school_banner
Регистрация

«Небесный скульптор»: выставка работ Иоганна Пинзеля откроется в венском Бельведере

Мне нравится13       0  
Этой осенью в Австрии впервые представят работы гениального украинского скульптора позднего барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше
Иоганна Георга Пинзеля. Выставка под названием «Heavenly!» откроется в Бельведере 28 октября — в залах Зимнего дворца принца Евгения Савойского покажут около 20-ти шедевров «галицкого Микеланджело» из собрания Львовской Национальной галереи искусств. Их дополнят живописные работы австрийских художников эпохи барокко — Франца Антона Маульберча и Пауля Трогера.
Долгое время имя этого величайшего скульптора XVIII века не было даже известно, история сохранила лишь скупые сведения о нем, но творчество этого виртуозного мастера дерева и камня сегодня известно во всем мире.
Крупнейшая выставка Пинзеля прошла в конце 2012 года в Лувре и потрясла не только зрителей, но и экспертов.
И. Г. Пинзель «Самсон, разрирающий пасть льва», деталь, 1758, дерево, полихромия, позолота
Когда четыре года назад главный хранитель отдела скульптуры Лувра Гилем Шерф отбирал работы для своей выставки, он был потрясен оригинальностью и высочайшим мастерством неизвестного ему скульптора: «У французской делегации был шок, когда мы впервые увидели Пинзеля. До этого времени его никто не знал — в книгах о барокко его имени не было…»
И. Г. Пинзель «Святой Иоанн Евангелист», деталь, ок. 1758, дерево, полихромия, позолота, Национальная галерея искусств, Львов
Выставка работ Пинзеля в Париже имела невероятный успех, теперь очередь за венским Бельведером.
И. Г. Пинзель «Олицетворение Нового Завета», ок. 1758, дерево, полихромия, позолота, Национальная галерея искусств, Львов
Роботы Пинзеля захватывают особой духовностью образов святых и пророков, восхищают смелой и виртуозной обработкой материала, благодаря которой даже драпировки одежды персонажей приобретают особенную выразительность и становятся самостоятельными элементами композиции.
И.Г.Пинзель «Святая Анна», 1761, дерево, полихромия, позолота, Национальная галерея искусств, Львов
Работы Пинзеля, ранее украшавшие храмы и церкви, необычайно зрелищны: его скульптура была рассчитана на то, чтобы поразить воображение прихожанина как силой образов небожителей, так и роскошью оформления композиций.
Зрители увидят деревянную полихромную скульптуру, покрытую позолотой, — фигуры святых, мучеников, пророков и композиции на сюжеты Старого и Нового Заветов. Главные черты неповторимого стиля мастера — драматические сюжеты, смелые ракурсы, общее художественное выражение мистической экзальтации, которая прослеживается в выражении лиц и порывистых движениях библейских персонажей. Их стремительный ритм подчеркивают изломы складок одежд — поразительно!
И. Г. Пинзель «Поклонение Ангела», деталь, ок. 1758, дерево, полихромия, позолота, Национальная галерея искусств, Львов
  • И.Г.Пинзель "Поклонение Ангела", деталь, ок. 1758, дерево, полихромия, позолота, Национальная галерея искусств, Львов
  • И.Г.Пинзель "Пророк Аарон", 1760-1761, дерево, полихромия, позолота, Национальная галерея искусств, Львов
Происхождение скульптора, год его рождения и место обучения по сей день остаются загадкой. Документально подтверждены лишь несколько фактов его биографии и сведений о заказах.
Из львовских архивных материалов известно, что «в 1751 году алтарный скульптор Иоанн Георгий Пилзе» женился на вдове Марианне Елизавете Кейтовой. Через год у них родился сын Бернард, а в 1759 году — второй сын Антон. «В октябре 1762 году Елизавета Пильзнова, которая опять стала вдовой, вышла замуж в третий раз». Предполагают, что скульптор умер в конце 1761 года в расцвете творческих сил.
До середины 1750-х годов Пинзель вместе с архитектором Бернаром Меретином работал при дворе украинского магната, Каневского старосты Николая Потоцкого в Бучаче на Тернопольщине. Пинзель декорировал церковь Святой Покровы и костел Успения Пресвятой Богородицы в Бучаче скульптурами из дерева и камня, а также украсил каменными статуями городскую ратушу в Бучаче. Пинзель работал скульптором во Львове, который в те времена входил в состав Польши. Ему принадлежат скульптуры Анастасия, Льва и композиция с Юрием Змееборцем на аттике Собора Святого Юра во Львове, за которые ему в 1759−61гг. было выплачено 37 тыс. золотых.
И. Г. Пинзель «Двенадцатилетний Иисус среди книжников», ок. 1758, деревянный рельеф, полихромия, позолота, Национальная галерея искусств, Львов

И.Г.Пинзель "Двенадцатилетний Иисус среди книжников", ок. 1758, детали, деревянный рельеф, полихромия, позолота, Национальная галерея искусств, Львов

Работы Пинзеля были созданы в течение чуть более 10 лет, он был одним из самых влиятельных скульпторов середины XVIII века на Галичине. Его драматический язык пластических форм достиг неимоверно высокого художественного уровня и удивительной стилистической целостности. В советское время, когда разрушались церкви и уничтожалось сакральное искусство, многие произведения Пинзеля погибли.

