Регистрация

Париж открыл Мексику: Фрида Кало, Диего Ривера, Хосе Ороско и другие в Гранд-Пале

Мне нравится1       0  
Большой дворец в Париже открыл крупнейшую с 1953 года экспозицию, посвящённую мексиканскому искусству. Собрание из 203-х картин, фресок, скульптур таких художников, как Фрида Кало, Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско и других авангардистов — это ярчайшая панорама всего творчества страны с 1900 по 1950 годы. Нашлось место и работам Леоноры Каррингтон, а особо интересны творения и судьбы художников и художниц, имена которых еще не на слуху у широкой публики. Настоящая Мексика!
«Эти художники воплощают не просто историю Мексики, но саму её жизнь. Здесь вы можете почувствовать дух Мексики», — говорит куратор выставки Агустин Артега.
Фрида Кало. Две Фриды
Две Фриды
1939, 173.5×173 см




С момента обретения независимости от Испании в 1821 году Мексика никогда не прекращала отстаивать свою готовность к переменам и современный характер. Искусство страны в XX веке демонстрирует замечательный парадокс. Это одновременно тесная связь с международным авангардом и сохранение невероятной самобытности, определённой эксцентричности и даже силы, которая бросила вызов европейской перспективе.






Слева: Франсиско Эппенс Эльгера, «Строители» (1940)

Вне всякого сомнения, олицетворением мексиканского и, пожалуй, всего латиноамериканского искусства XX века являются Фрида Кало и Диего Ривера. Союз-борьба этих выдающихся живописцев не прекращается и после их смерти. В мае нынешнего года картина Фриды «Две обнажённые в лесу (Сама Земля)» 1939 года ушла с молотка более чем за 8 млн долларов. Это сделало Кало самым продаваемым художником Латинской Америки. Но буквально месяц спустя её «возлюбленный мучитель» побил этот рекорд: его «Танец в Теуантепеке» (1928) был продан за 15,7 млн долларов.
И хотя восхищение творчеством Кало и Риверы вполне заслуженное, выставка в Гранд-Пале выводит из их тени и других художников.


На рубеже XX века на мексиканское искусство начали влиять европейские символизм и декадентство. Пример тому — знаменитая «Женщина с марионеткой» (1909) Анхеля Сарраги, сооснователя группы «Молодёжный Атеней». Этот художник после окончания престижного университета Сан-Карлос отправился в Европу, где продолжил обучение в Королевской академии наук и искусств Бельгии.

После выставок в Испании, Франции и Италии он принял участие в Венецианской биеннале 1909 года, писал фрески в Шато де Вер-Кёр и Университетском городке в Париже, а также декорировал посольство Мексики во Франции. Ныне именем Сарраги назван Музей современного искусства в его родном городе Дуранго.

Слева: Анхель Саррага, «Женщина с марионеткой» (1909)

Вторая часть выставки в Париже демонстрирует, как революция 1910 — 1917 годов заложила основы национальной идентичности. После вооружённого конфликта на творчество художников сильно влиял идеологический аспект. В экспозиции, естественно, представлены «три гранда» мексиканского мурализма: Диего Ривера, Давид Альфаро Сикейрос и Хосе Клементе Ороско. Последний был настолько предан чистой идее коммунизма, что в разгар революции выставил карикатуру на действующего президента страны Каррансу, который был тогда лидером революционного движения.
Сикейрос же пересёк океан, чтобы принять участие в гражданской войне в Испании.

В 1940-м году он возглавил ликвидационную бригаду, которая по заданию НКВД должна была устранить Троцкого.

Но налётчики не достигли цели: ворвавшись в дом революционера, они хаотично расстреляли все патроны и сбежали, а Троцкий вместе с женой и внуком не пострадали. Сам Сикейрос потом объяснял, что члены его группы были неопытны и очень волновались. Ну, а Льва Троцкого, как известно, спустя несколько месяцев убил ледорубом агент советских органов Рамон Меркадер.
Революция открыла путь ко новым возможностям в том числе и для женщин. Это позволило им занять своё место на творческой сцене — и как художникам, и как покровительницам. Выставка «Мексика: 1900 — 1950» уделяет им значительное внимание. Помимо Кало экспозиция чествует Долорес Ольмедо, Науи Олин, Тину Модотти, Розу Роланду и Лолу Альварес Браво.
Ольга Коста, «Продавщица фруктов» (1951). Национальный музей искусств в Мехико

Третья секция отведена художникам, которые предложили альтернативу идеологии того времени. Тут представлены загадочные маски Хермана Куэто, мистические портреты Роберта Монтенегро и абстракции Херардо Мурильо (Доктор Атль). Последнего связывал бурный роман с упомянутой выше Науи Олин — художницей, натурщицей и поэтессой, чьё настоящее имя было Кармен Мондрагон. В середине 1920-х они жили в бывшем монастыре, который купил художник. Именно он придумал своей любовнице экзотическое прозвище, обозначавшее у ацтеков Вселенную, сохранённую от разрушения самопожертвованием одного из богов. Впрочем, после разрыва с Мурильо Мондрагон-Олин отрицала всякую с ним связь.

Выше: Херардо Мурильо (Доктор Атль), «Портрет Науи Олин» (1922)
Роберто Монтенегро, «Маска» (1909). Коллекция Лопеса Негрете Баптиста
Четвёртая и заключительная часть выставки называется «Встреча двух миров: Гибридизация». Здесь показано, как мексиканцы, проживавшие в Соединённых Штатах, сыграли решающую роль на авангардной сцене Нью-Йорка, Детройта и Лос-Анджелеса. И наоборот — как в первые десятилетия XX века ряд зарубежных художников перенесли свои студии в Мексику, развивая сюрреализм×
Сюрреализм - (от франц. Surrealisme)- течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм – это сон – он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман. На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот – каменеет.
читать дальше
в сотрудничестве с местными коллегами. Особый интерес тут представляют работы Карлоса Мериды, Хосе Хорна и Леоноры Каррингтон, чья судьба не менее удивительна, чем её картины.
Леонора Каррингтон. Автопортрет
Леонора Каррингтон, «Автопортрет» (1937 — 1938). Картина не представлена на выставке и приведена здесь в ознакомительных целях
Во время обучения в Лондонской академии живописи художница познакомилась с Максом Эрнстом и переехала с ним в Париж. После его ареста пережила нервный срыв и, спасаясь от нацистов, отправилась в Испанию, где попала в психиатрическую клинику. Сбежав оттуда, Каррингтон выбрала следующим пунктом Португалию, затем США, и, наконец, Мексику. Там она жила с 1942 года до самой смерти в 2011 году в возрасте 94 лет.
Выставка «Мексика: 1900 — 1950» в Большом дворце в Париже завершится 23 января 2017 года.
По материалам artdaily.com и ряда других источников. Главная иллюстрация: фрагмент фрески Диего Риверы «Río Juchitán» (1955)
Комментировать Комментарии
HELP