Отправляемся в Одесский муниципальный музей частных коллекций им. А.В. Блещунова на выставку удивительного украинского художника Михаила Жука, надолго забытого и все еще не до конца открытого. Он творил в одно время с Климтом и Мухой, и создал собственный уникальный стиль в духе эпохи. Особая удача — пообщаться и с коллекционером, буквально спасавшим его работы — собрание Тараса Максимюка уже само по себе «легенда».
«Я купил рулоны — семь кусков. Я не знал, что я купил. Лишь в 1976 году я узнал, что это такое, из плаката 1918 года — панно ‘Белое и черное'" - рассказывает коллекционер, заслуженный работника культуры Украины Тарас Максимюк о самой известной и самой большой (2,1 м Х 3,1 м) работе представителя украинского Сецессиона Михаила Жука.
А еще Тарас Иванович признается, что совершил кражу — снял с двери бывшей квартиры Жука латунную табличку с фамилией художника!
«Я спас их для Одессы» — говорит коллекционер по поводу панно и таблички. И надо отдать ему должное — для сохранения памяти, работ и популяризации этого выдающегося художника, наверное, никто не сделал столько, сколько сделал Тарас Максимюк. Нынешняя выставка — уже не в первой десятке организованных с его помощью демонстраций работ этого удивительного украинского мастера.
«Я спас их для Одессы» — говорит коллекционер по поводу панно и таблички. И надо отдать ему должное — для сохранения памяти, работ и популяризации этого выдающегося художника, наверное, никто не сделал столько, сколько сделал Тарас Максимюк. Нынешняя выставка — уже не в первой десятке организованных с его помощью демонстраций работ этого удивительного украинского мастера.
Для нынешней выставки коллекционер отобрал из своего собрания автопортреты Михаила Жука, портреты и один силуэт. Также экспонируются альбомы и каталоги выставок художника.
Т. Максимюк рассказывает, что ему было интересно представить автопортреты, так как они показывают, как меняется человек и его представление о себе.
Среди автопортретов лишь один (незаконченный) выполнен маслом. Жук не любил работать маслом и на холсте
Самая ранняя из представленных на выставке работ датируется 1902 годом — портрет
гимназиста, ученическая работа художника времен обучения в Краковской академии.
Интересно, что на некоторых портретах рядом с самим «объектом» отдельно прорисованы руки. Видимо, эта «деталь» была не менее важна для художника, чем лицо портретируемого.
Портреты деятелей украинской культуры, со многими из которых Михаил Жук был знаком лично, дружил и встречался в ходе своей общественной и литературной деятельности, выполнены в различных техниках. Он был знаком с И. Франко, М. Грушевским, М. Коцюбинским, П. Тычиной и др. Надо же, как далеки эти изображения от привычных портретов в школьных классах!
Портрет
М. Коцюбинского
С Лесей Украинкой Жук не был знаком лично, но сборник его стихов (1912 г.) она читала и даже оставила отзыв. Критический…
Художник владел разными графическими техниками, что и демонстрирует выставка — карандашный рисунок, пастель
, литография
, офорт
, линогравюра
, техника сухой иглы.
Портрет девушки
1920-е
, 27×24 см
«Михаил Жук — художник-легенда национальной художественной культуры. Он объединил графику с поэзией, а модерн и конструктивизм с народным искусством, создав эклектичные и завораживающие произведения, ассоциирующиеся со сказочной украинской ночью, мечтой или сном. Мастер прекрасно владел разнообразными графическими техниками, сочетая, казалось бы, несочетаемое. Огромен его вклад в развитие новой украинской книжной графики. Ключевая тема его творчества — портретный жанр. …Безупречные, выверенные композиции почти всегда наполнены тонкими, декоративными деталями, характеризирующими конкретную личность. Михаил Жук не только старательно прорабатывает лицо, но часто делает фон таким же важным, равнозначным с объектом. Фон начинает работать также активно, как и сам объект, поражая зрителя своей изысканной декоративностью» — Мария Апрятова, куратор выставки в ОММЛК им. А. Блещунова
Михаил Жук многогранен не только в своей живописной деятельности, но и в литературной: он был прозаиком, поэтом, драматургом, сказочником, преподавателем и критиком, входил в литературно-издательское объединение поэтов-символистов «Мусагет» и рисовал обложки ко многим его изданиям.
Тарас Максимюк решил представить на этой выставке один из портретов, выполненный в технике силуэта. Коллекционер рассказывает, что силуэты изображали весьма немногие художники. Хорошо известны силуэты Нарбута, но он создавал их в миниатюрных размерах. Жук же пространства для своих силуэтов не жалел, так в коллекции Максимюка есть один «монументальный» силуэт — «в полный рост» и шириной 1,15 м.
Годы с 1925 года и до конца жизни (1964) Михаил Жук прожил в Одессе, куда был направлен из Чернигова на должность проректора Политехникума искусств, позже преобразованного в художественное училище.
А начинался путь художника в небольшом городке Каховка (Херсонская область), где он, как и многие будущие художники, был в 9 лет отдан в подмастерья к маляру. Затем — Киевская рисовальная школа (у А. Мурашко) и Краковская академия благородных искусств, где его мастерство и стиль были сформированы самим Станиславом Выспянским — это имя обязательно фигурирует в обзорах работ мастеров эпохи модерн
. В течение года Михаил Жук посещал Московское училище живописи, скульптуры и архитектуры.
