Регистрация
Борис Возницкий
За полвека активной деятельности Борис Возницкий и его коллеги из Львовской галереи искусств спасли около 36 тысяч произведений искусства. Что-то находили выброшенным, что-то покупали у владельцев за бесценок, что-то буквально выхватывали из огня. Сегодня собранная ими коллекция оценивается экспертами в 17 миллиардов евро.
— искусствовед с 1960 года
— директор Львовской галереи искусств с 1962 года
— президент Украинского национального комитета Международного совета музеев (ICOM)
— основал целый ряд украинских музеев
— реставрировал 4 старинных замка на западе Украины
— спас от гибели около 36 000 произведений искусства
— академик Академии искусств Украины
— доктор honoris causa Варшавской академии искусств (2004)
— обладатель ряда государственных наград Украины и Польши

Борис Григорьевич Возницкий (1926 — 2012) — директор Львовской галереи искусств и просто Герой Украины. Впрочем, пресса и историки давно называют его ангелом-хранителем украинских музеев и культурного достояния, а также рыцарем забытых замков.

Родился Возницкий в маленьком волынском селе в 1926 году. В детстве заинтересовался подземными туннелями Дубенского замка — вот так, видимо, все и началось. Через много лет он исследует эти туннели и еще много других, найдет тысячи сокровищ — и, все до единого, подарит их своей стране.
Борис Возницкий на фоне Подгорецкого замка во время реставрации.

Солдат искусства

В шестнадцать лет Возницкого мобилизовали в советскую армию, и он прослужил семь лет, получив медаль «За отвагу». В армии он подружился с донецким парнем, который разрисовывал письма других солдат. Возницкий вдохновился — и тоже начал рисовать. После войны Борис Григорьевич поселился в Винниках неподалеку от Львова, женился и окончил Львовское государственное училище (сейчас — колледж) декоративного и прикладного искусства имени Труша (1950−1955). Стал преподавать рисование в трех школах и вести детские кружки в Доме пионеров: краеведческий и туристический. В рамках этих кружков и были собраны первые экспонаты для будущего историко-краеведческого музея в Винниках, а пока что их складывали в созданной Возницким комнате-музее. Надо сказать, экспонаты были достойные: в ходе экспедиций по ближним селам и окрестностям Борис Григорьевич с учениками раскопали в лесу два кельтских поселения и собрали уникальную коллекцию. Сейчас эта коллекция выставлена частично в местном музее и частично в Олесском замке.

Ученические экспедиции были прерваны отъездом Возницкого в 1956 году — учиться в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (бывшая Императорская Академия художеств) на факультет истории и теории искусств. Возницкий был ошеломлен культурным богатством Ленинграда, однако это и заставило его задуматься о ситуации в украинском искусстве — что оно не проигрывает русскому, но исследовано слабее. Так и зародилось намерение поднимать украинское искусство, показать его миру — да и самим украинцам.

В 1960 году Борис Григорьевич начал работать заместителем директора Музея украинского искусства во Львове, а уже в 1962 его назначили директором Львовской картинной галереи.
«Я был первым советским искусствоведом во Львове. Здесь были старые искусствоведы, которые работали еще во времена Польши, а я был „советский искусствовед“».
Интерьер Львовской галереи искусств.
Возницкий превратил порученную ему картинную галерею в самый большой музей европейского искусства в Украине, которому в 2009 году присвоили статус национального. Вопрос статуса «висел» долго — слишком уж выросло детище: была картинная галерея, а стал музейный центр, включающий в себя семнадцать объектов, среди которых четыре замка. Финансировать все это великолепие государство вовсе не стремилось.
Софонисба Ангиссола. Благородная дама
Софонисба Ангиссола
1558, 87×112 см
Геррит ван Хонтхорст. Гитаристка
Геррит ван Хонтхорст
1631, 98×117 см
Иван Иванович Шишкин. После бури. Мери-Хови
Иван Иванович Шишкин
1891
Генрих Ипполитович Семирадский. Христос и самарянка
Генрих Ипполитович Семирадский
1890, 183×101 см

