С 21 октября в Эрмитаже работает выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты», подготовленная Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа. Один из крупнейших мастеров современного европейского искусства, бельгийский художник Ян Фабр представил в Эрмитаже двести тридцать работ: графику, скульптуру, инсталляции, фильмы. Экспозиция вызвала неоднозначную реакцию как у посетителей музея, так и у тех, кто судит о ней заочно. Разбираемся с жуками, таксидермией и войной хэштегов.
Дирекция музея считает, что многочисленные посты и война хэштегов в Инстаграмме — свидетельство безусловного интереса аудитории к творческим высказываниям автора. Они весьма непросты, и далеко не ограничиваются простой демонстрацией образов. Проще говоря — фотографий недостаточно. Представляем 10 фактов о скандальном проекте
1. Идея
Идея представить Фабра в Эрмитаже, в диалоге с фламандскими мастерами XVII века возникла семь лет назад, когда директор музея Михаил Пиотровский и Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Эрмитажа, побывали на выставке Яна Фабра в Лувре. Там инсталляции художника соседствовали с шедеврами фламандской и голландской школ живописи.На открытии выставки. Фото Эрмитажа в социальной сети Фейсбук.
В пространствах эрмитажных залов Санкт-Петербурга новая эпатажная экспозиция Фабра стала значимым художественным событием, которое вызывает огромный интерес и немало споров. Так, на встрече с петербуржцами в Атриуме Главного штаба Фабр рассказал о том, что его работы в залах искусства Фландрии призваны заставить зрителей «остановиться, уделить время искусству». «Посетители проходят мимо Рубенса, как мимо витрин большого магазина, они не смотрят на детали», — говорит художник. Парадокс?
2. Предки, приборы и материалы
Внук знаменитого энтомолога Жана-Анри Фабра, автора знаменитой книги «Жизнь насекомых», Ян Фабр широко использует эстетику животного мира. Он оперирует панцирями жуков, скелетами, рогами, чучелами и изображениями животных в различных материалах. Этим не исчерпывается список необычных средств выражения художественных идей, среди них — собственная кровь художника, пепел от долларовых купюр и синие чернила шариковой ручки BIC.Ян Фабр. «Появление и исчезновение Христа I» (2016, синяя шариковая ручка Bic, пленка). © Angelos bvba/ Jan Fabre
Ян Фабр. «Появление и исчезновение Антверпена I» (2016, синяя шариковая ручка Bic, пленка). © Angelos bvba/ Jan Fabre
3. Жуки в творчестве Фабра
«Никаких жуков я не убивал» — отметил Ян Фабр в интервью СМИ, предвкушая вопросы защитников прав животных насчет его картин и инсталляций, выполненных из тысяч надкрылий жуков-златок, которые также представлены на выставке в Эрмитаже.По словам художника, в Конго, Малайзии и других странах златок едят, как в Европе едят устриц. «Это важный продукт питания, в нем много белка. Я заранее договорился с ресторанами, и они собирали для меня надкрылья жуков. К тому же я сотрудничал с крупным энтомологическим институтом," - отмечает Фабр. Напомним, что в 2002 году по заказу королевы Бельгии Паолы Ян Фабр создал работу «Небо восхищения». Он покрыл плафоны роскошного потолка в Зеркальной комнате королевского дворца, а также одну из люстр, надкрыльями более чем миллиона златок.
Ян Фабр, «Небо восхищения», 2002. Фото: homeinteriordesignthemes.com
На «Небо восхищения» у Фабра ушло три месяца работы. Художнику помогали 29 ассистентов.
Ян Фабр. «Преданный проводник тщеславия», из серии «Vanitas
vanitatum, omnia vanitas», 2016. Фото © Angelos bvba/ Jan Fabre
Ян Фабр, «Преданный экстаз смерти». Из серии «Vanitas
vanitatum, omnia vanitas», 2016. Фото © Angelos bvba/ Jan Fabre
Работы Фабра в интерьере Эрмитажа
4. Фабр и таксидермия
В своих инсталляциях Ян Фабр часто использует чучела животных, и нынешняя экспозиция в Эрмитаже не стала исключением. В работах — чучела зайца и лебедя, павлина и головы сов. Особенное возмущение российской публики вызвала парная инсталляция «Карнавал мертвых дворняг» (2006) и «Протест мертвых бездомных котов» (2007). Композиции представлены в Главном штабе, в одном из залов анфилады, на фоне классической голландской и фламандской живописи, в том числе натюрмортов с битой дичью. Факты о сути скандальных проектов и о шумихе вокруг них мы приводим ниже.Инсталляция Яна Фабра «Карнавал мертвых дворняг», фрагмент (2006)
5. Источники вдохновения Фабра
Как подчеркивает сам художник, и это признают исследователи и критики, его искусство уходит корнями в традиции классической фламандской живописи, которой он восхищается. Его мастерская увешана репродукциями старых мастеров, а Питер Пауль Рубенс и Якоб Йорданс — главные источники его вдохновения. Говорит он и о Босхе: «Я часто задаю себе и зрителям вопрос о красоте жестокости и жестокости красоты. Многие ответы можно найти у бельгийских, а, точнее, фламандских художников. У Босха очень ярко показана взаимосвязь этих явлений: в его полотнах уродство и агрессия соседствуют с высокой эстетичностью, красотой. Прекрасное и ужасное в его творчестве — вещи, невозможные друг без друга, как мышцы-антагонисты». Фабр словно озвучил собственное кредо, не так ли?Первая в Восточной Европе персональная выставка бельгийского художника Яна Фабра прошла в начале 2014 года в Киеве, в PinchukArtCentrе. Экспозиция, состоящая из двух разделов, стала продолжением критических рефлексий художника на тему колониального прошлого Бельгии — «Дань Бельгийскому Конго» и «Дань Иерониму Босху». «Недавно мы узнали, что клей на бельгийских марках, который многие облизывали, отправляя письма, делали из костей конголезцев…» Читайте наше экспресс-интервью с художником
6. Почему "рыцарь" и "воин"? Говорит художник!
