войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Сецессион одного поэта, или Портрет одного Жука

Отправляемся в Одесский муниципальный музей частных коллекций им. А.В. Блещунова на выставку удивительного украинского художника Михаила Жука, надолго забытого и все еще не до конца открытого. Он творил в одно время с Климтом и Мухой, и создал собственный уникальный стиль в духе эпохи. Особая удача — пообщаться и с коллекционером, буквально спасавшим его работы — собрание Тараса Максимюка уже само по себе «легенда».
Сецессион одного поэта, или Портрет одного Жука
«Я купил рулоны — семь кусков. Я не знал, что я купил. Лишь в 1976 году я узнал, что это такое, из плаката 1918 года — панно ‘Белое и черное'" - рассказывает коллекционер, заслуженный работника культуры Украины Тарас Максимюк о самой известной и самой большой (2,1 м Х 3,1 м) работе представителя украинского Сецессиона Михаила Жука.

Михаил Иванович Жук. Белое и Черное
А еще Тарас Иванович признается, что совершил кражу — снял с двери бывшей квартиры Жука латунную табличку с фамилией художника!
«Я спас их для Одессы» — говорит коллекционер по поводу панно и таблички. И надо отдать ему должное — для сохранения памяти, работ и популяризации этого выдающегося художника, наверное, никто не сделал столько, сколько сделал Тарас Максимюк. Нынешняя выставка — уже не в первой десятке организованных с его помощью демонстраций работ этого удивительного украинского мастера.
Сецессион одного поэта, или Портрет одного Жука
Для нынешней выставки коллекционер отобрал из своего собрания автопортреты Михаила Жука, портреты и один силуэт. Также экспонируются альбомы и каталоги выставок художника.

Сецессион одного поэта, или Портрет одного Жука
Т. Максимюк рассказывает, что ему было интересно представить автопортреты, так как они показывают, как меняется человек и его представление о себе.


Среди автопортретов лишь один (незаконченный) выполнен маслом. Жук не любил работать маслом и на хол
Среди автопортретов лишь один (незаконченный) выполнен маслом. Жук не любил работать маслом и на холсте
Самая ранняя из представленных на выставке работ датируется 1902 годом — портрет гимназиста, учениче
Самая ранняя из представленных на выставке работ датируется 1902 годом — портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
гимназиста, ученическая работа художника времен обучения в Краковской академии.
Интересно, что на некоторых портретах рядом с самим «объектом» отдельно прорисованы руки. Видимо, эт




Интересно, что на некоторых портретах рядом с самим «объектом» отдельно прорисованы руки. Видимо, эта «деталь» была не менее важна для художника, чем лицо портретируемого.

Портреты деятелей украинской культуры, со многими из которых Михаил Жук был знаком лично, дружил и встречался в ходе своей общественной и литературной деятельности, выполнены в различных техниках. Он был знаком с И. Франко, М. Грушевским, М. Коцюбинским, П. Тычиной и др. Надо же, как далеки эти изображения от привычных портретов в школьных классах!
Портрет М. Коцюбинского
Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
М. Коцюбинского
Сецессион одного поэта, или Портрет одного Жука
С Лесей Украинкой Жук не был знаком лично, но сборник его стихов (1912 г.) она читала и даже оставила отзыв. Критический…
  • Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    Л. Украинки
  • Доска, с которой сделан оттиск
    Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Художник владел разными графическими техниками, что и демонстрирует выставка — карандашный рисунок, пастель
Пастель (от лат. pasta – тесто) – материалы, в виде мелков, применяемые в живописи и графике. Может быть восковой, сухой и масляной. Сухая пастель предполагает применение метода растушевки, с помощью которого можно достичь мягких цветовых переходов. Помимо этого различают твердую пастель для рисунка и мягкую для сочных крупных штрихов. Изображение наносят на фактурную поверхность, способную удержать пигмент: бархатную, пастельную и наждачную или тонированную бумагу для акварели. Ранее мастера рисовали даже на замше. Единственный минус – способность осыпаться. Поэтому после завершения работы картину фиксируют специальным материалом или обычным лаком для волос. Название красок произошло от названия техники «а пастелло», применяемой итальянскими художниками ХVI века. Спустя два столетия эту тенденцию подхватили во Франции. Художники, прежде всего, оценили скорость и легкость написания картин с помощью пастели. Ею пользовался Дега, размашисто накладывая краску на поверхность, а после - обрабатывая паром, что делало материал податливым для растушевки пальцами.
Читать дальше
, литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
, офорт
Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) – основная техника в этом виде станковой графики глубокой печати, при которой изображение на поверхности металлической пластины протравливается кислотой. С технологической точки зрения офорт противоположен резцовой гравюре.
Читать дальше
, линогравюра
Линогравюра – способ использования линолеума для создания отпечатков. Наряду с ксилографией относится к группе техник высокой печати, где след на бумаге оставляют выступающие части пластины. Хотя сам линолеум как напольное покрытие был изобретён в 1860-х годах, технику линогравюры впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии, где подобным образом печатались обои.
Читать дальше
, техника сухой иглы.



