Sign up

"Эти десять лет большого, глубокого счастья..." В Киеве опубликовали воспоминания жены художника Александра Мурашко

I like4 
Каждый новый материал о выдающемся украинском художнике Александре Мурашко (1875−1919) — сенсация, и торжественная презентация мемуаров Маргариты Мурашко, состоявшаяся 24 ноября в музее «Духовные сокровища Украины», собрала искусствоведов, коллекционеров и галеристов. Выставка работ мастера - еще один акцент события. Вспоминаем романтические и трагические моменты жизни художника и рассказываем невероятную историю, поведанную известным киевским собирателем Александром Бреем.
Рукопись супруги мастера проливают свет на «белые пятна» в биографии знаменитого художника, открывая подробности о последних днях жизни Александра Мурашко и об обстоятельствах его трагической смерти.
Маргарита Августовна Мурашко написала свои воспоминания вскоре после гибели мужа в 1919 году. Их она посвятила приемной дочери Катюше в надежде сохранить для нее живой образ отца, которого девочка потеряла так рано.
Маргарита Мурашко в мастерской мужа на ул. Малая Житомирская, 14, 1910−1911гг, МІК
В 2014 году оригинал рукописи воспоминаний Маргариты Мурашко был передан семьей Мазюков-Праховых в собрание музея «Духовные сокровища Украины». С 1936 года рукопись вместе с другими архивными материалами Маргариты Мурашко хранилась у Праховых. Две семьи связывали тесные родственные узы — Николай Прахов (сын Адриана Прахова) и Александр Мурашко были женаты на родных сестрах, дочерях киевского нотариуса Августа Федоровича Крюгера.
После двухлетней работы историка Дарьи Добриян с рукописью, мемуары супруги художника, дополненные вступительной статьей и комментариями, вышли в издательстве «ArtHuss». Этой публикацией организаторы надеялись также привлечь внимание властей и общественности к проблеме сохранения усадьбы Мурашко на Малой Житомирской, 14, которая много лет находится в аварийном состоянии. На презентации книги Дарья с радостью сообщила, что на днях усадьбу Мурашко начали реставрировать.
Текст воспоминаний — волнующие, искренние рассказы Маргариты Августовны о первых встречах с художником, о том, как развивались романтические отношения. Мемуары также раскрывают тему повседневной жизни киевской интеллигенции начала ХХ века — какие тогда царили обычаи, традиции, увлечения?

Опубликованные мемуары Маргариты Августовны состоят из двух частей. Первая часть воспоминаний охватывает 1905−1909 годы — от первой встречи Маргариты с Александром до их венчания.

Маргарита Августовна посвящает их приемной дочери Катюше, мало знавшей отца, и рассказывает о периоде их первого знакомства, чаепитиях, катании на коньках, встречах дома «по вторникам», походах в театр. Говорит и о добром нраве Александра Александровича, его деликатности, а наряду с этим — ревности.

Вторая часть «Воспоминания. Смерть Саши» повествует о последних 10 днях жизни Александра Александровича.
Также в книге опубликованы «Биографические сведения об А. А. Мурашко», написанные его супругой.





На фото: Маргарита Августовна и Александр Александрович Мурашко, 1909 год, Фото В.Мечинского. Музей «Духовні скарби України»

Элегантное издание, по своей эстетике соблюдающее стиль книжного оформления начала ХХ века, щедро иллюстрировано репродукциями работ Александра Мурашко из музейных и частных собраний, а также фотографиями семьи художника, близких родственников и друзей.



Александр Александрович Мурашко (1875−1919) — выдающийся украинский художник начала ХХ века.


Он родился в Киеве, учился в Рисовальной школе Н. Мурашко, затем в Петербургской Академии художеств в мастерской И.Репина. Окончил учебу с медалью за работу под названием «Похорон кошевого» получил право на поездку в Европу. Самым плодотворным для художника оказалось время, проведенное в Париже и Мюнхене. После возвращения открыл свою студию в Киеве.

В 1919 году Александр Мурашко был застрелен неизвестными неподалеку от своего дома на Лукьяновке
Александр Александрович Мурашко. Карусель. Эскиз

«Когда в 1904 году после путешествия по Европе Александр Мурашко вернулся в Петербург, он уже ничем не напоминал того скромного мальчика, который когда-то был одержим почти несбыточной мечтой о поступлении в Академию художеств. В нем окончательно утвердилась уверенность в себе и собственных силах, появился определенный европейский лоск… его голова была полна совершенно новых идей, которые подарили ему Париж и Мюнхен, и которые он позже будет воплощать в жизнь в своей „художественной студии“. А отправной точкой зрелого периода творчества Александра Мурашко стала картина „Карусель“…» — читайте описание этой работы в нашем отдельном материале.

