войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Окно в Париж: ретроспектива Альбера Марке в ГМИИ им.Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 27 сентября откроет выставку «Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции». Экспозиция посвящена 140-летию со дня рождения этого видного французского художника-постимпрессиониста.
Окно в Париж: ретроспектива Альбера Марке в ГМИИ им.Пушкина
ГМИИ им. А.С. Пушкина перенял выставочную эстафету у парижского Музея современного искусства, в котором в марте-августе 2016 года прошла выставка «Альбер Марке. Художник остановленного времени». Французские кураторы задумали ее как монографическое исследование творчества известного французского живописца. Проект Пушкинского музея значительно отличается от парижской выставки, как подчеркивают кураторы: он дополнен новыми ракурсами, которые позволяют по-новому взглянуть на твочрество Альбера Марке.
«Когда я начинаю картину, я не знаю, как ее закончу"
Альбер Марке
Альбер Марке, «Вид на Сиди-Бу-Саид», 1923
Альбер Марке, «Вид на Сиди-Бу-Саид», 1923
Помимо 49 работ самого Марке, на выставке представят материалы о поездке художника в СССР и его впечатлениях от этого путешествия. Любопытно будет взглянуть и на произведения выпускников ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа 1920-х годов, представителей московской группы «13» и ленинградского объединения «Круг художников», которые в изображении городских пейзажей Москвы и Ленинграда решали пластические задачи, близкие к поискам французского живописца.
Александр Ведерников, «Город зимой». 1936
Александр Ведерников, «Город зимой». 1936
Альбер Марке родился в Бордо. Он очень рано начал рисовать — куском угля на стене, на полях тетрадей, на полу… С 1890 по 1895 год Марке учился в Школе декоративных искусств, а затем поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Гюстава Моро; современники называли Моро «мистиком, который устроил себе келью в центре Парижа». Там, в Париже, Альбер Марке подружился с Анри Матиссом, Жоржем Руо, а позже — с Морисом де Вламинком, Раулем Дюфи, Андре Дереном и Отоном Фриезом. В 1898 году Моро не стало, а Марке и его друзья покинули учебное заведение.
В ранних своих работах Марке наследует стиль и манеру импрессионистов, одновременно начиная создавать собственный, авторский стиль. Своеобразие и оригинальность манеры Марке заключались в сочетании пластики динамичного, раскованного мазка и гармоничной палитры с гаммой сложных цветовых решений.
Как живописец, Альбер Марке формировался в период расцвета художественной жизни Парижа на рубеже XIX—XX веков. На Осеннем салоне 1905 года и в Салоне Независимых 1906 года художник представил свои работы вместе с группой фовистов. С одной стороны, насыщенная цветовая гамма, характерная для фовизма, с другой — чувство пространства и интенсивности цвета — таковы его работы из коллекции Эрмитажа: «Гавань в Ментоне» (1905) и «Набережная в зелени» (1906). В 1907 году на выставке в парижской Галерее Дрюэ было представлено 39 композиций Марке, большую часть которых составляли парижские пейзажи. Тогда и стали говорить о «Париже Марке» — настолько личными были отношения художника и Города, перенесенные им на полотна. Его Париж — серых, серебристых, пепельных и перламутровых оттенков. Мировой известностью пользуются композиции «Солнце над Парижем» (1907) и «Набережная Бурбон зимой» (1908) из коллекции ГМИИ им. Пушкина.
В дождь Париж расцветает,
Точно серая роза…
Шелестит, опьяняет
Влажной лаской наркоза.
А по окнам та

В дождь Париж расцветает,
Точно серая роза…
Шелестит, опьяняет
Влажной лаской наркоза.
А по окнам танцуя
Всё быстрее, быстрее,
И смеясь и ликуя,
Вьются серые феи…

Максимилиан Волошин




Альбер Марке.
«Париж зимой. Набережная Бурбон».
1907

Альбер Марке. «Собор Парижской богоматери. Снег. Зима»
Альбер Марке. «Собор Парижской богоматери. Снег. Зима»
Марке страстно любил путешествовать. Первые творческие поездки он совершал с друзьями, затем путешествовал много и охотно в одиночестве. А после женитьбы вместе с мадам Марке на своем автомобиле Ford пересекал Францию, Испанию, Северную Африку, Германию, Румынию. Самые яркие впечатления художник переносил на холсты: «Порт в Онфлёре» (1911), «Порт Роттердама» (1914), «Лебединый остров. Эрбле» (1919), «Пальмовое дерево» (1921).
Всего на выставке в ГМИИ им. Пушкина будет представлено 69 работ, которые сгруппированы в четыре раздела: «Марке и фовизм», «Париж Марке», «Путешествия художника», «Марке в России».

Посетители экспозиции, которая развернется в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков, увидят также полотна друзей Марке — фовистов Рауля Дюфи, Анри Мангена, Андре Дерена, Мориса де Вламинка.
Анри Манген, «Купальщица»
Анри Манген, «Купальщица»
Среди российских художников, испытавших влияние французского мастера — Антонина Софронова, Борис Рыбченков, Татьяна Маврина, Николай Лапшин, Александр Ведерников. Их работы также включены в экспозицию.
Марке Альбер. «Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель». 1910
Марке Альбер. «Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель». 1910
До начала выставки «Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции» остались считанные дни: экспозиция откроется 27 сентября и будет работать до 8 января 2017 года.
Титульная иллюстрация: Альбер Марке. «Контражур. Алжир». 1924

По материалам пресс-релиза ГМИИ им. Пушкина