В Санкт-Петербургском Государственном Музее-институте семьи Рерихов проходит выставка, посвященная 100-летию с момента создания Николаем Константиновичем Рерихом картины «Три радости». Картина была написана в самый разгар Первой мировой войны и имеет аллегорическое значение: художник пишет её как молитву о будущем. В экспозиции представлены и другие картины художника, в том числе его ранние работы, которые редко бывают на публике.
Картина «Три радости» стала одной из последних работ, написанных художником на родине. Цель настоящей выставки — раскрыть образный и духовный смысл этой работы, используя другие произведения Рериха, а также произведения религиозного творчества, литературные труды и этнографические предметы.
Борис Кустодиев написал этот портрет Николая Рериха в 1913 году; через три года Николай Рерих покидает Россию в связи с ухудшением здоровья.
Сам Рерих так объяснял содержание своей работы: «Хожалый гусляр повещает поселянину о трех радостях. Сам Святой Егорий коней пасет, сам Николай Чудотворец стада уберег, а сам Илья Пророк рожь зажинает».
Илья Пророк
1931, 74×117 см
Выставка состоит из нескольких разделов, посвящённых образам святых, изображенных на картине «Три радости», в народном православии и в творчестве Николая Рериха. Отдельный раздел рассказывает о почитании Богородицы. Организаторы постарались собрать как можно больше экспонатов, иллюстрирующих тему, а также работ Николая Рериха, связанных с темой русских святых. В экспозиции, в частности, представлены ранние работы художника, которые редко попадают на выставки и почти не знакомы широкой публике.
Борис и Глеб
1942, 61×123 см
Экспозиция музея.
Директор музея Алексей Бондаренко отметил, что это прекрасный пример межмузейного сотрудничества: «Нам помог Русский музей, предоставивший на выставку прекрасные полотна Рериха. Это можно назвать новым этапом сотрудничества между нашими музеями. На выставке много прекрасных произведений религиозного творчества, некоторые из них демонстрируются впервые, они предоставлены Государственным Музеем Истории Религии. Редкие издания предоставила Библиотека Академии Наук».
Икона
«Богоматерь Спорительница хлебов». Нач. ХХ в. Государственный музей истории религии.
Зрители увидят редкие иконы, представленные как параллели с творчеством Рериха и традиционной народной культурой, к которой он обращался. Так, на выставке показана редчайшая православная икона
с языческим сюжетом, где Архангел Михаил побеждает двенадцать девиц-трясовиц. По народным поверьям именно они насылают на людей болезни. Есть иконы «Богородица — спорительница хлебов» и «Богородица Трёх радостей», уникальные по исполнению.
Икона
«Св. Николай Можайский». Нач. XX в. Государственный музей истории религии.
Среди представленных на выставке картин: «Вестник», «Баян», «Борис и Глеб», «Илья Пророк», «Весна священная» и другие программные произведения Рериха из собрания Русского музея и частных коллекций. Дополнением темы стали инсталляции свадебных, земледельческих и скотоводческих обрядов с использованием уникальных этнографических предметов, впервые привезенных в Санкт-Петербург из Белгородского музея народной культуры. Экспозиция получилась интересная, насыщенная редкими экспонатами и, безусловно, заслуживает пристального внимания.
Выставка «Три радости» в Музее-институте Рерихов работает до 26 марта 2017 года.
Титульная иллюстрация: Борис Кустодиев. Портрет
Николая Рериха. 1913
Подготовлено по мтериалам пресс-релиза Музея-института Рерихов.
Иллюстрации: roerich.spb.ru.
Подготовлено по мтериалам пресс-релиза Музея-института Рерихов.
Иллюстрации: roerich.spb.ru.