А. Мурашко «Карусель. Эскиз», 1905 год, НХМУ

В начале ХХ века Александр Мурашко был мастером, известным во всей Европе, его работы выставлялись в Мюнхене, Париже, Вене, Берлине. Выставленную на Международной выставке в Мюнхене в 1909 году картину «Карусель» приобрела Королевская галерея Будапешта.

На вечере презентации книги любопытные факты о художнике сообщил Александр Викторович Брей — известный киевский собиратель, основатель первого аукционного дома в Украине.

«Александр Мурашко — художник величайшей живописной культуры. Он представляет уникальное явление в украинской живописи, а в жанре портрета — ему нет равных» — Александр Брей
«…Созданные им образы притягивают зрителя, а лучшими полотнами, которых Мурашко есть немало, можно любоваться бесконечно. Широкими, уверенными мазками, положенными легко и очень стильно, красками, которые у него не просто красивые, декоративные, а всегда выражают очень сложное и даже личное отношение к своей модели. В советское время собиратели называли Александра Александровича «украинским Серовым». А Валентин Александрович Серов был лучшим портретистом Российской империи. Я считаю, что по своему дарованию они равны," - продолжает А. Брей.
Человек, одержимый искусством, А. В. Брей знает истории создания многих киевских коллекций. О двух коллекционерах из Киева, собиравших работы Александра Мурашко, Александр Викторович рассказал полуфантастические истории — ну просто воплощенные мечты любого собирателя!
«В Киеве жил писатель Семен Дмитриевич Скляренко, автор культовых романов — «Владимир» и «Святослав». Он собрал очень хорошую коллекцию украинских и русских классиков и сыграл большую роль в деле сохранения наследия Александра Александровича Мурашко.

Сама история приобретения писателем картин Мурашко похожа на сказку. В конце 1940-х годов к нему домой пришла женщина и предложила купить старинную украинскую вазу — Семен Дмитриевич купил ее, не торгуясь. Как позднее выяснилось, это оказалась итальянская ваза альбарелли конца XV- начала XVI века. В следующий раз она (дама) принесла ампирную вазу 1822 года: коллекционер вновь, не торгуясь, купил ее. После некоторого перерыва женщина принесла картину Мурашко, и коллекционер заплатил столько, сколько она просила.

С тех пор (женщина) стала регулярно приносить картины Мурашко. Скляренко покупал все, в надежде, что и в следующий раз она придет именно к нему. Таким образом, Семен Дмитриевич приобрел 26 или 27 картин, и вся его квартира была увешана работами Мурашко от пола до потолка. Эта дама так и не представилась, она никогда не называла своего имени…
…Меня всегда занимал вопрос, где могли храниться такое количество картин Мурашко? В 1981 году я познакомился с внуком Антона Ивановича Собкевича. Это был известный киевский врач, который жил на Лукьяновке неподалеку от дома Мурашко и дружил с художником. Я видел опись коллекции, написанной собственноручно Антоном Ивановичем Собкевичем. Там было свыше 600 картин, — все эти работы были кисти знаменитых русских и украинских художников, абсолютно все, в том числе около 30 картин Мурашко. Внук Антона Ивановича подтвердил факт передачи картин Мурашко — бабушка передала их коллекционеру Скляренко".
«…Желающих купить картины Мурашко были всегда, и за ценой собиратели не стояли. Cпустя несколько лет после кончины Семена Дмитриевича семье писателя нанес визит специально приехавший в Киев Николай Николаевич Блохин, президент Медицинской Академии наук СССР — один из самых знаменитых коллекционеров того времени. Он предлагал за „Жоржа“ 10 000 рублей — бешеные деньги по тем временам, но семья, к счастью, отказалась и картина осталась в Киеве…» — вот еще один любопытный факт из рассказа А. В. Брея.
Сейчас большинство картин А. Мурашко из собрания
С. Д. Скляренко находятся
в Национальном художественном музее Украины.
В залах Музея «Духовные сокровища Украины» также открылась выставка работ А. Мурашко из собрания киевского коллекционера И. Понамарчука. Здесь можно увидеть и репродукции картин, исчезнувших из поля зрения публики, редкие фотографии и документальные материалы о художнике.
На выставке представлены также два портрета А. Мурашко супругов Андреевых из собрания И. Понамарчука: «Портрет певца П. Андреева» (1908−1909, холст, масло, 107×88 см), и «Портрет певицы Л. Андреевой» (1908−1909, холст, масло, 114×114 см).
А. Мурашко «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
А. Крюгер-Праховой с первенцем Владимиром», 1905 год, холст, масло, 100×82, Собрание И. Понамарчука
Несколько штрихов к портретам Маргариты и Александра Мурашко из книги воспоминаний
Об Александре Мурашко часто говорят как о человеке деликатного, мягкого нрава. Любопытный факт из биографии, написанной Маргаритой Августовной, раскрывает другие черты его характера. За свою мечту юноше пришлось побороться, начав самостоятельную жизнь в 15 лет.
Александр Александрович Мурашко. Автопортрет

