием: организаторы планируют, что в перспективе выставка будет проводиться как биеннале.
«Предложение относительно дальнейших всеукраинских акварельных вернисажей в формате биеннале, по нашему мнению, является уместным и перспективным, — отметил в своей вступительной статье к каталогу выставки директор Дирекции выставок НСХУ Игорь Волощук. — Эта выставка станет воссозданием реальной картины творческой практики большинства украинских художников-акварелистов. Составляющими этого является широкое географическое представительство авторов и, как следствие, — демонстрация различных стилистических манер, интересного сочетания графических приемов, так или иначе связанных с техникой акварели».
«Предложение относительно дальнейших всеукраинских акварельных вернисажей в формате биеннале, по нашему мнению, является уместным и перспективным, — отметил в своей вступительной статье к каталогу выставки директор Дирекции выставок НСХУ Игорь Волощук. — Эта выставка станет воссозданием реальной картины творческой практики большинства украинских художников-акварелистов. Составляющими этого является широкое географическое представительство авторов и, как следствие, — демонстрация различных стилистических манер, интересного сочетания графических приемов, так или иначе связанных с техникой акварели».
Дмитрий Жижин (Одесса). «Сентябрь. Вид на остров Березань». 2016
Ольга Павлюк (Черноморск).
Владимир Межевчук (Одесса). «Письмо». 1979
Наталья Лоза (Одесса)
Надежда Кудрявцева (Харьков). «Октябрь. Южный Буг». 2013
Елена Щербакова (Одесса). «Розы». 2016
В Одессе акварельная живопись давно утвердилась как полноценный, а не только как прикладной вид искусства. Потому и выбор города для организации выставки, которая обещает стать регулярной, отнюдь не случаен.
Уже в начале XIX века сюда приезжали как российские, так и иностранные воспитанники разных художественных школ, предпочитающие работать в акварельной технике. Впоследствии они группировались вокруг Одесского общества изящных искусств (ООИИ). Некоторые входили в Общество русских акварелистов (до 1887 г. — Кружок русских акварелистов), которое имело свой центр в Петербурге, а его первым председателем был академик Альберт Бенуа.
Экспозиция в галерее «Желтые Великаны» (ОХМ)
Андрей Антонюк (1943−2013). Триптих «Удивительный мир Рериха»
Основателем же Общества русских акварелистов стал Эмиль Вилье де Лиль-Адан (1843−1889), обрусевший француз, который с перерывами преподавал в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге и в классе акварельной живописи Одесской рисовальной школы. А вот «королём акварели» в Одессе заслуженно называли выдающегося живописца, одного из основателей Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ), преподавателя Одессской рисовальной школы Геннадия Ладыженского (1853−1916).
Юрий Зильберберг (Одесса). «Беседа»
Максим Киселев (Александрия). «Мокрый день». 2015
Андрей Герасимюк (Одесса). «Домой». 2007
Члены Товарищества Южнорусских художников внесли значительный вклад в разработку теории акварельной живописи — в частности, профессор Мстислав Владимирович Фармаковский (1873−1946), искусствовед и художник, написал пособие «Акварель
, ее техника, реставрация и консервация» (книга вышла только после смерти Фармаковского, в 1950 году).
Михаил Жук. «Ирисы»
В экспозиции, которая представлена в Музее западного и восточного искусства, можно увидеть замечательную работу «Ирисы», принадлежащую кисти Михаила Ивановича Жука. Художник прожил в Одессе с 1925 года и до конца жизни (1964), где работал проректором Политехникума искусств, позже преобразованного в художественное училище. Подробнее о его жизни и творчестве — в нашем материале «Сецессион одного поэта, или Портрет одного Жука».
Сергей Споденюк (Одесса). «Украинка». 2015
Лидия Лазарцева (Одесса). «Ирисы». 2016
Виктор Новотный (Одесса) «Одесский порт ночью», 2013
Выставке «Море акварели» предшествовал ряд других смежных проектов, организованных одесской художественной корпорацией: так, с 20 сентября по 2 октября состоялся пленэр акварели в Коблево (Николаевская обл.), а 10 октября в помещении Одесской областной организации НСХУ начала работу областная выставка акварели. Напомним, что в нынешнем году большая группа украинских художников стала участниками престижного акварельного пленэра, организованного знаменитой фирмой Fabriano. Некоторые работы, которые были выполнены во время этой творческой экспедиции в таких городах, как Рим, Урбино, Флоренция — вошли в упомянутую экспозицию.
Экспозиции выставки «Море акварели» работают до 15 декабря 2016 года.
Фото: Олег Владимирский, Ольга Потехина. По материалам пресс-релиза Одесского художественного музея (автор Владимир Кудлач, член НСЖУ, НСХУ). Титульная иллюстрация: Юрий Валюк, «Зима на Соборной площади». 2010