Возможно, Брейгель, точно - Лиотар: в Одессе реставраторы презентуют картины и рисунки из запасников
До 11 ноября в
Одесском музее западного и восточного искусства проходит уникальная
выставка. «Шанс на ренессанс» — это возможность увидеть спасенные работы западноевропейских мастеров
XVII—XIX веков и помочь с реставрацией ценных
, редких
, интересных экспонатов из запасников музея. Скорее всего
, Брейгель Младший
«Адский», точно — Верне
, Лиотар
, Делакруа и Буше… О своей работе и удивительных находках рассказывают реставраторы. Каковы шансы?
Затемненный
, с подсветкой зал целиком отдан работам
, которые выставлялись в музее давно или даже не выставлялись вообще. Это картины уже отреставрированные и те
, что нуждаются в реставрации
, а также рисунки и гравюры
, которые можно сберечь только в условиях хранилищ. Для того
, чтобы выставка состоялась
, сотрудникам музея и специалистам одесского филиала
Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины пришлось долго и плодотворно поработать.
Интригу
, связанную с этой работой
, нам ранее поведала
в своем интервью Людмила Сауленко, которая была директором на момент интервью: «…В 1992 году мы купили у частного лица картину
, в довольно плохом состоянии
, там были разрывы. Картина большая: 84 см на 220 см. На ней изображены женщины и дети на морском берегу. Сицилия. Мы ее назвали „Ожидание рыбаков“. Подписано полотно было понятными
, каллиграфическими печатными буквами „Ф. Манчини“. Картина XIX века вызывала профессиональный интерес
, и параллельно мы ее реставрировали. Понимаете
, на тот период художников „Ф. Манчини“ было трое
, и все любили рисовать море… В конце концов я выяснила имя художника — это Манчини-Ардиццоне! Судьба его удивительна. Художник родился в нищей рыбацкой деревушке на Сицилии
, очень любил рисовать. И ему повезло невероятно: в деревню приехал настоящий художник Буонакорси
, который обратил внимание на талантливого ребенка
, давал ему уроки живописи и уговорил рыбацкую коммуну собрать деньги и отправить мальчика учиться в Неаполитанскую академию. А посколько Буонакорси был учеником Доменико Морелли
, то своего протеже он направил к своему учителю — выдающемуся художнику ХIХ века
, директора неаполитанской художественной академии
, чье имя для итальянской живописной школы означает то же
, что Репин для российской…»
Картины, представленные на выставке, имеют интересные и иногда трудные судьбы. Они меняли владельцев, переживали революции и войны, покрывались пылью веков в буквальном смысле этих слов. В итоге сегодня значительная часть живописного фонда музея нуждается в реставрации, и немало замечательных работ недоступны вниманию зрителя.
« с кошкой» неизвестного западноевропейского художника XIX века уже отреставрирован. Это даже чувствуется: глядя на блестящую яичницу-глазунью, тут же вспоминаешь об ужине. Или завтраке?
А этому привлекательному виду Венеции — кисти мастера итальянской школы XVIII века, — реставрация нужна. Картина темная, однако детали потемневшей работы видны — они очень интересны.
Обращаем внимание на то, что этим старинным картинам нужны еще и достойные рамы — еще одна тема для волнений музейщиков и предмет объявленной благотворительной акции по сбору средств.
Нынешняя выставка действитльно уникальна: только две картины из представленных на выставке прежде находились в экспозиции. Это «Ариадна» неизвестного французского художника, подарок одесского коллекционера Леонида Иваницкого. Картина украшала центральный зал Музея западного и восточного искусства в течение многих лет, однако из-за плохого состояния полотно пришлось снять и направить на реставрацию — возрождать к жизни, дать «шанс на ренессанс». «Ариадну» в советские времена неправильно отреставрировали: любая тонировка должна ложиться на лак; здесь же этим правилом пренебрегли, и теперь время, потраченное на полное восстановление картины, измеряется годами.
Неизвестный художник XVIII века, французская школа. «Ариадна». Картина нуждается в реставрации
Скульптура "Мажордом"...
и "Ариадна"
Вторая картина, которую также выставляли много лет — произведение знаменитого французского пейзажиста Клода-Жозефа Верне, датируемое XVIII веком — «Пейзаж с водопадом».
Реставрация и научно-исследовательская работа сотрудников музея неразделимы: музейщики занимаются определенным произведением, устанавливая имя автора, датировку, школу, сюжет, провенанс… А в процессе реставрации картины получают не только «свежий вид», максимально открывающий авторскую работу, но и, нередко, атрибуцию и провенанс.
