войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Возможно, Брейгель, точно - Лиотар: в Одессе реставраторы презентуют картины и рисунки из запасников

До 11 ноября в Одесском музее западного и восточного искусства проходит уникальная выставка. «Шанс на ренессанс» — это возможность увидеть спасенные работы западноевропейских мастеров XVII—XIX веков и помочь с реставрацией ценных, редких, интересных экспонатов из запасников музея. Скорее всего, Брейгель Младший «Адский», точно — Верне, Лиотар, Делакруа и Буше… О своей работе и удивительных находках рассказывают реставраторы. Каковы шансы?
Возможно, Брейгель, точно - Лиотар: в Одессе реставраторы презентуют картины и рисунки из запасников
Затемненный, с подсветкой зал целиком отдан работам, которые выставлялись в музее давно или даже не выставлялись вообще. Это картины уже отреставрированные и те, что нуждаются в реставрации, а также рисунки и гравюры, которые можно сберечь только в условиях хранилищ. Для того, чтобы выставка состоялась, сотрудникам музея и специалистам одесского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины пришлось долго и плодотворно поработать.

Возможно, Брейгель, точно - Лиотар: в Одессе реставраторы презентуют картины и рисунки из запасников
Возможно, Брейгель, точно - Лиотар: в Одессе реставраторы презентуют картины и рисунки из запасников
Интригу, связанную с этой работой, нам ранее поведала в своем интервью Людмила Сауленко, которая была директором на момент интервью: «…В 1992 году мы купили у частного лица картину, в довольно плохом состоянии, там были разрывы. Картина большая: 84 см на 220 см. На ней изображены женщины и дети на морском берегу. Сицилия. Мы ее назвали „Ожидание рыбаков“. Подписано полотно было понятными, каллиграфическими печатными буквами „Ф. Манчини“. Картина XIX века вызывала профессиональный интерес, и параллельно мы ее реставрировали. Понимаете, на тот период художников „Ф. Манчини“ было трое, и все любили рисовать море… В конце концов я выяснила имя художника — это Манчини-Ардиццоне! Судьба его удивительна. Художник родился в нищей рыбацкой деревушке на Сицилии, очень любил рисовать. И ему повезло невероятно: в деревню приехал настоящий художник Буонакорси, который обратил внимание на талантливого ребенка, давал ему уроки живописи и уговорил рыбацкую коммуну собрать деньги и отправить мальчика учиться в Неаполитанскую академию. А посколько Буонакорси был учеником Доменико Морелли, то своего протеже он направил к своему учителю — выдающемуся художнику ХIХ века, директора неаполитанской художественной академии, чье имя для итальянской живописной школы означает то же, что Репин для российской…»
Возможно, Брейгель, точно - Лиотар: в Одессе реставраторы презентуют картины и рисунки из запасников
Возможно, Брейгель, точно - Лиотар: в Одессе реставраторы презентуют картины и рисунки из запасников
Возможно, Брейгель, точно - Лиотар: в Одессе реставраторы презентуют картины и рисунки из запасников
Возможно, Брейгель, точно - Лиотар: в Одессе реставраторы презентуют картины и рисунки из запасников
Картины, представленные на выставке, имеют интересные и иногда трудные судьбы. Они меняли владельцев, переживали революции и войны, покрывались пылью веков в буквальном смысле этих слов. В итоге сегодня значительная часть живописного фонда музея нуждается в реставрации, и немало замечательных работ недоступны вниманию зрителя.
Возможно, Брейгель, точно - Лиотар: в Одессе реставраторы презентуют картины и рисунки из запасников
«Натюрморт
Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше
с кошкой» неизвестного западноевропейского художника XIX века уже отреставрирован. Это даже чувствуется: глядя на блестящую яичницу-глазунью, тут же вспоминаешь об ужине. Или завтраке?
А этому привлекательному виду Венеции — кисти мастера итальянской школы XVIII века, — реставрация нужна. Картина темная, однако детали потемневшей работы видны — они очень интересны.
Возможно, Брейгель, точно - Лиотар: в Одессе реставраторы презентуют картины и рисунки из запасников
Обращаем внимание на то, что этим старинным картинам нужны еще и достойные рамы — еще одна тема для волнений музейщиков и предмет объявленной благотворительной акции по сбору средств.
Нынешняя выставка действитльно уникальна: только две картины из представленных на выставке прежде находились в экспозиции. Это «Ариадна» неизвестного французского художника, подарок одесского коллекционера Леонида Иваницкого. Картина украшала центральный зал Музея западного и восточного искусства в течение многих лет, однако из-за плохого состояния полотно пришлось снять и направить на реставрацию — возрождать к жизни, дать «шанс на ренессанс». «Ариадну» в советские времена неправильно отреставрировали: любая тонировка должна ложиться на лак; здесь же этим правилом пренебрегли, и теперь время, потраченное на полное восстановление картины, измеряется годами.
Неизвестный художник XVIII века, французская школа. «Ариадна». Картина нуждается в реставрации
Неизвестный художник XVIII века, французская школа. «Ариадна». Картина нуждается в реставрации
  • Скульптура "Мажордом"...
  • и "Ариадна"
Вторая картина, которую также выставляли много лет — произведение знаменитого французского пейзажист