Самый богатый человек

Возницкий собирал по всей Украине картины, скульптуры, иконы, старинные предметы, украшения, элементы интерьера… Но, в отличие от многих своих коллег, личной коллекции никогда не имел. «Я и так самый богатый человек!» — не раз говорил он журналистам. Дескать, все собранное им богатство принадлежит его народу — а, значит, и ему тоже. А еще шутил, что у него четыре замка, — те самые, которые составили «Золотую подкову Львовщины».
Золотая подкова Львовщины:
Олесский замок (XIII—XVIII), Подгорецкий замок (XVII), Золочевский замок (XVII), Свирзкий замок (XVI—XVII).
Этот человек почти не бывал дома, потому что постоянно колесил от одного замка к другому, из одного поселения в другое — кажется, кроме него, не было никому дела до повсеместно сжигаемых в 60-е, 70-е годы икон, порубленных на дрова скульптур и картин, грубо вырезанных из рам. Он спасал, что мог, не спрашивая разрешения у начальства, потому что разрешения бы никто не дал — но и препятствовать ему не брались: слишком уважаемый был специалист, признанный во всем мире. Во-первых, на тот момент уже вышло из печати несколько искусствоведческих работ Возницкого о реставрированных им объектах (часовня Боимов, Олесский замок), а во-вторых — Борису Григорьевичу просто повезло получить благосклонность нового львовского мэра, который прибыл работать по назначению в «город культуры» — так выразился тогда Брежнев.

Надо ли говорить, что жена недолго терпела такую «семейную» жизнь и развелась с Возницким? Дочь Лариса, однако же, осталась с отцом и много лет жила с ним в крошечной служебной комнате в картинной галерее. Когда выросла, стала реставратором и больше 30 лет проработала на этой должности во Львовской картинной галерее, а в 2012 году стала ее директором. Да и сыновья Бориса Григорьевича не подвели: Олег — тоже реставратор, Андрей — скульптор.

Бюро находок

Марчелло Баччарелли. Король Станислав Август

Марчелло Баччарелли. Король Станислав Август

У Бориса Возницкого был нюх на скрытые сокровища. Так, к примеру, он нашел старинный портрет одного иностранного правителя — висел себе на стене в ветхой хате у какого-то дедушки. «Зачем вы держите этот портрет?» — спросил у него Возницкий. А дедушка с удивлением говорит: «А что, император уже умер?»

Или другой случай — как в каком-то селе принес Возницкому мальчик два гобелена, до того висевшие над бабушкиной кроватью. Говорит, дед привез с австрийской войны, в музей гобелены брать отказались, потому что они рваные. Борис Григорьевич дал мальчику по 300 гривен за каждый гобелен из собственных денег — и тот убежал довольный. Экспертиза же показала, что гобелены были сотканы в XVI веке — тогда такие вещи создавались мастерицами из Парижа и Брюсселя. В гобелены вплетались золотые и серебряные нити, женские волосы… Австрия пыталась выкупить эти сокровища у Возницкого по 300 тысяч евро — только тот не продал, а повесил их в Олесском замке, где теперь их может увидеть каждый.

«Циклоп Полифем бросает скалу в аргонавтов», австрийский гобелен XVI века.

Хотя Возницкий и не покупал произведения искусства на аукционах, средства на поездки и реставрации все-таки какие-то нужны были. Иногда везло найти мецената, но чаще все делалось своими силами или с привлечением иностранных фондов. Много помощи было от Польши, поскольку очень большая часть наследия на западе Украины теперь не пойми чья — то ли украинская, то ли польская. Вот и договорились, при активном участии Возницкого, что наследие это — общее, и беречь его следует совместно.

Украинское же государство выделяло галерее так мало денег, что не было возможности платить электрику и обеспечивать отопление в реставрируемых объектах — лампочки вкручивали и чинили проводку директор галереи, реставраторы и те, кто помогал им добровольно. Именно энтузиасты, студенты и студентки, молодые ученые и специалисты реставрировали памятники искусства и архитектуры. И сам Возницкий не стоял в стороне — закатывал рукава и работал своими руками наравне со всеми.