«Михаил Жук — художник-легенда национальной художественной культуры. Он объединил графику с поэзией, а модерн и конструктивизм с народным искусством, создав эклектичные и завораживающие произведения, ассоциирующиеся со сказочной украинской ночью, мечтой или сном. Мастер прекрасно владел разнообразными графическими техниками, сочетая, казалось бы, несочетаемое. Огромен его вклад в развитие новой украинской книжной графики. Ключевая тема его творчества — портретный жанр. …Безупречные, выверенные композиции почти всегда наполнены тонкими, декоративными деталями, характеризирующими конкретную личность. Михаил Жук не только старательно прорабатывает лицо, но часто делает фон таким же важным, равнозначным с объектом. Фон начинает работать также активно, как и сам объект, поражая зрителя своей изысканной декоративностью» — Мария Апрятова, куратор выставки в ОММЛК им. А. Блещунова
  • Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    А. Тарана
  • Девушка
Михаил Жук многогранен не только в своей живописной деятельности, но и в литературной: он был прозаиком, поэтом, драматургом, сказочником, преподавателем и критиком, входил в литературно-издательское объединение поэтов-символистов «Мусагет» и рисовал обложки ко многим его изданиям.
Сецессион одного поэта, или Портрет одного Жука
Тарас Максимюк решил представить на этой выставке один из портретов, выполненный в технике силуэта. Коллекционер рассказывает, что силуэты изображали весьма немногие художники. Хорошо известны силуэты Нарбута, но он создавал их в миниатюрных размерах. Жук же пространства для своих силуэтов не жалел, так в коллекции Максимюка есть один «монументальный» силуэт — «в полный рост» и шириной 1,15 м.

Сецессион одного поэта, или Портрет одного Жука
  • Силуэт жены
  • Силуэт неизвестного (Г. Нарбут ?)
Годы с 1925 года и до конца жизни (1964) Михаил Жук прожил в Одессе, куда был направлен из Чернигова на должность проректора Политехникума искусств, позже преобразованного в художественное училище.

