Спасательные жилеты, образующие инсталляцию «F. Лотос» в пруду перед дворцом Бельведер в столице Австрии — лишь один из акцентов выставки современного китайского художника-диссидента Ай Вэйвэя. К этому добавьте самый успешный проект современного искусства «Круг животных / Головы Зодиака», расположенный там же, и старинный храм в современном павильоне. Но что все это значит? Ведь работы этого мастера — не просто виды…
Каждый проект художника рассказывает особую историю, которая придает действительно глубокий смысл составляющим его объектам.
Вплавь до Бельведера: беженцы
Необычную инсталляцию наблюдают посетители дворца Бельведер в Вене. В парковом пруду в стиле барокко плавает тысяча с лишним спасательных жилетов. Они принадлежали беженцам с Ближнего Востока и были собраны китайским художником Ай Вэйвэем на острове Лесбос.Инсталляция под названием «F. Лотос» насчитывает 201 кольцо, каждое из которых состоит из пяти жилетов. Они образуют букву F (возможно, от английского «float» — прим. ред.) и плавают в воде, словно цветы лотоса.
В феврале нынешнего года Ай Вэйвэй уже делал заявления в поддержку беженцев из Сирии. В Берлине его помощники обернули спасательными жилетами колонны Концертхауса накануне Международного кинофестиваля. А в Праге скульптуры из серии «Круг животных / Головы Зодиака» были покрыты золотой плёнкой, которой пользовались вынужденные переселенцы для защиты от гипотермии. Мы рассказываем о художнике и об этом, одном из самых успешных его проектов, в отдельной публикации.
Китайский миф и охота за головами
Еще один объект комплексной выставки — загадочный и действительно красивый, — можно увидеть вестибюле Верхнего Бельведера.
Созданное Ай Вэйвэйем творение называется «Лу»: скульптура состоит из тонких бамбуковых прутьев и шелка. Это сказочное существо «Книги гор и морей» — старейшего из сохранившихся сборников китайской мифологии.
Выставка под названием «translocation — transformation» продолжается на той же территории возле Верхнего Бельведера: монументальная инсталляция «Круг животных / Головы Зодиака» («Circle of Animals/Zodiac Heads») также расположена перед дворцом.
Ай Вэйвэй создал «Круг животных» по мотивам двенадцати зодиакальных скульптур, которые украшали часы-фонтан в императорских садах Юаньминъюань в Пекине в XVIII веке. В 1860 г. Летний дворец был разграблен англичанами и французами во время Второй опиумной войны. Семь голов сохранились, а оставшиеся пять художник восстановил по изображениям на гобеленах и гравюрах.
Все 12 скульптур «воссозданы» художником, однако они не являются полными копиями, а «художественными интерпретациями». Так, он насадил «головы» на шесты — так, будто создания были обезглавлены военными…
Главный мотив серии — грабёж, нажива и последующая репатриация произведений искусства во всем мире, а также исследование взаимоотношений подделок и копий с оригиналами.
Разрушение и возрождение: исторический диалог культур
Подлинный, перевезенный по блокам храм предков семьи торговцев чаем Wang времен династии Мин (1368−1644), вернее, его главная часть, — установлена в павильоне «Дом 21-го» (века, 21er Haus). Деревянный храм впервые покинул пределы Китая: он имеет высоту 14 м и состоит из более чем 1 300 отдельных блоков.
Во времена Китайской «культурной революции» семья была изгнана и храм приходил в запустение. Ай Вэйвэй его выкупил и сделал частью своего проекта. Кстати, в Вене объект не случайно: павильон 21er Haus также мог бы рассказать историю создания и разрушения. Он был построен в качестве временного павильона для Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, и обрел вторую жизнь в Вене в наши дни в качестве выставочного центра современного искусства.
В сочетании с работми Густава Климта в постоянной экспозиции Бельведера, а также с ошеломляющей выставкой Франца фон Штука, объекты Ай Вэйвэя составляют один из самых значительных центров притяжения в Вене.
Выставка работ Ай Вэйвэя открылась 14 июля в Вене и продлится до 20 ноября 2016 года.
Также нынешней осенью Палаццо Строцци во Флоренции готовится представить выставку под названием «Ай Вэйвэй. Либеро». Это будет первая в Италии ретроспектива одного из самых известных художников современности. Китайский диссидент станет также первым художником, чья экспозиция займёт всё пространство дворца — начиная с серии крупных работ на фасаде здания и дворе, а также в бельэтаже и галерее. По всей видимости, посетители, как и в Вене, увидят несколько проектов художника. Пока же в Палаццо Строцци проходит роскошная выставка «От Кандинского до Поллока. Великое искусство Гуггенхайма».
По материалам artdaily.com и wien.info/ru, фото также salzburg.com SN/APA/Hans Klaus Techt и dreamideamachine.com