Беспрецедентную выставку представил нынешней осенью Художественный музей Кимбелла в Техасе. Это первая в истории экспозиция, посвящённая раннему творчеству Клода Моне. В ней собрано примерно 60 картин, написанных на первом этапе карьеры великого импрессиониста. Работы предоставили галереи из США, Европы и Японии, и многие полотна не «встречались» с тех пор, как покинули студию художника.
Выставка «Моне: Ранние годы» охватывает период с 1858 по 1872 годы — с дебюта живописца в Нормандии и до его переезда в Аржантёй, расположенный на берегу Сены близ Парижа.
Выставка исследует не только эволюцию художественного воображения Клода Моне, но и этапы его сознательного развития как творческой индивидуальности. Это иллюстрированное путешествие по молодым годам художника — с 17-летнего до 32-летнего возраста, — рассказ об амбициях и динамизме юности.
Не пропустите! «Клод Моне» — третье мобильное приложение от Артхива
Вид близ Рюэль-ле-Гавр
1858, 46×55 см
Карьера Клода Моне (1840 — 1926) началась в Гавре, когда 17-летнего подростка взял под своё крыло Эжен Буден. В 1858 году он выставил работу своего протеже «Вид близ Рюэль-ле-Гавр». Но первый реальный успех ждал молодого Оскара-Клода семь лет спустя в Париже. Тогда Салон принял две его картины, в том числе «Мыс Эв во время отлива» (1865).
Это полотно из коллекции музея Кимбелла, собственно, и положило начало выставке, посвящённой раннему творчеству художника.
Мыс Эв во время отлива
1865, 90.2×150.5 см
Годом позже 25-летний Моне задумал выставить в Салоне монументальное полотно с изображением компании на пикнике в лесу Фонтенбло — культовом месте французских пейзажистов тех лет. Однако из-за цейтнота и масштабов картина так и не была закончена. Впоследствии художник разрезал её; оба фрагмента сейчас представлены в Художественном музее Кимбелла. По ним видно, насколько «незаконченным» могло бы быть конечное произведение. Ещё две картины в подобном стиле были отклонены Салоном в 1867 году.
Завтрак на траве, фрагмент
1866, 248×217 см
Нежелание следовать общепринятым стандартам стало отличительной чертой Клода Моне и, как правило, причиной того, что многие его работы либо отвергались организаторами выставок, либо высмеивались во время демонстрации.
Однако некоторые картины пользовались успехом и вне Салона — Моне выставлял их в витрине магазина своего дилера. Особенно примечательна в этом плане «Хижина в Сент-Адресс» (1867), которую художник приносил на выставку четыре раза в течение двух десятилетий
Читайте также: Штрихи к портрету: 5 историй об упрямстве Клода Моне
На пляже в Трувиле
1871, 38×46 см
На выставке «Моне: Ранние годы» представлен ряд холстов с изображением спутницы и будущей жены художника, Камиллы Донсье. Она позировала для нескольких фигур во время создания «Завтрака на траве», а в начале 1866 года — для портрета, который заслужил благосклонность критиков в Салоне.
В августе 1867-го у пары родился сын, и 26-летний Моне вынужден был заботиться о благополучии своей возлюбленной и их ребёнка. Лишения, которые им пришлось перенести, не отразились на картинах. Два полотна с изображением спящего малыша Жана кажутся выражением отеческой нежности.
Слева: Клод Моне, «Колыбель» (1867). Несмотря на то, что художник и его возлюбленная в тот период жили в нищете, эта картина — одна из самых радостных в его творчестве.
Хотя что в дополнении к названию полотна из коллекции Национальной галереи в Вашингтоне значится «Камилла с сыном художника Жаном», есть мнение, что женщина справа — это Жюли Вейе, крёстная мать малыша и будущая жена художника Камиля Писсарро.
Спящий Жан Моне
1868, 42.5×50 см
С молодости и в течение всей карьеры Клода Моне увлекало изображение воды. Более половины картин, присланных на выставки в 1860-е, изображают моря или реки — от океана в Нормандии до берегов Сены в Париже, Темзы в Лондоне и реки Зан в Голландии.
Моне позволял краскам смешиваться на холсте или на кистях, которые тщательно отбирал для передачи нужного эффекта. Изредка, но удивительно точно он пользовался мастихином, чтобы нанести толстый слой краски на полотно. Ни один из его методов не замаскирован, напротив, Моне как бы настаивает на том, что зритель должен видеть след его руки в работе.
Читайте также: Клод Моне: щеголь, лев, бедняк
Набережная у Лувра
1867, 65.1×92.6 см
В основном Клод Моне жил в деревне или на берегу моря. Однако время от времени он приезжал в Париж, чтобы писать сам город. Его первые картины парижской жизни датированы 1867 годом, когда французская столица готовилась принимать Всемирную выставку. Моне устанавливал мольберт на внешней колоннаде Лувра и писал улицы вокруг дворца: афишные тумбы, деревья и уличные фонари, которые появились во время знаменитой реконструкции, затеянной бароном Османом.
Деревянный мост
1872, 54×73 см
Франко-прусская война оказала существенное влияние на раннюю карьеру Моне. Такие полотна как «Деревянный мост» изображают последствия трагедии и последующее восстановление Франции. Опасаясь призыва в армию, художник с семьёй уехал за границу, а по возвращении поселился на следующие пять лет в городке Аржантёй. Дом и сад там стали островом стабильности и спокойствия, и Моне занялся написанием праздных сцен — таких, как «Регата в Аржантёе».
Регата в Аржантёе
1872, 48×75.3 см
1872-й ознаменовал окончание одного этапа жизни художника и начало другого. В конце этого года Моне написал туманный вид порта в Руане. Когда через полтора года его спросили, как называется картина, он ответил: «Пусть будет „Впечатление (Impression)“».
Выставка «Моне: Ранние годы» в Художественном музее Кимбелла продлится до 29 января 2017 года. После этого она переедет во Дворец Почётного легиона в Сан-Франциско, где пробудет с 25 февраля по 29 мая.
По материалам официального сайта Художественного музея Кимбелла. Главная иллюстрация: Клод Моне, «На берегу Сены, Беннкур» (1868)