Примечательна история портрета, который поступил в коллекцию музея еще до Второй мировой войны, и лишь теперь «нашел» своего автора. С одной стороны — тот редкий случай, когда на картине имеется подпись, которая сообщает историю изображенной на нем женщины: на обратной стороне по-немецки — «Баронесса Шарлотта Хелена фон Розен. Родилась 7 августа 1738 г., умерла 25 июля 1766 г. Вышла замуж 16 июля 1765 г. за Георга Деттофа фон Шульмана». В то же время имени автора известно не было. Первоначально, согласно «Путеводителю по музею» 1937 г., картину приписывали мастеру французской школы. Однако музейщики усомнились в этом суждении, изучая манеру и технику письма, и в итоге установили, что школа — скандинавская, шведская, а художник, наиболее вероятно, — Йохан Хенрик Шеффель, на счету которого имеется множество портретов дам и господ.
К этому портрету посетители, покружив по залу, то и дело возвращаются: Шарлотта Хелена фон Розен была, очевидно, не канонической красавицей, но весьма милой, привлекательной особой — это сумел передать художник. Она умерла через год после свадьбы…
…Потеряв супругу
, впоследствии Георг Детофф фон Шульман снова женился
, обзавелся детьми
, и эта семья известна в истории Таллина. Теперь
частица истории жизни рано ушедшей супруги хранится в одесском музее. Картину отреставрировала Ольга Михайловна Куцан — штатный реставратор музея. Еще об одном из ее «питомцев»
(судя по рассказам врачевателей картин
, полотна для них — объекты одушевленные
, а герои картин входят в круг близких и любимых родственников) речь пойдет ниже…
На открытии выставки говорили о том, что одна из главных проблем украинских музеев — это состояние фондов. Проблема экспонирования живописных и графических произведений связана, прежде всего, с сохранностью работ. Если картины «хорошо себя чувствуют», то они могут предстать перед зрителями. Если же у них происходит осыпание красочного слоя, в полотнах зияют дыры — работы необходимо восстанавливать, что крайне тяжело в условиях ограниченного финансирования. До сих пор — увы! — в МЗВИ, да и в одесских музеях в целом, нет собственного прибора инфракрасного излучения. Именно с его помощью можно обнаружить подпись художника на картине, скрытую под слоями более поздних «записей» и старого лака.
Работа Ж.-Ж. Лагрене (1739 — 1821) «Венера в кузнице Вулкана».
Картина нуждается в реставрации
Любой из зрителей может взять опеку над понравившейся ему картиной и заключить с музеем договор о партнерстве на несколько лет — ему будут предоставляться отчеты о расходовании средств, а по окончании работ по спасению картины и введению ее в экспозицию работу будет сопровождать табличка с именем благотворителя.
В процессе исследований было определено происхождение картины «Кориолан у стен Рима» — авторы ее, братья Рипенхаузен, создали картину в 1814 году. Это знаковая находка: некогда благодаря их усилиям и опубликованной «Истории итальянской живописи» (братья жили в Риме с 1805 г.), в Германии стало известно творчество художников XIII и XIV вв., таких, как Джотто, Перуджино, Рафаэль… Ну, а сами мастера относились к творческому объединению немецких и австрийских хуожников-романтиков «Назаре́йцы», сами же называли себя «Союз святого Луки». Основной задачей Союза было возродить стиль мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса.
На этой (и не только на этой) картине оставлено несколько темных «контрольных» участков — специально для того, чтобы можно было увидеть, какой работа была до реставрации. Вообще, как и с каждой представленной в зале картиной, рассказ о реставрации полотна похож на детектив. Картины буквально «открывают» — краски, истории… Данная работа настолько «посвежела», что ее восстановленный вид удивил даже специалистов. Однако такова истина: всегда отличались яркостью тона. Один из волнующих моментов реставрации — то, что ранее, до реставрации, работа была ошибочно определена как «олеографическая печать» — она практически не подлежит очистке растворителями. Однако сотрудники музея имели собственное мнение, рискнув приступить к работе — и оказались правы.
Деталь картины А. Ш. Верне (1758 — 1835) «Морской бой», представленной ниже. Работа отреставрирована.
В некоторых картинах, представленных на выставке, прослеживается семейная преемственность. Так, экспонируется работа из фондов музея, принадлежащая кисти Клода Жозефа Верне, который был отцом Карла Верне (полное имя Антуан Шарль Орас Верне, и его работа имеется на выставке), и дедом еще одного знаменитого французского художника, Ораса Верне. Клод Верне в середине XVIII века создал серию картин «Порты Франции» (Париж, Лувр) по заказу короля Людовика XV, его холсты служили украшением дворцов по всей Европе. А Карл Верне — художник-историограф Наполеоновской армии. Интересно увидеть их работы в одном зале!
В центре зала — еще одна картина, в истории которой, надеются музейщики, можно проследить семейные связи; у нее много названий — «Слепцы», «Слепой, ведущий незрячих», «Слепые». Она восходит к знаменитой картине Питера Брейгеля Старшего
Считается, что картины, написанные на дереве, более сложны в реставрации, они более «нежные», потому что дерево непредсказуемо, оно живет своей жизнью — в отличие от холста. И сейчас картина находится в очень тяжелом состоянии.
