войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Париж открыл Мексику: Фрида Кало, Диего Ривера, Хосе Ороско и другие в Гранд-Пале

Большой дворец в Париже открыл крупнейшую с 1953 года экспозицию, посвящённую мексиканскому искусству. Собрание из 203-х картин, фресок, скульптур таких художников, как Фрида Кало, Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско и других авангардистов — это ярчайшая панорама всего творчества страны с 1900 по 1950 годы. Нашлось место и работам Леоноры Каррингтон, а особо интересны творения и судьбы художников и художниц, имена которых еще не на слуху у широкой публики. Настоящая Мексика!
Париж открыл Мексику: Фрида Кало, Диего Ривера, Хосе Ороско и другие в Гранд-Пале
«Эти художники воплощают не просто историю Мексики, но саму её жизнь. Здесь вы можете почувствовать дух Мексики», — говорит куратор выставки Агустин Артега.
Фрида Кало. Две Фриды
Две Фриды
1939, 173.5×173 см
С момента обретения независимости от Испании в 1821 году Мексика никогда не прекращала отстаивать св




С момента обретения независимости от Испании в 1821 году Мексика никогда не прекращала отстаивать свою готовность к переменам и современный характер. Искусство страны в XX веке демонстрирует замечательный парадокс. Это одновременно тесная связь с международным авангардом и сохранение невероятной самобытности, определённой эксцентричности и даже силы, которая бросила вызов европейской перспективе.






Слева: Франсиско Эппенс Эльгера, «Строители» (1940)

Вне всякого сомнения, олицетворением мексиканского и, пожалуй, всего латиноамериканского искусства XX века являются Фрида Кало и Диего Ривера. Союз-борьба этих выдающихся живописцев не прекращается и после их смерти. В мае нынешнего года картина Фриды «Две обнажённые в лесу (Сама Земля)» 1939 года ушла с молотка более чем за 8 млн долларов. Это сделало Кало самым продаваемым художником Латинской Америки. Но буквально месяц спустя её «возлюбленный мучитель» побил этот рекорд: его «Танец в Теуантепеке» (1928) был продан за 15,7 млн долларов.
И хотя восхищение творчеством Кало и Риверы вполне заслуженное, выставка в Гранд-Пале выводит из их тени и других художников.
На рубеже XX века на мексиканское искусство начали влиять европейские символизм и декадентство. Прим


На рубеже XX века на мексиканское искусство начали влиять европейские символизм и декадентство. Пример тому — знаменитая «Женщина с марионеткой» (1909) Анхеля Сарраги, сооснователя группы «Молодёжный Атеней». Этот художник после окончания престижного университета Сан-Карлос отправился в Европу, где продолжил обучение в Королевской академии наук и искусств Бельгии.

После выставок в Испании, Франции и Италии он принял участие в Венецианской биеннале 1909 года, писал фрески в Шато де Вер-Кёр и Университетском городке в Париже, а также декорировал посольство Мексики во Франции. Ныне именем Сарраги назван Музей современного искусства в его родном городе Дуранго.

Слева: Анхель Саррага, «Женщина с марионеткой» (1909)

Вторая часть выставки в Париже демонстрирует, как революция 1910 — 1917 годов заложила основы национальной идентичности. После вооружённого конфликта на творчество художников сильно влиял идеологический аспект. В экспозиции, естественно, представлены «три гранда» мексиканского мурализма: Диего Ривера, Давид Альфаро Сикейрос и Хосе Клементе Ороско. Последний был настолько предан чистой идее коммунизма, что в разгар революции выставил карикатуру на действующего президента страны Каррансу, который был тогда лидером революционного движения.
Сикейрос же пересёк океан, чтобы принять участие в гражданской войне в Испании.

В 1940-м году он возглавил ликвидационную бригаду, которая по заданию НКВД должна была устранить Троцкого.

Но налётчики не достигли цели: ворвавшись в дом революционера, они хаотично расстреляли все патроны и сбежали, а Троцкий вместе с женой и внуком не пострадали. Сам Сикейрос потом объяснял, что члены его группы были неопытны и очень волновались. Ну, а Льва Троцкого, как известно, спустя несколько месяцев убил ледорубом агент советских органов Рамон Меркадер.
Революция открыла путь ко новым возможностям в том числе и для женщин. Это позволило им занять своё место на творческой сцене — и как художникам, и как покровительницам. Выставка «Мексика: 1900 — 1950» уделяет им значительное внимание. Помимо Кало экспозиция чествует Долорес Ольмедо, Науи Олин, Тину Модотти, Розу Роланду и Лолу Альварес Браво.
Ольга Коста, «Продавщица фруктов» (1951). Национальный музей искусств в Мехико
Ольга Коста, «Продавщица фруктов» (1951). Национальный музей искусств в Мехико
Третья секция отведена художникам, которые предложили альтернативу идеологии того времени. Тут предс

Третья секция отведена художникам, которые предложили альтернативу идеологии того времени. Тут представлены загадочные маски Хермана Куэто, мистические портреты Роберта Монтенегро и абстракции Херардо Мурильо (Доктор Атль). Последнего связывал бурный роман с упомянутой выше Науи Олин — художницей, натурщицей и поэтессой, чьё настоящее имя было Кармен Мондрагон. В середине 1920-х они жили в бывшем монастыре, который купил художник. Именно он придумал своей любовнице экзотическое прозвище, обозначавшее у ацтеков Вселенную, сохранённую от разрушения самопожертвованием одного из богов. Впрочем, после разрыва с Мурильо Мондрагон-Олин отрицала всякую с ним связь.

Выше: Херардо Мурильо (Доктор Атль), «Портрет Науи Олин» (1922)
Роберто Монтенегро, «Маска» (1909). Коллекция Лопеса Негрете Баптиста
Роберто Монтенегро, «Маска» (1909). Коллекция Лопеса Негрете Баптиста
Четвёртая и заключительная часть выставки называется «Встреча двух миров: Гибридизация». Здесь показано, как мексиканцы, проживавшие в Соединённых Штатах, сыграли решающую роль на авангардной сцене Нью-Йорка, Детройта и Лос-Анджелеса. И наоборот — как в первые десятилетия XX века ряд зарубежных художников перенесли свои студии в Мексику, развивая сюрреализм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Сюрреализм - (от франц. Surrealisme)- течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм – это сон – он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот – каменеет.
Читать дальше
в сотрудничестве с местными коллегами. Особый интерес тут представляют работы Карлоса Мериды, Хосе Хорна и Леоноры Каррингтон, чья судьба не менее удивительна, чем её картины.
Леонора Каррингтон, «Автопортрет» (1937 — 1938). Картина не представлена на выставке и приведена зде
Леонора Каррингтон, «Автопортрет» (1937 — 1938). Картина не представлена на выставке и приведена здесь в ознакомительных целях
Во время обучения в Лондонской академии живописи художница познакомилась с Максом Эрнстом и переехала с ним в Париж. После его ареста пережила нервный срыв и, спасаясь от нацистов, отправилась в Испанию, где попала в психиатрическую клинику. Сбежав оттуда, Каррингтон выбрала следующим пунктом Португалию, затем США, и, наконец, Мексику. Там она жила с 1942 года до самой смерти в 2011 году в возрасте 94 лет.
Выставка «Мексика: 1900 — 1950» в Большом дворце в Париже завершится 23 января 2017 года.
По материалам artdaily.com и ряда других источников. Главная иллюстрация: фрагмент фрески Диего Риверы «Río Juchitán» (1955)