История с картиной «Венера» (или «Венера с вуалью») якобы кисти Лукаса Кранаха Старшего, которую из-за сомнений в подлинности изъяли с выставки в Провансе в марте этого года, ещё далека от завершения. Журнал The Art Newspaper рассказал о том, кто стоит за скандалом, в который втянуты дилеры и аукционные дома в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Милане, а также князь Лихтенштейна — нынешний владелец произведения.
До сих пор имя Джулиано Руффини, французского коллекционера итальянского происхождения, было известно лишь узкому кругу лиц в мире искусства. Этот человек, которому сейчас 71 год, избегает фото- и видеокамер. Однако именно к нему ведут все ниточки этого почти мистического дела.
На этом снимке 1970-х годов Джулиано Руффини (слева) запечатлён с женщиной по имени Андре Бори, у которой, якобы, купил бесценные картины. Фото via The Art Newspaper
Финансовая полиция Италии ведёт расследование арт-сделок Руффини. В конце апреля французские и итальянские правоохранители совершили обыск в его поместье в Парме. Однако суд оспорил эти действия, и теперь коллекционер будет требовать возврата изъятых у него картин и документов, а адвокаты настаивают на невиновности своего клиента.
«Правда в том, что, насколько нам известно, ни одна из принадлежащих ему картин не является подделкой», — заявил один из юристов.
«Венера с вуалью» (1531), приписываемая Лукасу Кранаху Старшему, из коллекции князя Лихтенштейна. Стоит отметить, что художник очень любил изображать эту богиню — написанные им «Венеры» хранятся во многих музеях мира
Панель «Венера с вуалью», которую в 2013 году князь Лихтенштейна купил у лондонской галереи за 7 млн евро, сейчас проходит экспертизу в Центре исследований и реставрации музеев Франции. Специалисты сравнивают её с «Тремя грациями» Кранаха из коллекции Лувра, датированными тем же периодом. Выводы искусствоведов вскоре будут опубликованы.
Три грации
1531, 37×24 см
Руффини утверждает, картины, которые могли быть написаны Яном и Питером Брейгелями, Ван Дейком, Бронзино, Пармиджанино и многими другими старыми мастерами, попали ему по счастливой случайности. Некоторые прошли проверку подлинности и позже выставлялись в музеях по всему миру.
«Венера» — не единственное произведение, прошедшее через руки Руффини и вызывающее сомнения. К таковым относятся также «Давид, разглядывающий голову Голиафа» Орацио Джентилески (?), проданный британскому коллекционеру, и портрет, приписанный Франсу Халсу, который приобрёл ценитель из Сиэтла.
«Венера» — не единственное произведение, прошедшее через руки Руффини и вызывающее сомнения. К таковым относятся также «Давид, разглядывающий голову Голиафа» Орацио Джентилески (?), проданный британскому коллекционеру, и портрет, приписанный Франсу Халсу, который приобрёл ценитель из Сиэтла.
Christie’s отказался принимать эти работы на продажу, заподозрив в них подделки.
Давид, разглядывающий голову Голиафа
1612, 25×19 см
В распоряжение The Art Newspaper попали отчёты по «Венере», заказанные аукционным домом в конце 2012 года. Там упоминаются несколько странностей в пигментах, затемнение древесины и техника живописи, которая «стремится к эффекту старины». Из-за этого лондонский арт-дилер Марк Вайс (Mark Weiss), который собирался купить работу за 9,5 млн евро в 2013 году, отказался от сделки.
И ещё один момент. В каталогах галереи Колнаги и князя Лихтенштейна утверждается, что «Венера с вуалью» «принадлежала бельгийской семье с середины XIX века», затем была куплена в Брюсселе. Это противоречит рассказам Руффини. Тот заявил, что приобрёл работу в Париже в 1973 году в числе других картин у женщины по имени Андре Бори (Andrée Borie), которая унаследовала коллекцию своего отца. А уже упомянутый портрет
кисти Халса куплен в 2000 году у «бойфренда испанского герцога, который был послом в Гааге».
«Портрет мужчины» Франса Хальса входит в перечень работ старых мастеров, которые продал Джулиано Руффини. Сейчас картиной владеет коллекционер из Сиэтла
При этом Руффини говорит, что никогда не настаивал на оригинальности работ в своей коллекции. «Я всегда считал, что „Давид“, написанный на лазурите, это произведение XVIII или даже XIX века, пока три эксперта не признали его работой Джентилески. И не думал, что „Венера“ — это картина Кранаха, потому что выполнена на дубе, а тот предпочитал липу», — заявил он.
«Я коллекционер, а не эксперт», — резюмировал Руффини.
Стоит добавить, что он продал «Венеру» компании The Art Factory всего за 510 тыс. евро. Лишь позже три эксперта признали её автором Лукаса Кранаха. Тогда же картину купила галерея Колнаги, а спустя пару месяцев перепродала князю Лихтенштейна.