Был, кстати, случай: будучи на Черниговщине, Возницкий увидел дворец гетмана Разумовского, уже двести лет как полуразрушенный, — пришлось взяться и за его реставрацию. Когда отреставрировали, Борис Григорьевич сделал для него экспозицию: исследовал, каким человеком был Разумовский и каков был этот дворец, — и оформил все залы, собрал специальную коллекцию для этого дворца. Дворец открыли для посещения — это был успех: люди стояли часами в очередях, и музей принес прибыль — около миллиона гривен. Эти деньги лежали на специальном счете и по закону принадлежали галерее. Только государство все равно их отобрало и стало выделять по четыреста-пятьсот гривен в месяц, якобы из этих самых денег.

В поисках Пинзеля

Отдельной ассоциацией с именем Бориса Возницкого всегда будет открытие «украинского Микеланджело» — Иоганна Пинзеля. Этот галицкий мастер XVIII столетия был основателем Львовской школы скульптуры, для которой характерна очень своеобразная игра форм поздней барокковой скульптуры с элементами рококо×Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. читать дальше . Произведения представителей этой школы исполнены драматической динамики, крайне эмоциональны и жизненны.
К слову, Иоганн Пинзель стал первым украинским мастером, чьи работы экспонировались в Лувре (октябрь 2011 — январь 2012). Возницкий сумел собрать треть работ Пинзеля — остальные две трети были пущены на дрова.
Пинзель для Возницкого был особым пунктом в деятельности: его работы, пропавшие из костела на Тернопольщине, Борис Григорьевич выискивал повсюду — словно чувствовал, что медлить нельзя. Искусствовед и директор музея, он мотался на мотоцикле по всей Западной Украине в поисках работ скульптора — и часто обнаруживал их при странных обстоятельствах. То на свежей могиле сельского кладбища кто-то водрузил фигуру Христа работы Пинзеля — Возницкому ничего не оставалось, как привязать сына божьего к себе, сесть на мотоцикл и лично доставить фигуру в музей. А то в Ивано-Франковской области, оказывается, скопилась гора пинзелевских скульптур — так что их уже стали на дрова пускать. Возницкий помчался туда, но когда приехал, уже почти все допилили. Из восемнадцати фигур по 2, 5 метра каждая удалось «возродить» всего пять — поврежденные, с отпиленными частями, они потом еще и в Лувре побывают и будут оценены в миллионы долларов.

Именем Возницкого

В 2012 году Борис Возницкий погиб в автокатастрофе — у него остановилось сердце, когда он был за рулем. В то утро 86-летний директор музея, как обычно, ехал в один из «своих» замков: за полвека по-настоящему самоотверженной работы он сумел реконструировать Олесский, Подгорецкий, Золочевский и Свирзкий замки. Кроме того — основать Музей первопечатника Ивана Федорова, Музей-усадьбу Шашкевича, Музей «Русалки Днестровой», Музей древних памятников Львова и, конечно, Музей Пинзеля. Кроме того — немало потрудиться над сохранением и реставрацией архитектурных памятников родного края, среди которых, к примеру, визитные карточки Львова Бернардинский костел и часовня Боимов.
  • Часовня Боимов в центре Львова - вид снаружи.
  • Потолок в часовне Боимов.
За время работы Возницкого Львовская галерея искусств увеличила количество экспонатов с 11 000 до 60 000, а львовский регион стал первым по объемам музейных фондов в Украине, составив около 60 процентов музейного достояния страны. В 2013 году той самой галерее искусств было присвоено имя Бориса Возницкого.
Фото: lufa.com.ua, day.kiev.ua, new.astrawest.com.ua, life.pravda.com.ua, forumlviv.info, loveukraine.com.ua
Автор: Юлия Власкина
Понравилась статья? Поделитесь ей в Артхиве и в других соцсетях
Мне нравится1  Поделиться    Поделиться    Твитнуть    В ОК  
loading...

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP