Художники всегда создавали автопортреты, и создатель становился персонажем. Такова главная идея выставки «Обличье мира. Автопортреты от Рембрандта до Ай Вэйвэя», которая проходит сейчас в Шотландской национальной портретной галерее в Эдинбурге. Как же видели себя и хотели представить себя миру Симон Вуэ и Рембрандт, Эдвард Мунк и Анри Матисс, Оскар Кокошка и Энди Уорхол, Марина
Абрамович и Энни Леннокс?
Подборка захватывающих дух работ, выполненных в разных техниках и с помощью различных материалов, охватывает шесть столетий — начиная от автопортретов Рембрандта и заканчивая селфи Ай Вэйвэя в Instagram.
Автопортрет в возрасте 51 года
1657, 53×43 см
В первом разделе выставки под названием «Близко и лично» собраны работы, на которых художники изображали себя без каких-либо атрибутов, например, палитр и кистей, указывающих на род занятий. Здесь они предстают перед зрителем, как обычные люди, и для описания этой секции лучше всего подошла бы древнегреческая мудрость «познай самоё себя».
На протяжении веков художники создавали автопортреты по целому ряду причин. Это был психологический или физиономический самоанализа, исследование конкретного типа лица или упражнение в саморекламе. Ну, а ещё во все времена наиболее дешёвой и легкодоступной моделью для живописца был он сам.
Сэр Дэвид Уилки написал этот поразительный автопортрет
в возрасте 20-ти лет, возможно, незадолго до своего переезда из Эдинбурга в Лондон в 1805 году. К тому времени он уже продемонстрировал свою замечательную способность отображать современные ему события
Среди наиболее интересных экспонатов раздела «Художник за работой» — «Урок рисования» (или «Сеанс рисования») Анри Матисса, отчуждённый и изолированный «Автопортрет
в художественной мастерской» Вильгельма Шнарренбергера, самоуверенный автопортрет
Луи Ламота, одного из учителей Дега, или сбивающий с толку автопортрет
Джеймса Энсора.
«Урок рисования» или «Сеанс рисования» (1919) — одна из тридцати картин Матисса, созданных в гостиничном номере в Ницце. Предполагается, что художник изобразил себя слева за работой. Девушка, увлечённая книгой, — 18-летняя модель Антуанетта Арну
Самые интимные и нежные работы на выставке находятся в разделе «Семья и друзья», где собраны картины, на которых художники изобразили свой близкий круг. Первые похожи на те, что есть почти у каждого из нас дома. Они должны показывать внутреннюю безопасность и достаток, которых авторы могли бы достичь благодаря профессии. Дружеские же портреты были особенно популярны в эпоху романтизма в XIX веке, художники часто обменивались ими. Одно такое особо трогательное произведение — двойной портрет
братьев Винтерхальтер. Вероятнее всего, живописцы писали друг друга на одном холсте.
Автопортрет с братом Германом
1840, 84.5×71.5 см
Читайте также материал о знаменитом художнике, авторе легендарного портрета австрийской Императрицы Сисси — «Высшее общество: портреты Франца Ксавьера Винтерхальтера»
С древних времён художники вставляли свои портреты в общие композиции. Древнегреческий писатель Плутарх рассказывал, что скульптор Фидий изобразил себя в афинском Парфеноне среди греков, выступающих против амазонок. То же делали Рафаэль, братья Ян и Губерт ван Эйки, Альбрехт Дюрер.
Это — одна из форм художественной подписи или знак свидетельства событию. В более поздние времена художники иногда использовали этот приём для комментирования политических ситуаций или чтобы выразить своё мнение по вопросам пола, морали, секса и смерти. Эти картины можно увидеть в разделе «Ролевые игры».
Слева: Энди Уорхол, «Автопортрет в платиновом парике с начёсом» (ок. 1981). Друг художника Кристофер Макос описал эту фотографию как «дадаистский эксперимент… Идея была не в том, чтобы представить себя дрэг-квин, тут нет ничего общего с транссексуальностью: ни набитых бюстгальтеров, ни искусственных ногтей. Изменилось лишь лицо»
Завершающий раздел выставки называется «Тело художника». Эпиграфом к нему может послужить фраза Яна Фабра: «Моё тело является источником и целью всей моей работы». Тут среди прочего зрителей ждёт видео-перформанс Марины Абрамович «Искусство должно быть красивым, Искусство должно быть прекрасным», а также скульптурные и фотографические изображения тела.
- Оскар Кокошка, «Автопортрет дегенеративного художника» (1937), созданный в период травли живописца в нацистской Германии и в ответ на включение его работ в экспозицию «дегенеративного искусства»
- Джон Бирн, «Автопортрет в пиджаке в цветочек» (1971 - 1973), написанный после возвращения из Калифорнии - под влиянием эры хиппи, «детей цветов», что заметно по внешему виду художника
Выставка «Обличье мира. Автопортреты от Рембрандта до Ай Вэйвэя» в Национальной портретной галерее Шотландии является частью Фестиваля искусств в Эдинбурге. Ее можно посетить до 16 октября.
По материалам сайта National Galleries Scotland. Главная иллюстрация: фрагмент автопортрета Луи Жанмо (1832)