Сказка
1914
В Краковской академии, которую он закончил в 1904 году с двумя серебряными медалями, молодой художник впитал вольный поэтический дух западно-европейского модерна, и когда вернулся на родину, представил свои работы на персональной выставке в киевском Городском музее (сейчас — Национальный музей), но не вызвал восторга у тяготевшей к классике художественной среды. Совсем другой прием ожидал художника во Львове, где те же работы имели громкий успех не только у публики, но и у взыскательных критиков.
Эскиз декоративного панно. Лилия
С 1905 по 1916 годы Михаил Жук живет в Чернигове, преподает рисование в различных учебных заведениях — в духовной семинарии, женском епархиальном училище, еврейской школе и др. Но главное — здесь он попадает в литературно-художественную среду, здесь формируется и развивается его любовь к национальной культуре. Одним из его учеников в семинарии оказывается поэт-символист Павло Тычина. Несмотря на разницу в восемь лет (Жук — 1883 года рождения, а Тычина — 1991-го) завязывается дружба. Именно Тычина послужил моделью черного ангела панно «Белое и Черное» (1912−1914). В Чернигове Жук становится близким другом семьи М. Коцюбинского. Дружеские узы связывают его и с семьей М. Грушевского.
Жук много рисует, пишет портреты деятелей украинской культуры, оформляет книги, в том числе и собственные. На его детских книгах выросло не одно поколение украинских малышей.
В Чернигове он пишет пьесы, которые ставятся на сцене переехавшего сюда из Запорожья театра, в будущем преобразованного в киевский театр им. Заньковецкой.
Вообще, биографии мастеров «времен больших перемен» всегда выглядят как «пунктир»: разные города, работы, проекты… В 1916 году Михаил Жук переезжает в Киев, где участвует в создании Академии художеств и становится одним из ее преподавателей. В 1919 году, после прихода деникинцев, возвращается в Чернигов, где работает при Губнаробразе, возглавляя Отдел искусств, и заведует студией ИЗО.
В Чернигове он пишет пьесы, которые ставятся на сцене переехавшего сюда из Запорожья театра, в будущем преобразованного в киевский театр им. Заньковецкой.
Вообще, биографии мастеров «времен больших перемен» всегда выглядят как «пунктир»: разные города, работы, проекты… В 1916 году Михаил Жук переезжает в Киев, где участвует в создании Академии художеств и становится одним из ее преподавателей. В 1919 году, после прихода деникинцев, возвращается в Чернигов, где работает при Губнаробразе, возглавляя Отдел искусств, и заведует студией ИЗО.
Портрет сына
1915, 26×19 см
С установлением советской власти жизнь художника и его семьи (жена и двое сыновей) становится все тяжелее, национальное искусство не очень приветствуется новой властью.
Недавно сотрудником Одесского литературного музея Аленой Яворской было обнародовано письмо М. Жука, где он обращается к руководителю наркомата Х. Раковскому с просьбой либо разрешить его семье эмигрировать из страны, либо предоставить работу. В результате художник получает заказ на плакаты с портретами деятелей украинской культуры и перевод в Одессу. Из более, чем двадцати выполненных им портретов напечатаны были только семь или восемь.
Недавно сотрудником Одесского литературного музея Аленой Яворской было обнародовано письмо М. Жука, где он обращается к руководителю наркомата Х. Раковскому с просьбой либо разрешить его семье эмигрировать из страны, либо предоставить работу. В результате художник получает заказ на плакаты с портретами деятелей украинской культуры и перевод в Одессу. Из более, чем двадцати выполненных им портретов напечатаны были только семь или восемь.
В Одессе Михаил Жук преподает в художественном училище, увлекается керамикой и создает на архитектурном факультете мастерскую майолики.
После смерти художника поглощает забвение…
А в 1972 году одесский коллекционер Сергей Зенонович Лущик рассказывает Тарасу Максимюку о замечательном украинском художнике и дает адрес его сыновей. С этого времени начинается возвращение забытого художника и талантливого литератора, страстно преданного украинской культуре общественного деятеля. В 1976 году проходит первая (после 1904 года) выставка Михаил Жука.
Мария Апрятова, куратор выставки, написала в Фэйсбуке: «Это наше самое любимое место для сэлфи на выставке Михаила Жука. Я не устояла перед обаянием этой таинственной дамы и тоже сфотографировалась! К сведению: этот портрет
экспонируется впервые за всю более чем столетнюю историю выставок. Создан в 1900-х годах в фирменной для мастера смешанной технике. Предположительно — это портрет
жены художника ибо очень похожи черты с офортами 1934−35 годов».
Выставка произведений художника Михаила Жука из коллекции Тараса Максимюка работает до 30 ноября, а 14 ноября поклонников искусства ждет встреча с коллекционером — предварительно с ним пообщавшись, мы готовим отдельный материал. Сюжеты, поверьте, самые удивительные — как и сами картины.
Фото с выставки: Олег Владимирский.