Благодаря самоотверженной работе директора Львовской национальной галереи Бориса Григорьевича Возницкого были спасены, сохранены и отреставрированы многие работы галицкого скульптора.
И. Г. Пинзель «Поклонение Ангела», деталь, ок. 1758, дерево, полихромия, позолота, Национальная галерея искусств, Львов
Искусствовед Людмила Семеновна Миляева в своих воспоминаниях о Борисе Григорьевиче, дружба с которым продолжалась почти 50 лет, написала о его роли в сохранении наследия Иоанна Пинзеля: «Про Пинзеля сейчас много написано специалистами, и, к сожалению, дилетантами. Хочется отметить, что именно Возницкий и коллектив музея не только собрал все то, что можно было спасти, но и дал оценку гениальности мастера не только на словах, а еще пропагандой скульптора на выставках, которые Борис Григорьевич организовал в России, Польше, Франции. Выставка в Лувре (к сожалению, она экспонировалась после трагической гибели Возницкого) — это уже естественное последнее утверждение места этого необычайного художника в искусстве Европы ХVIII ст.

…Стыдно было слушать слова моей ученицы по телевидению, что у Возницкого был сложный характер и поэтому „не реставрировал Пинзеля, никому этого не доверяя“. Реставрировал и собственными руками, в мастерской галереи. И именно там мне показывал, как на скульптуре ["Жертвоприношение Авраама"] одежда сделана не из дерева, а из полотна, покрытого левкасом, это было им открыто во время реставрации. Мастерская галереи делала все на мизерные средства, на которые вообще существовал музей, без какой-либо специальной субсидии государства».
«…Парадокс, но Пинзель, которого прежде всего начали спасать, был оценен специалистами, художниками и искусствоведами именно в уцелевших от топора обломках, и на них можно было увидеть его гигантскую фигуру».
«…Это выглядит даже странно, но в тех алтарях, для которых создавалась скульптура, где фигуры были покрыты левкасом (а иногда полихромией) сложно было увидеть виртуозность исполнения формы, лаконичное движение уверенной руки стамески мастера, то фантастическое владение материалом — деревом, — которое гипнотизирует. Этого почти невозможно заметить в сияющем золотом сюжете «Жертвоприношение Авраама» (перевод с украинского языка ред.).
И.Г.Пинзель «Жертвоприношение Авраама», 1758, дерево, текстиль, гипс, полихромия, позолота, Национальная галерея искусств, Львов

«Пинзель для Возницкого был особым пунктом в деятельности: его работы, пропавшие из костела на Тернопольщине, Борис Григорьевич выискивал повсюду — словно чувствовал, что медлить нельзя. Искусствовед и директор музея, он мотался на мотоцикле по всей Западной Украине в поисках работ скульптора — и часто обнаруживал их при странных обстоятельствах…» продолжение читайте в нашей публикации о Борисе Возницком.

На фото: Б. Возницкий рядом со скульптурой Пинзеля в Олеском замке недалеко от Львова. Именно в Олеском замке прошла первая выставка работ И. Пинзеля в 1987 году.

И. Г. Пинзель «Иисус на кресте», деталь, 1758, дерево, полихромия, позолота, Национальная галерея искусств, Львов

Эксперты утверждают, что источником творчества Пинзеля были лучшие образцы европейского искусства — в особенности работы мастера итальянского барокко Лоренцо Бернини и работы пражского мастера первой половины XVIII века Матея Бернарда Брауна. Огромное влияние на его стиль также имели традиции византийской культуры, которые развивались на украинских землях в Х-ХVI веках.

И.Г.Пинзель «Иисус на кресте», деталь, 1758, дерево, полихромия, позолота, Национальная галерея искусств, Львов

Неизвестно, как и где Пинзель познакомился с западноевропейским искусством, эти вопросы остаются открытыми для исследователей. Факт остается фактом: в середине XVIII века вдали от столиц и культурных центров Европы гениальный мастер Пинзель создал уникальные работы — шедевры деревянной и каменной скульптуры.
И. Г. Пинзель «Скорбящая Мадонна», деталь, 1758, дерево, полихромия, позолота, Национальная галерея искусств, Львов
И. Г. Пинзель «Скорбящая Мадонна», деталь, 1758, дерево, полихромия, позолота, Национальная галерея искусств, Львов
Выставка скульптуры Пинзеля в венском Бельведере продлится до 12 февраля 2017 года.
В новости использованы материалы Национальной художественной галереи во Львове, официального сайта музея Бельведер и воспоминания Л.С.Миляевой.
Титульная иллюстрация: И. Г. Пинзель «Самсон, раздирающий пасть льва», деталь, 1758, Национальная художественная галерея, Львов
Комментировать Комментарии  4
HELP