войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Красота и отчаяние Яна Фабра в Эрмитаже: 10 фактов о художнике и выставке

С 21 октября в Эрмитаже работает выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты», подготовленная Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа. Один из крупнейших мастеров современного европейского искусства, бельгийский художник Ян Фабр представил в Эрмитаже двести тридцать работ: графику, скульптуру, инсталляции, фильмы. Экспозиция вызвала неоднозначную реакцию как у посетителей музея, так и у тех, кто судит о ней заочно. Разбираемся с жуками, таксидермией и войной хэштегов.
Красота и отчаяние Яна Фабра в Эрмитаже: 10 фактов о художнике и выставке
Дирекция музея считает, что многочисленные посты и война хэштегов в Инстаграмме — свидетельство безусловного интереса аудитории к творческим высказываниям автора. Они весьма непросты, и далеко не ограничиваются простой демонстрацией образов. Проще говоря — фотографий недостаточно. Представляем 10 фактов о скандальном проекте

1. Идея

Идея представить Фабра в Эрмитаже, в диалоге с фламандскими мастерами XVII века возникла семь лет назад, когда директор музея Михаил Пиотровский и Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Эрмитажа, побывали на выставке Яна Фабра в Лувре. Там инсталляции художника соседствовали с шедеврами фламандской и голландской школ живописи.
На открытии выставки. Фото Эрмитажа в социальной сети Фейсбук.
На открытии выставки. Фото Эрмитажа в социальной сети Фейсбук.
В пространствах эрмитажных залов Санкт-Петербурга новая эпатажная экспозиция Фабра стала значимым художественным событием, которое вызывает огромный интерес и немало споров. Так, на встрече с петербуржцами в Атриуме Главного штаба Фабр рассказал о том, что его работы в залах искусства Фландрии призваны заставить зрителей «остановиться, уделить время искусству». «Посетители проходят мимо Рубенса, как мимо витрин большого магазина, они не смотрят на детали», — говорит художник. Парадокс?
Красота и отчаяние Яна Фабра в Эрмитаже: 10 фактов о художнике и выставке

2. Предки, приборы и материалы

Внук знаменитого энтомолога Жана-Анри Фабра, автора знаменитой книги «Жизнь насекомых», Ян Фабр широко использует эстетику животного мира. Он оперирует панцирями жуков, скелетами, рогами, чучелами и изображениями животных в различных материалах. Этим не исчерпывается список необычных средств выражения художественных идей, среди них — собственная кровь художника, пепел от долларовых купюр и синие чернила шариковой ручки BIC.
Ян Фабр. «Появление и исчезновение Христа I» (2016, синяя шариковая ручка Bic, пленка). © Angelos bv
Ян Фабр. «Появление и исчезновение Христа I» (2016, синяя шариковая ручка Bic, пленка). © Angelos bvba/ Jan Fabre
Ян Фабр. «Появление и исчезновение Антверпена I» (2016, синяя шариковая ручка Bic, пленка). © Angelo
Ян Фабр. «Появление и исчезновение Антверпена I» (2016, синяя шариковая ручка Bic, пленка). © Angelos bvba/ Jan Fabre

3. Жуки в творчестве Фабра

«Никаких жуков я не убивал» — отметил Ян Фабр в интервью СМИ, предвкушая вопросы защитников прав животных насчет его картин и инсталляций, выполненных из тысяч надкрылий жуков-златок, которые также представлены на выставке в Эрмитаже.

По словам художника, в Конго, Малайзии и других странах златок едят, как в Европе едят устриц. «Это важный продукт питания, в нем много белка. Я заранее договорился с ресторанами, и они собирали для меня надкрылья жуков. К тому же я сотрудничал с крупным энтомологическим институтом," - отмечает Фабр. Напомним, что в 2002 году по заказу королевы Бельгии Паолы Ян Фабр создал работу «Небо восхищения». Он покрыл плафоны роскошного потолка в Зеркальной комнате королевского дворца, а также одну из люстр, надкрыльями более чем миллиона златок.
Ян Фабр, «Небо восхищения», 2002. Фото: homeinteriordesignthemes.com
Ян Фабр, «Небо восхищения», 2002. Фото: homeinteriordesignthemes.com
На «Небо восхищения» у Фабра ушло три месяца работы. Художнику помогали 29 ассистентов.
Красота и отчаяние Яна Фабра в Эрмитаже: 10 фактов о художнике и выставке
Красота и отчаяние Яна Фабра в Эрмитаже: 10 фактов о художнике и выставке
Красота и отчаяние Яна Фабра в Эрмитаже: 10 фактов о художнике и выставке
Красота и отчаяние Яна Фабра в Эрмитаже: 10 фактов о художнике и выставке
  • Инкрустации надкрыльями златок в работах Яна Фабра, представленных в 2008 году в Лувре.
  • Фото: brusselevedy-ru
Ян Фабр. «Преданный проводник тщеславия», из серии «Vanitas vanitatum, omnia vanitas», 2016. Фото © 
Ян Фабр. «Преданный проводник тщеславия», из серии «Vanitas
Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше
Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше
vanitatum, omnia vanitas», 2016. Фото © Angelos bvba/ Jan Fabre
Ян Фабр, «Преданный экстаз смерти». Из серии «Vanitas vanitatum, omnia vanitas», 2016. Фото © Angelo
Ян Фабр, «Преданный экстаз смерти». Из серии «Vanitas
Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше
Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше
vanitatum, omnia vanitas», 2016. Фото © Angelos bvba/ Jan Fabre
Работы Фабра в интерьере Эрмитажа
Работы Фабра в интерьере Эрмитажа

4. Фабр и таксидермия

В своих инсталляциях Ян Фабр часто использует чучела животных, и нынешняя экспозиция в Эрмитаже не стала исключением. В работах — чучела зайца и лебедя, павлина и головы сов. Особенное возмущение российской публики вызвала парная инсталляция «Карнавал мертвых дворняг» (2006) и «Протест мертвых бездомных котов» (2007). Композиции представлены в Главном штабе, в одном из залов анфилады, на фоне классической голландской и фламандской живописи, в том числе натюрмортов с битой дичью. Факты о сути скандальных проектов и о шумихе вокруг них мы приводим ниже.
Инсталляция Яна Фабра «Карнавал мертвых дворняг», фрагмент (2006)
Инсталляция Яна Фабра «Карнавал мертвых дворняг», фрагмент (2006)

5. Источники вдохновения Фабра

Как подчеркивает сам художник, и это признают исследователи и критики, его искусство уходит корнями в традиции классической фламандской живописи, которой он восхищается. Его мастерская увешана репродукциями старых мастеров, а Питер Пауль Рубенс и Якоб Йорданс — главные источники его вдохновения. Говорит он и о Босхе: «Я часто задаю себе и зрителям вопрос о красоте жестокости и жестокости красоты. Многие ответы можно найти у бельгийских, а, точнее, фламандских художников. У Босха очень ярко показана взаимосвязь этих явлений: в его полотнах уродство и агрессия соседствуют с высокой эстетичностью, красотой. Прекрасное и ужасное в его творчестве — вещи, невозможные друг без друга, как мышцы-антагонисты». Фабр словно озвучил собственное кредо, не так ли?
Красота и отчаяние Яна Фабра в Эрмитаже: 10 фактов о художнике и выставке
Первая в Восточной Европе персональная выставка бельгийского художника Яна Фабра прошла в начале 2014 года в Киеве, в PinchukArtCentrе. Экспозиция, состоящая из двух разделов, стала продолжением критических рефлексий художника на тему колониального прошлого Бельгии — «Дань Бельгийскому Конго» и «Дань Иерониму Босху». «Недавно мы узнали, что клей на бельгийских марках, который многие облизывали, отправляя письма, делали из костей конголезцев…» Читайте наше экспресс-интервью с художником
Красота и отчаяние Яна Фабра в Эрмитаже: 10 фактов о художнике и выставке

6. Почему "рыцарь" и "воин"? Говорит художник!

«Для меня быть рыцарем — это самое романтичное из всего того, что я могу себе представить. В творчестве есть надежда. Это всегда вера в надежду, что художник создает лучший мир. Когда я не смогу улучшать мир вокруг себя или кого-нибудь, я перестану быть художником. Отчаяние для меня — это черная дыра, в которой я могу обнаружить самый красивый оттенок розового. Отчаяние позволяет моим нервам быть более обостренными во всем…» — из интервью Яна Фабра

7. Жизнь, смерть и чучела домашних животных

«Многие мои работы посвящены жизни после смерти. Смерть — это часть жизни, я уважаю смерть», — говорит знаменитый бельгиец. Мертвый пес в инсталляции Фабра — это метафора, своеобразный автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
художника. Фабр утверждает: «Художник — это бродячая собака». Фабр призывает к бережному отношению к животным, которые многие столетия сопровождали человечество, войдя в историю и мифологию.

Сегодня отношение человека к животным потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания. Представляя чучела домашних животных, Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к ним.
Инсталляция Яна Фабра «Карнавал мертвых дворняг», фрагмент (2006)
Инсталляция Яна Фабра «Карнавал мертвых дворняг», фрагмент (2006)

8. Война хештегов

10 ноября в сети Интернет началась атака на Эрмитаж: перепосты текстов с агрессивными высказываниями якобы защитников живоных содержали хештег #позорэрмитажу. В ответ музей развернул свой проект — #кошкизафабра, где попытался подробно донести до возмущенной и явно не очень информированной публики, что «трупов животных», а также «распятых котят» на выставке попросту нет. Наверняка руководство Эрмитажа было готово к тому, что выставка вызовет негативные эмоции у отдельных сограждан — как это бывало по всему миру, где проходили экспозиции эпатажного художника.

Музей дал разъяснение: Фабр подбирал трупы на обочинах автострады, где были сбиты животные, выброшенные своими хозяевами. И действительно, в некоторых странах Европы усыпление и утилизация умерших домашних питомцев стоит очень дорого, поэтому некоторые люди выбрасывают животных на обочинах дорог. Бесчеловечно? Да. Инсталляции Фабра, в том числе — и об этом. Соответствующие залы выставки отмечены возрастной маркировкой «16+".
Красота и отчаяние Яна Фабра в Эрмитаже: 10 фактов о художнике и выставке
Красота и отчаяние Яна Фабра в Эрмитаже: 10 фактов о художнике и выставке

9. Пиотровский: "У Фабра всюду сложные смыслы"

В своей статье для газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский пишет, в частности, следующее: «Его инсталляции с чучелами кошек и собак в Главном штабе шокируют. Но это напоминание о варварском отношении к животным, о чем свидетельствует даже название. Надо не возмущаться, а задуматься, о чем говорит художник. Да, очень резко. Но искусство не всегда должно доставлять только эстетическое удовольствие. Фабр „кричит“ о том, что происходит в мире. Неуютно? Да, но вспоминайте о том, что происходит» — отмечает Михаил Пиотровский.
Красота и отчаяние Яна Фабра в Эрмитаже: 10 фактов о художнике и выставке
  • Ян Фабр. Мраморные барельефы из серии "Мои королевы": "Эльза Брюжская"...
  • ... и "Ивана Загребская". (оба - 200х150 см)

10. Карнавал в программе выставки

Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты» подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX—XXI веков. На экспозиции демонстрируется восемь фильмов, в том числе и фильм-перформанс, снятый в Зимнем дворце с участием художника в июне 2016 года.

На 25 декабря в Главном штабе Эрмитажа назначен «Карнавал в стиле Фабра» — парад масок, дефиле костюмов, созданных студентами Молодежного образовательного центра в рамках ежегодной новогодней программы. Полный календарь мероприятий, посвященных выставке, можно найти здесь.

Красота и отчаяние Яна Фабра в Эрмитаже: 10 фактов о художнике и выставке
Красота и отчаяние Яна Фабра в Эрмитаже: 10 фактов о художнике и выставке
Красота и отчаяние Яна Фабра в Эрмитаже: 10 фактов о художнике и выставке
Красота и отчаяние Яна Фабра в Эрмитаже: 10 фактов о художнике и выставке
Кадры из видеоработы Яна Фабра LOVE IS THE POWER SUPREME (2016) © Angelos bvba/ Jan Fabre
Рекомендуемые работы
Никита Волошин. Дыня и грейпфрут
Дыня и грейпфрут
06.09.2023, 40×50×2 см
Ганс Хайнер Бор. ЧИСТЯЩЕЕ СРЕДСТВО
  • Реклама
ЧИСТЯЩЕЕ СРЕДСТВО
2024, 160×125 см
€10
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$341
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$117
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$244
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$117
Оригинал
Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты» в Государственном Эрмитаже работает до 9 апреля 2017 года
В материале использованы пресс-релизы Государственного Эрмитажа.
Фото: страница Эрмитажа в сети Интернет и в социальной сети Фейсбук.