«И вот началась глухая и упорная борьба между отцом и приемным сыном — быть ли художником Александру Александровичу или не быть? Сын был упорен, настойчив, и старик был крут. Урывками удавалось А.А. рисовать и даже учиться у дяди, Николая Ивановича Мурашко, но все это было только урывками, а ему хотелось другого. Но за это время и дядя его, и А. В. Прахов уже заметили серьезные способности мальчика. Отношения с отцом обострялись. Оба были упорны и настойчивы. Никто не уступал. В один прекрасный вечер после резкой размолвки с отцом А.А., которому тогда было 15 лет, ушел из дому, чтобы жить самостоятельно. Денег у него совершенно не было. Он пошел к А. В. Прахову, рассказал ему о своем намерении и о том, что ему нужна ежемесячная сумма для сильно необходимого. На вопрос профессора, какова должна быть эта сумма, А.А. назвал минимальную сумму (в размере 10 или 12 руб. в месяц), которую А.В. и взялся ему выплачивать каждое 1-е число. Теперь началась тяжелая жизнь впроголодь в крошечной комнатке на Нестеровской ул. Извечным испытанием заработка. Рисовал он в школе Н. И. Мурашко, а также работал самостоятельно и нередко носил А. В. Прахову свои этюды для критики. Прахов продолжал уговаривать А.И. заняться художественным образованием мальчика. Но отец и сын не виделись, и таким образом прошло года полтора». Из «Биографических сведений об А.А.Мурашко» (рукописи Маргариты Мурашко).

А.Мурашко «Автопортрет»

Маргарита Августовна (1880−1938?) была младшей дочерью нотариуса Августа Федоровича Крюгера и Екатерины Александровны, происходившей из семьи двух старинных дворянских родов — Новосельцевых и Муромцевых. Контора отца находилась на Крещатике 11, а в доме № 17 жила семья, в которой было пятеро детей. Маргарита получила прекрасное образование дома, а затем в Петербурге — в Смольном Институте благородных девиц. Она владела несколькими языками, увлекалась музыкой, театром, живописью и много путешествовала. В 1902 году старшая дочь Крюгеров — Екатерина, — открыла частную женскую гимназию, в ней преподавали сестры: Елизавета преподавала географию и музыку, Анна — рисование, Екатерина — арифметику и Закон Божий, а Маргарита — русский язык. Гимназия работала до 1920 года.
Александр Александрович Мурашко. На катке

«Я спасалась тем, что ходила с Сашей бегать на каток. Мы обыкновенно встречались на катке около 3-х часов. Каток находился тогда на углу Владимирской и Б[ольшой] Житомирской улицы. Для меня это было истинным отдыхом и наслаждением. Придешь, бывало, — а он уже там, в высокой котиковой шапке, катается, слегка нагнувшись вперед, и весело улыбается мне. Катались мы часов до 5-ти, потом он провожал меня домой, но к нам в то время заходил редко. Изредка мы встречались с ним в театре или у знакомых, но, собственно близко мы познакомились именно на катке…». Из Воспоминаний Маргариты Мурашко

А.Мурашко «На катке. Портрет Александры Мурашко», 1905, НХМУ

В 1909 году Маргарита и Александр Мурашко обвенчались в Десятинной церкви и отправились в свадебное путешествие в Италию. На острове Капри они гостили у семьи Праховых, которые там жили. Здесь художник написал первый портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
своей супруги, с которой прожил счастливо десять лет. После смерти мужа в 1919 году Маргарита Августовна принимала участие в организации выставок Александра Александровича, вела подробный каталог произведений и старалась сохранить работы.
О судьбе Маргариты Августовны после 1935 года достоверных сведений нет. В семье Праховых говорят, что она вышла второй раз замуж и переехала в Крым или Москву, а в 1936 году супругов арестовали и, вероятно, уже в 1938 году их не стало
Выставка в музее «Духовні скарби України» открыта до 1 декабря 2016 года.
В новости использованы тексты из книги «Эти десять лет большого, глубокого счастья…». Титульная иллюстрация коллаж: А. Мурашко «Автопортрет» и «Портрет М. А. Мурашко на Капри».
I like4 
 Comments
To post comments log in or sign up.