А начинался путь художника в небольшом городке Каховка (Херсонская область), где он, как и многие будущие художники, был в 9 лет отдан в подмастерья к маляру. Затем — Киевская рисовальная школа (у А. Мурашко) и Краковская академия благородных искусств, где его мастерство и стиль были сформированы самим Станиславом Выспянским — это имя обязательно фигурирует в обзорах работ мастеров эпохи модерн
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
Читать дальше
. В течение года Михаил Жук посещал Московское училище живописи, скульптуры и архитектуры.
  • Ирисы
  • Хризантемы
В Краковской академии, которую он закончил в 1904 году с двумя серебряными медалями, молодой художник впитал вольный поэтический дух западно-европейского модерна, и когда вернулся на родину, представил свои работы на персональной выставке в киевском Городском музее (сейчас — Национальный музей), но не вызвал восторга у тяготевшей к классике художественной среды. Совсем другой прием ожидал художника во Львове, где те же работы имели громкий успех не только у публики, но и у взыскательных критиков.
Эскиз декоративного панно. Лилия
Эскиз декоративного панно. Лилия
С 1905 по 1916 годы Михаил Жук живет в Чернигове, преподает рисование в различных учебных заведениях — в духовной семинарии, женском епархиальном училище, еврейской школе и др. Но главное — здесь он попадает в литературно-художественную среду, здесь формируется и развивается его любовь к национальной культуре. Одним из его учеников в семинарии оказывается поэт-символист Павло Тычина. Несмотря на разницу в восемь лет (Жук — 1883 года рождения, а Тычина — 1991-го) завязывается дружба. Именно Тычина послужил моделью черного ангела панно «Белое и Черное» (1912−1914). В Чернигове Жук становится близким другом семьи М. Коцюбинского. Дружеские узы связывают его и с семьей М. Грушевского.
  • Ида
  • Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    актрисы Натальи Ужвий
Жук много рисует, пишет портреты деятелей украинской культуры, оформляет книги, в том числе и собственные. На его детских книгах выросло не одно поколение украинских малышей.
В Чернигове он пишет пьесы, которые ставятся на сцене переехавшего сюда из Запорожья театра, в будущем преобразованного в киевский театр им. Заньковецкой.
Вообще, биографии мастеров «времен больших перемен» всегда выглядят как «пунктир»: разные города, работы, проекты… В 1916 году Михаил Жук переезжает в Киев, где участвует в создании Академии художеств и становится одним из ее преподавателей. В 1919 году, после прихода деникинцев, возвращается в Чернигов, где работает при Губнаробразе, возглавляя Отдел искусств, и заведует студией ИЗО.
С установлением советской власти жизнь художника и его семьи (жена и двое сыновей) становится все тяжелее, национальное искусство не очень приветствуется новой властью.
Недавно сотрудником Одесского литературного музея Аленой Яворской было обнародовано письмо М. Жука, где он обращается к руководителю наркомата Х. Раковскому с просьбой либо разрешить его семье эмигрировать из страны, либо предоставить работу. В результате художник получает заказ на плакаты с портретами деятелей украинской культуры и перевод в Одессу. Из более, чем двадцати выполненных им портретов напечатаны были только семь или восемь.

  • Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    И. Франко
  • Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    Б. Борохова
В Одессе Михаил Жук преподает в художественном училище, увлекается керамикой и создает на архитектур



В Одессе Михаил Жук преподает в художественном училище, увлекается керамикой и создает на архитектурном факультете мастерскую майолики.

После смерти художника поглощает забвение…

Сецессион одного поэта, или Портрет одного Жука
А в 1972 году одесский коллекционер Сергей Зенонович Лущик рассказывает Тарасу Максимюку о замечательном украинском художнике и дает адрес его сыновей. С этого времени начинается возвращение забытого художника и талантливого литератора, страстно преданного украинской культуре общественного деятеля. В 1976 году проходит первая (после 1904 года) выставка Михаил Жука.
Сецессион одного поэта, или Портрет одного Жука
Мария Апрятова, куратор выставки, написала в Фэйсбуке: «Это наше самое любимое место для сэлфи на выставке Михаила Жука. Я не устояла перед обаянием этой таинственной дамы и тоже сфотографировалась! К сведению: этот портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
экспонируется впервые за всю более чем столетнюю историю выставок. Создан в 1900-х годах в фирменной для мастера смешанной технике. Предположительно — это портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
жены художника ибо очень похожи черты с офортами 1934−35 годов».
Рекомендуемые работы
Эдуард Иосифович Базилянский. Тёплый вечер
Тёплый вечер
1993, 50×70 см
$2 131
Оригинал
Женя Сазонова. Катарсис
  • Реклама
Катарсис
XXI век
$43
Оригинал
Kristina Bondarenko. Ok
  • Реклама
Ok
XXI век, 21×15 см
$53
Оригинал
Анна Андреевна Чернядьева. Объёмная Белая интерьерная картина
  • Реклама
Объёмная Белая интерьерная картина
70×70 см
$192
Оригинал
Kristina Bondarenko. Два
  • Реклама
Два
XXI век, 30×25 см
$80
Оригинал
Выставка произведений художника Михаила Жука из коллекции Тараса Максимюка работает до 30 ноября, а 14 ноября поклонников искусства ждет встреча с коллекционером — предварительно с ним пообщавшись, мы готовим отдельный материал. Сюжеты, поверьте, самые удивительные — как и сами картины.
Фото с выставки: Олег Владимирский.