«Для меня быть рыцарем — это самое романтичное из всего того, что я могу себе представить. В творчестве есть надежда. Это всегда вера в надежду, что художник создает лучший мир. Когда я не смогу улучшать мир вокруг себя или кого-нибудь, я перестану быть художником. Отчаяние для меня — это черная дыра, в которой я могу обнаружить самый красивый оттенок розового. Отчаяние позволяет моим нервам быть более обостренными во всем…» — из интервью Яна Фабра7. Жизнь, смерть и чучела домашних животных
«Многие мои работы посвящены жизни после смерти. Смерть — это часть жизни, я уважаю смерть», — говорит знаменитый бельгиец. Мертвый пес в инсталляции Фабра — это метафора, своеобразный автопортрет художника. Фабр утверждает: «Художник — это бродячая собака». Фабр призывает к бережному отношению к животным, которые многие столетия сопровождали человечество, войдя в историю и мифологию.Сегодня отношение человека к животным потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания. Представляя чучела домашних животных, Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к ним.
Инсталляция Яна Фабра «Карнавал мертвых дворняг», фрагмент (2006)
8. Война хештегов
10 ноября в сети Интернет началась атака на Эрмитаж: перепосты текстов с агрессивными высказываниями якобы защитников живоных содержали хештег #позорэрмитажу. В ответ музей развернул свой проект — #кошкизафабра, где попытался подробно донести до возмущенной и явно не очень информированной публики, что «трупов животных», а также «распятых котят» на выставке попросту нет. Наверняка руководство Эрмитажа было готово к тому, что выставка вызовет негативные эмоции у отдельных сограждан — как это бывало по всему миру, где проходили экспозиции эпатажного художника.Музей дал разъяснение: Фабр подбирал трупы на обочинах автострады, где были сбиты животные, выброшенные своими хозяевами. И действительно, в некоторых странах Европы усыпление и утилизация умерших домашних питомцев стоит очень дорого, поэтому некоторые люди выбрасывают животных на обочинах дорог. Бесчеловечно? Да. Инсталляции Фабра, в том числе — и об этом. Соответствующие залы выставки отмечены возрастной маркировкой «16+".
9. Пиотровский: "У Фабра всюду сложные смыслы"
В своей статье для газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский пишет, в частности, следующее: «Его инсталляции с чучелами кошек и собак в Главном штабе шокируют. Но это напоминание о варварском отношении к животным, о чем свидетельствует даже название. Надо не возмущаться, а задуматься, о чем говорит художник. Да, очень резко. Но искусство не всегда должно доставлять только эстетическое удовольствие. Фабр „кричит“ о том, что происходит в мире. Неуютно? Да, но вспоминайте о том, что происходит» — отмечает Михаил Пиотровский.10. Карнавал в программе выставки
Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты» подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять, изучать искусствоНа 25 декабря в Главном штабе Эрмитажа назначен «Карнавал в стиле Фабра» — парад масок, дефиле костюмов, созданных студентами Молодежного образовательного центра в рамках ежегодной новогодней программы. Полный календарь мероприятий, посвященных выставке, можно найти здесь.
Кадры из видеоработы Яна Фабра LOVE IS THE POWER SUPREME (2016) © Angelos bvba/ Jan Fabre
Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты» в Государственном Эрмитаже работает до 9 апреля 2017 года
В материале использованы пресс-релизы Государственного Эрмитажа.
Фото: страница Эрмитажа в сети Интернет и в социальной сети Фейсбук.
Фото: страница Эрмитажа в сети Интернет и в социальной сети Фейсбук.