В музее всегда традиционно считалось, что картина, написанная на дереве, создана сыном,
Питером Брейгелем Младшим.
Реставратор Ольга Куцан очистила участок картины (полоса слева), и зрители могут увидеть, какой эта работа может стать после того, как с нее снимут окислившийся, пожелтевший лак. Восстановление сопровождается научно-исследовательской работой. По словам реставратора, «я видела картину Питера Брейгеля Старшего, когда работала в Эрмитаже, видела под микроскопом. Наша картина — превосходного качества. Я уверена, — даже по тому, как себя эта работа „ведет“ — что ее выполнил сын, Питер Брейгель по прозвищу „Адский“ (он специализировался по изображению ада на картинах религиозного свойства). Удивляет светлая полоса? Что ж, когда входишь в зал Брейгеля в Венском художественно-историческом музее, то видишь — там все картины светлые. А „наша“ или „эрмитажная“ — темные. Вообще, очень трудно добиться разрешения реставрационного совета на т.н. „раскрытие“ — конечно, опасения понятны. Известно, что ничто не может нанести картине большего вреда, чем неумелая реставрация. Но есть картины, которые просто нуждаются в реставрации, иначе их не попросту не видно — они слишком темные. И здесь, на контрольном расчищенном участке, становится понятным, насколько картина может быть красивой после того, как с нее снимут пыль веков».
На открытии выставки поздравляли сотрудников музея и реставраторов
Музей западного и восточного искусства и Одесский филиал Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины связывают давние исследовательские и дружеские узы. Плодом совместного труда стали восстановленные картины
, такие
, как
, например
, «Натюрморт с кошкой» и «Морской бой». Особо отметим Дюка де Ришелье
, который был восстановлен и представлен в центральном зале музея 25 сентября этого года
, накануне 250-летия со дня рождения одного из отцов-основателей Одессы —
мы писали об этом. Картина была не только атрибутирована: после неудачной реставрации была повторно восстановлена ее рама.
«Самое главное в реставрации — сохранить авторскую работу. Так, если произведение „сыпется“ — его нужно укрепить, зафиксировать красочный слой; консервация — самое главное. Конечно, лучше, когда консервация и художественное восстановление были сделаны в комплексе: у произведения был экспозиционный вид, чтобы его мог увидеть зритель» — Русина Инна Аркадиевна (Одесский филиал Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины).
Ж.-Ж. Лагрене (1739 - 1821). "Мифологический сюжет", эскиз. Картон, масло. Работа нуждается в реставрации
Й.Ф. Зойпель (XVIII в.). "Пейзаж с птицами и белкой". Картина после реставрации
В советские времена у музеев был план по реставрации; к примеру, собирали 50 единиц и направляли их в Москву или Питер. Но не всегда эта реставрация «оптом» была качественной; тем более, артибуцией и научной работой при таком отношении к фондам заниматься было труднее. Благодаря нынешней выставке сотрудники музея получили возможность еще раз более пристально присмотреться к музейному фонду. И пускай нынешние реставрационные работы «штучные», длительные — все-таки они и более качественные, и более информационные. Постепенно картины возвращаются к жизни, и каждой из них нужно дать шанс обрести собственную историю, вернуть ей первоначальный внешний вид и зрителя.
Графика, представленная на выставке «Шанс на ренессанс», идет отдельным блоком. В последний день работы экспозиции в музее пройдет презентация музейного каталога, посвященного западноевропейскому рисунку XVI—XX веков из коллекции музея. «Несмотря на то, что основное количество работ — тиражные, однако, во-первых, офорты и литографии — всегда авторские, и, во-вторых, до нас они доходят в единичных экземплярах, и потому ценятся не меньше, чем уникальные авторские работы," - поясняет автор-составитель каталога Ирина Юрьевна Глебова.
Франсуа Буше. «Освобождение Св. Петра из темницы»
Эжен Делакруа. «Листок из альбома»
Ж.Э. Лиотар. «Три полуфигуры». Бумага, сангина
Г. Цилле (1858 - 1929). "В магазине дамской одежды" (бумага, перо черным тоном, литографский карандаш))
Я. Цик (1730 - 1797). "Меркурий и Парис" (бумага, , белила)
Дж. Ланфранко (1582 — 1647). «Аллегория музыки» (бумага, кисть коричневым тоном по карандашному наброску)
Что ж, выставка более чем достойна восхищения, а картины — реставрации. Одни уже обрели, а другие еще ждут свой «Шанс на ренессанс». До 11 ноября 2016 года у публики имеется редкая возможность полюбоваться необыкновенной экспозицией и, быть может, принять участие в спасении приглянувшейся работы.