Вторая картина, которую также выставляли много лет — произведение знаменитого французского пейзажиста Клода-Жозефа Верне, датируемое XVIII веком — «Пейзаж с водопадом».

Реставрация и научно-исследовательская работа сотрудников музея неразделимы: музейщики занимаются определенным произведением, устанавливая имя автора, датировку, школу, сюжет, провенанс… А в процессе реставрации картины получают не только «свежий вид», максимально открывающий авторскую работу, но и, нередко, атрибуцию и провенанс.
Примечательна история портрета, который поступил в коллекцию музея еще до Второй мировой войны, и ли

Примечательна история портрета, который поступил в коллекцию музея еще до Второй мировой войны, и лишь теперь «нашел» своего автора. С одной стороны — тот редкий случай, когда на картине имеется подпись, которая сообщает историю изображенной на нем женщины: на обратной стороне по-немецки — «Баронесса Шарлотта Хелена фон Розен. Родилась 7 августа 1738 г., умерла 25 июля 1766 г. Вышла замуж 16 июля 1765 г. за Георга Деттофа фон Шульмана». В то же время имени автора известно не было. Первоначально, согласно «Путеводителю по музею» 1937 г., картину приписывали мастеру французской школы. Однако музейщики усомнились в этом суждении, изучая манеру и технику письма, и в итоге установили, что школа — скандинавская, шведская, а художник, наиболее вероятно, — Йохан Хенрик Шеффель, на счету которого имеется множество портретов дам и господ.

К этому портрету посетители, покружив по залу, то и дело возвращаются: Шарлотта Хелена фон Розен была, очевидно, не канонической красавицей, но весьма милой, привлекательной особой — это сумел передать художник. Она умерла через год после свадьбы…
Возможно, Брейгель, точно - Лиотар: в Одессе реставраторы презентуют картины и рисунки из запасников
…Потеряв супругу, впоследствии Георг Детофф фон Шульман снова женился, обзавелся детьми, и эта семья известна в истории Таллина. Теперь частица истории жизни рано ушедшей супруги хранится в одесском музее. Картину отреставрировала Ольга Михайловна Куцан — штатный реставратор музея. Еще об одном из ее «питомцев» (судя по рассказам врачевателей картин, полотна для них — объекты одушевленные, а герои картин входят в круг близких и любимых родственников) речь пойдет ниже…
На открытии выставки говорили о том, что одна из главных проблем украинских музеев — это состояние ф

На открытии выставки говорили о том, что одна из главных проблем украинских музеев — это состояние фондов. Проблема экспонирования живописных и графических произведений связана, прежде всего, с сохранностью работ. Если картины «хорошо себя чувствуют», то они могут предстать перед зрителями. Если же у них происходит осыпание красочного слоя, в полотнах зияют дыры — работы необходимо восстанавливать, что крайне тяжело в условиях ограниченного финансирования. До сих пор — увы! — в МЗВИ, да и в одесских музеях в целом, нет собственного прибора инфракрасного излучения. Именно с его помощью можно обнаружить подпись художника на картине, скрытую под слоями более поздних «записей» и старого лака.




Работа Ж.-Ж. Лагрене (1739 — 1821) «Венера в кузнице Вулкана».
Картина нуждается в реставрации

Любой из зрителей может взять опеку над понравившейся ему картиной и заключить с музеем договор о партнерстве на несколько лет — ему будут предоставляться отчеты о расходовании средств, а по окончании работ по спасению картины и введению ее в экспозицию работу будет сопровождать табличка с именем благотворителя.
Возможно, Брейгель, точно - Лиотар: в Одессе реставраторы презентуют картины и рисунки из запасников
В процессе исследований было определено происхождение картины «Кориолан у стен Рима» — авторы ее, братья Рипенхаузен, создали картину в 1814 году. Это знаковая находка: некогда благодаря их усилиям и опубликованной «Истории итальянской живописи» (братья жили в Риме с 1805 г.), в Германии стало известно творчество художников XIII и XIV вв., таких, как Джотто, Перуджино, Рафаэль… Ну, а сами мастера относились к творческому объединению немецких и австрийских хуожников-романтиков «Назаре́йцы», сами же называли себя «Союз святого Луки». Основной задачей Союза было возродить стиль мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса.
На этой (и не только на этой) картине оставлено несколько темных «контрольных» участков — специально для того, чтобы можно было увидеть, какой работа была до реставрации. Вообще, как и с каждой представленной в зале картиной, рассказ о реставрации полотна похож на детектив. Картины буквально «открывают» — краски, истории… Данная работа настолько «посвежела», что ее восстановленный вид удивил даже специалистов. Однако такова истина: назарейцы
Название «назарейцы» члены «Братства святого Луки» получили из-за своего чудаковатого вида и странных обычаев. Однако творчество этих немцев, перебравшихся в Италию в начале XIX века, оказало влияние на русских, итальянских, французских и английских живописцев, заложило фундамент для возникновения символизма. А история жизни их любимой модели связала нынешние Италию, Украину, Россию и Эстонию. Читать дальше
всегда отличались яркостью тона. Один из волнующих моментов реставрации — то, что ранее, до реставрации, работа была ошибочно определена как «олеографическая печать» — она практически не подлежит очистке растворителями. Однако сотрудники музея имели собственное мнение, рискнув приступить к работе — и оказались правы.
Деталь картины А. Ш. Верне (1758 — 1835) «Морской бой», представленной ниже. Работа отреставрирована
Деталь картины А. Ш. Верне (1758 — 1835) «Морской бой», представленной ниже. Работа отреставрирована.
В некоторых картинах, представленных на выставке, прослеживается семейная преемственность. Так, экспонируется работа из фондов музея, принадлежащая кисти Клода Жозефа Верне, который был отцом Карла Верне (полное имя Антуан Шарль Орас Верне, и его работа имеется на выставке), и дедом еще одного знаменитого французского художника, Ораса Верне. Клод Верне в середине XVIII века создал серию картин «Порты Франции» (Париж, Лувр) по заказу короля Людовика XV, его холсты служили украшением дворцов по всей Европе. А Карл Верне — художник-историограф Наполеоновской армии. Интересно увидеть их работы в одном зале!
Возможно, Брейгель, точно - Лиотар: в Одессе реставраторы презентуют картины и рисунки из запасников
В центре зала — еще одна картина, в истории которой, надеются музейщики, можно проследить семейные связи; у нее много названий — «Слепцы», «Слепой, ведущий незрячих», «Слепые». Она восходит к знаменитой картине Питера Брейгеля Старшего
Считается, что картины, написанные на дереве, более сложны в реставрации, они более «нежные», потому
Считается, что картины, написанные на дереве, более сложны в реставрации, они более «нежные», потому что дерево непредсказуемо, оно живет своей жизнью — в отличие от холста. И сейчас картина находится в очень тяжелом состоянии.
В музее всегда традиционно считалось, что картина, написанная на дереве, создана сыном,
Питером Брейгелем Младшим.
Реставратор Ольга Куцан очистила участок картины (полоса слева), и зрители могут увидеть, какой эта работа может стать после того, как с нее снимут окислившийся, пожелтевший лак. Восстановление сопровождается научно-исследовательской работой. По словам реставратора, «я видела картину Питера Брейгеля Старшего, когда работала в Эрмитаже, видела под микроскопом. Наша картина — превосходного качества. Я уверена, — даже по тому, как себя эта работа „ведет“ — что ее выполнил сын, Питер Брейгель по прозвищу „Адский“ (он специализировался по изображению ада на картинах религиозного свойства). Удивляет светлая полоса? Что ж, когда входишь в зал Брейгеля в Венском художественно-историческом музее, то видишь — там все картины светлые. А „наша“ или „эрмитажная“ — темные. Вообще, очень трудно добиться разрешения реставрационного совета на т.н. „раскрытие“ — конечно, опасения понятны. Известно, что ничто не может нанести картине большего вреда, чем неумелая реставрация. Но есть картины, которые просто нуждаются в реставрации, иначе их не попросту не видно — они слишком темные. И здесь, на контрольном расчищенном участке, становится понятным, насколько картина может быть красивой после того, как с нее снимут пыль веков».
На открытии выставки поздравляли сотрудников музея и реставраторов
На открытии выставки поздравляли сотрудников музея и реставраторов
Музей западного и восточного искусства и Одесский филиал Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины связывают давние исследовательские и дружеские узы. Плодом совместного труда стали восстановленные картины, такие, как, например, «Натюрморт с кошкой» и «Морской бой». Особо отметим портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Дюка де Ришелье, который был восстановлен и представлен в центральном зале музея 25 сентября этого года, накануне 250-летия со дня рождения одного из отцов-основателей Одессы — мы писали об этом. Картина была не только атрибутирована: после неудачной реставрации была повторно восстановлена ее рама.
«Самое главное в реставрации — сохранить авторскую работу. Так, если произведение „сыпется“ — его нужно укрепить, зафиксировать красочный слой; консервация — самое главное. Конечно, лучше, когда консервация и художественное восстановление были сделаны в комплексе: у произведения был экспозиционный вид, чтобы его мог увидеть зритель» — Русина Инна Аркадиевна (Одесский филиал Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины).
  • Ж.-Ж. Лагрене (1739 - 1821). "Мифологический сюжет", эскиз. Картон, масло. Работа нуждается в реставрации
  • Й.Ф. Зойпель (XVIII в.). "Пейзаж с птицами и белкой". Картина после реставрации
В советские времена у музеев был план по реставрации; к примеру, собирали 50 единиц и направляли их в Москву или Питер. Но не всегда эта реставрация «оптом» была качественной; тем более, артибуцией и научной работой при таком отношении к фондам заниматься было труднее. Благодаря нынешней выставке сотрудники музея получили возможность еще раз более пристально присмотреться к музейному фонду. И пускай нынешние реставрационные работы «штучные», длительные — все-таки они и более качественные, и более информационные. Постепенно картины возвращаются к жизни, и каждой из них нужно дать шанс обрести собственную историю, вернуть ей первоначальный внешний вид и зрителя.
Возможно, Брейгель, точно - Лиотар: в Одессе реставраторы презентуют картины и рисунки из запасников
Графика, представленная на выставке «Шанс на ренессанс», идет отдельным блоком. В последний день раб


