Горячо обсуждая эпатажную выставку бельгийца Яна Фабра, публика упускает из виду другие интересные выставки, которые параллельно проходят в Государственном Эрмитаже. Помимо значительных картин старых мастеров, которые полтора века были недоступны вниманию публики, а также шедевра Мемлинга, который гостит в музее, отметим и выставку работ иллюстратора и мультипликатора Александра Алексеева — ученика Сергея Судейкина.
Картины из собрания барона Штиглица
В Главном штабе Государственного Эрмитажа идет уникальная выставка «Немецкая и австрийская живопись XIX века из особняка барона А.Л. Штиглица». Экспозиция включает шесть картин, в их числе — работы Морица фон Швиндта, Ханса Макарта, Ханса фон Маре, Альберта Циммермана. Эти полотна представляют собой наиболее ценную часть произведений, перевезенных из особняка барона Штиглица (Английская набережная, 68) в Государственный Эрмитаж. Картины будут храниться в Эрмитаже до тех пор, пока в особняке не закончатся реставрационные работы.Александр Вагнер, Александр Лицен-Майер. «Возвращение с охоты» (1864)
Картины, более ста пятидесяти лет скрытые от зрителей, впервые представлены публике и будут экспонироваться весь следующий год, вплоть до 31 декабря 2017 года.
Мориц фон Швиндт, «Диана на охоте»
Барон Александр Людвигович Штиглиц, банкир и меценат, основавший Училище технического рисования, приобретал и заказывал картины современных немецких и австрийских художников для украшения парадных залов своего особняка на Английской набережной. Пример интерьеров дома Штиглица — акварель
Луиджи Премацци (иллюстрация ниже), на которой изображена столовая барона, украшенная, в том числе, и живописными полотнами, представленными на нынешней выставке в Эрмитаже.
Луиджи Премацци, «Особняк барона А.Л. Штиглица. Столовая». Ок.1870г.
Картины были перевезены в июле 2016 года: перед транспортировкой реставраторы укрепили красочный слой и упаковали полотна, которые извлекались из здания через окна третьего этажа при помощи спецтехники. Как-никак два из них имеют более пяти метров в ширину!
Произведения, приобретаемые бароном, разные по манере, жанрам и уровню исполнения, были написаны как признанными мастерами, так и начинающими живописцами, принадлежащими к важнейшим художественным школам Вены, Мюнхена и Дрездена. Так, барон Штиглиц стал обладателем одних из самых ранних, редко встречаемых ныне работ Ханса Макарта, Ханса фон Маре, и дуэта венгерских художников, долгое время проживших в Германии — Александра Вагнера и Александра Лицен-Майера.
Ханс фон Маре, «Дворик Мюнхенской резиденции» (1862−63)
Ханс фон Маре, «Дворик Мюнхенской резиденции» (1862−63)
К слову, мода на рисунки интерьеров дворцов и домов знати помогла атрибутировать не одно произведение искусства и открыла много тайн. Не так давно мы рассказывали об одной из них — истории картины Карла Брюллова «Портрет
графини О. И. Орловой-Давыдовой». Историю о том, кто еще был первоначально изображен на портрете, читайте в нашем материале.
После смерти барона Штиглица в 1884 году особняк был выкуплен казной у его наследников и перестроен для великого князя Павла Александровича, младшего сына Александра II. После 1917 года особняк был национализирован, произведения искусства изъяты и распределены между музеями, однако часть картин по разным причинам осталась в особняке, хозяева которого многократно сменялись на протяжении XX века. С 2011 года особняк передан в ведение Санкт-Петербургского государственного университета, при участии и деятельной поддержке которого стала возможной передача этих картин на временное хранение в Эрмитаж.
Альберт Циммерман, «После бури» (1860-e)
Александр Алексеев – мастер книги
В эрмитажном «Кабинете книги художника» проходит ретроспективная выставка «Александр Алексеев — мастер книги. Собрание Марка Башмакова». Здесь представлены все книжные работы мастера — от ранних до выпущенных посмертно. Все они, за исключением нескольких листов, принадлежат М. И. Башмакову, одному из первых ценителей и популяризаторов творчества художника в России.Александр Алексеев. Б.Л. Пастернак,"Доктор Живаго". 1959
Выдающийся иллюстратор и мультипликатор, пионер художественной анимации, Александр Алексеев родился в 1901 году в Казани. Раннее детство провел в Константинополе, где служил военным атташе его отец. Первые уроки рисования Алексеев получил в Кадетском корпусе в Петербурге, затем, после революции, оказавшись в Уфе, занимался в школе искусств, организованной Давидом Бурлюком. В 1920 году он покинул Россию, в 1921 оказался во Франции и добрался до Парижа. Там Алексеев поступил в ученики к Сергею Судейкину; несколько лет работал как театральный декоратор — сначала под руководством мэтра, а потом и самостоятельно.
Решив заняться иллюстрированием редких, малотиражных изданий, Алексеев по учебнику освоил технику гравюры на дереве, затем — гравюры на металле и литографии. Первой книгой с его иллюстрациями стала «Аптекарша» Жана Жироду (1926). Появление «Записок сумасшедшего» (1927) принесло художнику известность в библиофильской среде. В последующие несколько лет выходит более тридцати книг Алексеева; еще четыре проиллюстрировала его жена Александра Гриневская, вероятно, выполняя заказы, полученные мужем.
Александр Алексеев, Н.В. Гоголь. «Записки сумасшедшего». 1927
В иллюстрациях Алексеева узнается и театральность мирискусников, и сложная геометрия позднего кубизма, и фантомная образность сюрреалистов. Но более всего — язык авангардной фотографии и кино: резкое кадрирование, наложения, просвечивания, «перетекания» форм. В начале 1930-х годов Алексеев изобрел и сконструировал игольчатый экран
, на котором снял (вместе с Клер Паркер, которая впоследствии станет его женой) свой первый анимационный фильм — «Ночь на Лысой горе» (1933). С этого момента и до самой смерти мастера (1982) его творчество связано прежде всего с анимацией.
Опыт мультипликатора ярче всего проявился в иллюстрациях Алексеева к «Доктору Живаго» (1959), «Игроку» и «Запискам из подполья» (1967). Эти поздние работы занимают особое место: в них наиболее полно реализовалось представление мастера о книге как едином целом, в котором каждая иллюстрация играет строго отведенную ей роль.
Выставка «Александр Алексеев — мастер книги» в Главном Штабе работает до 18 декабря 2016 года.
Анонсируем гастроли шедевра Мемлинга
В серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» 7 декабря 2016 года музей представит публике выставку одной картины кисти Ганса Мемлинга, одного из выдающихся художников Фландрии второй половины XV века. На протяжении нескольких десятков лет он развивал традиции великих мастеров Северного Возрождения.
Публика увидит работу Мемлинга «Аллегория
невинности» из Музея Жакмар-Андре (Париж).
Ганс Мемлинг был близок ко двору Карла Смелого, обучался и работал у Рогира ван дер Вейдена, работал в Брюсселе, а затем и в Брюгге. Интересен тот факт, что к 1480-м годам Мемлинг остался единственным хранителем старых традиций нидерландской живописи, да и вообще единственным крупным мастером во Фландрии. Покровители и заказчики Мемлинга жили по всей Европе, но его самые знаменитые произведения были сделаны для госпиталя св. Иоанна в Брюгге.
Картина «Аллегория
невинности» разместится в Зале школы Рембрандта и будет экспонироваться
с 7 декабря 2016 до 26 февраля 2017 года.
с 7 декабря 2016 до 26 февраля 2017 года.
Титульная иллюстрация: Ханс Макарт «Полуденный отдых при дворе Медичи» (1863−64)