С момента обретения независимости от Испании в 1821 году Мексика никогда не прекращала отстаивать свою готовность к переменам и современный характер. Искусство страны в XX веке демонстрирует замечательный парадокс. Это одновременно тесная связь с международным авангардом и сохранение невероятной самобытности, определённой эксцентричности и даже силы, которая бросила вызов европейской перспективе.
Слева: Франсиско Эппенс Эльгера, «Строители» (1940)
На рубеже XX века на мексиканское искусство начали влиять европейские символизм и декадентство. Пример тому — знаменитая «Женщина с марионеткой» (1909) Анхеля Сарраги, сооснователя группы «Молодёжный Атеней». Этот художник после окончания престижного университета Сан-Карлос отправился в Европу, где продолжил обучение в Королевской академии наук и искусств Бельгии.
После выставок в Испании, Франции и Италии он принял участие в Венецианской биеннале 1909 года, писал фрески в Шато де Вер-Кёр и Университетском городке в Париже, а также декорировал посольство Мексики во Франции. Ныне именем Сарраги назван Музей современного искусства в его родном городе Дуранго.
Слева: Анхель Саррага, «Женщина с марионеткой» (1909)
В 1940-м году он возглавил ликвидационную бригаду, которая по заданию НКВД должна была устранить Троцкого.
Но налётчики не достигли цели: ворвавшись в дом революционера, они хаотично расстреляли все патроны и сбежали, а Троцкий вместе с женой и внуком не пострадали. Сам Сикейрос потом объяснял, что члены его группы были неопытны и очень волновались. Ну, а Льва Троцкого, как известно, спустя несколько месяцев убил ледорубом агент советских органов Рамон Меркадер.
Третья секция отведена художникам, которые предложили альтернативу идеологии того времени. Тут представлены загадочные маски Хермана Куэто, мистические портреты Роберта Монтенегро и абстракции Херардо Мурильо (Доктор Атль). Последнего связывал бурный роман с упомянутой выше Науи Олин — художницей, натурщицей и поэтессой, чьё настоящее имя было Кармен Мондрагон. В середине 1920-х они жили в бывшем монастыре, который купил художник. Именно он придумал своей любовнице экзотическое прозвище, обозначавшее у ацтеков Вселенную, сохранённую от разрушения самопожертвованием одного из богов. Впрочем, после разрыва с Мурильо Мондрагон-Олин отрицала всякую с ним связь.