Графика, представленная на выставке «Шанс на ренессанс», идет отдельным блоком. В последний день работы экспозиции в музее пройдет презентация музейного каталога, посвященного западноевропейскому рисунку XVI—XX веков из коллекции музея. «Несмотря на то, что основное количество работ — тиражные, однако, во-первых, офорты и литографии — всегда авторские, и, во-вторых, до нас они доходят в единичных экземплярах, и потому ценятся не меньше, чем уникальные авторские работы," - поясняет автор-составитель каталога Ирина Юрьевна Глебова.



Франсуа Буше. «Освобождение Св. Петра из темницы»

Возможно, Брейгель, точно - Лиотар: в Одессе реставраторы презентуют картины и рисунки из запасников
Эжен Делакруа. «Листок из альбома»
Эжен Делакруа. «Листок из альбома»
Ж.Э. Лиотар. «Три полуфигуры». Бумага, сангина
Ж.Э. Лиотар. «Три полуфигуры». Бумага, сангина
  • Г. Цилле (1858 - 1929). "В магазине дамской одежды" (бумага, перо черным тоном, литографский карандаш))
  • Я. Цик (1730 - 1797). "Меркурий и Парис" (бумага, акварель
    Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
    Читать дальше
    , белила)
Дж. Ланфранко (1582 — 1647). «Аллегория музыки» (бумага, кисть коричневым тоном по карандашному набр
Дж. Ланфранко (1582 — 1647). «Аллегория музыки» (бумага, кисть коричневым тоном по карандашному наброску)
Что ж, выставка более чем достойна восхищения, а картины — реставрации. Одни уже обрели, а другие еще ждут свой «Шанс на ренессанс». До 11 ноября 2016 года у публики имеется редкая возможность полюбоваться необыкновенной экспозицией и, быть может, принять участие в спасении приглянувшейся работы.