Музейщики Государственного Эрмитажа приглашают посмотреть на итоги своей работы — восстановленные шедевры знаменитых мастеров. Картины Рогир ван дер Вейдена и Рубенса «до» и «после» — как сюжет из рекламного ролика чудо-средства! У нас тоже есть возможность детально разглядеть воскрешенные картины, погостив и на выставке работ Франческо Мельци.
Картина Рогира ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну» — до, во время и после реставрационных работ. Ниже — подробности о работе и реставрации, плюс детали
Рогир ван дер Вейден. "Святой Лука, рисующий Мадонну"
В канун Международного дня музеев Отдел научной реставрации и консервации Эрмитажа сделал поклонникам золотого века голландской живописи потрясающий подарок. В Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка из цикла «Возрожденные шедевры», на которой публике представили отреставрированную картину нидерландского живописца Рогира ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну». Потрясающее полотно снова заиграло живыми красками! Заодно посетители удивляются давним канонам изображений младенцев, да и некоторые части фигуры Мадонны тоже вызывают вопросы…Так выглядела картина до реставрации. Обе части были переведены с дерева на холст эрмитажным реставратором Александром Сидоровым и соединены в единое целое в 1884 году.
В картине интересен не только сюжет, но и история ее появления в собрании Эрмитажа — ведь она поступила в музей весьма необычным образом, — разделенная на две части. Это особенно хорошо видно на изображении картины перед реставрацией: полотно разделяет вертикальный шов, заметный невооруженным глазом. Видны и надставки — сверху правой части картины и снизу — левой.
После соединения двух половин картина «Святой Лука, рисующий Мадонну» приобрела почти первозданный вид. Почти — потому что она оказалась лишенной верхней части композиции, а также на ней были сделаны две реставрационные приставки — вверху половины со святым Лукой и внизу половины с Мадонной. Несохранившуюся часть верха картины сейчас можно представить, сравнивая произведения с тремя другими известными вариантами.
Здесь и ниже: фрагмент картины до и после реставрации
Правая половина — с изображением Святого Луки — была приобретена в 1850 г. из коллекции Виллема II, короля Нидерландов, женатого на дочери Павла I, Анне Павловне. Левая — с изображением Мадонны с Младенцем, — была куплена в 1884 г. у парижского антиквара Антуана Бера; эта часть происходила из собрания королевы Испании Изабеллы II, жившей в изгнании во Франции.
Слева полотно «Святой Лука, рисующий Мадонну» из собрания Музея изящных искусств Бостона, США — один из четырех известных вариантов этой картины, написанных Рогиром ван дер Вейденом. Справа — картина Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена», у которого ван дер Вейден позаимствовал композиционное решение.
Здесь и ниже: фрагмент картины до и после реставрации
Сюжет евангелиста Луки, рисующего Мадонну, идет от византийского искусства VIII века. Около XII века он проникает в западноевропейскую живопись. Согласно преданию, Святой Лука долго пытался написать портрет
Мадонны, но никак не мог вспомнить ее черты. Тогда Мария явилась ему, и евангелист запечатлел ее образ.
Святой Лука считался в Европе покровителем художников и его изображения украшали помещения гильдий живописцев в различных городах. Мастера часто отождествляли себя со Святым Лукой, поэтому многие видят в изображенном Рогиром ван дер Вейденом евангелисте возможное портретное сходство с самим живописцем.
Работа по реставрации картины была начата в 2013 году: ее исследовали в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, провели рентгеноскопию, изучили состав материалов живописи — как авторских, так и реставрационных. Валерий Бровкин, художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи, два года работал над раскрытием изображения.
Фото: hermitageline.ru
Фото слева: новый реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа, расположенный в районе Старая деревня. Справа — проект строительства «стеклянного куба» — здания библиотеки Эрмитажа, которое спроектировал всемирно известный архитектор Рэм Кулхаас. С основным зданием его свяжет галерея, проходящая над железнодорожными путями.
Полюбоваться возрожденным шедевром ван дер Вейдена можно в Аполлоновом зале Эрмитажа до 25 сентября 2016 года. А если вы посетите Главный штаб, то сможете увидеть еще одно великое полотно, экспонирующееся в рамках цикла «Возрожденные шедевры». И это…
...Питер Пауль Рубенс, «Воскресение Христа»
Картина Рубенса, написанная художником в 1610—1611 годах, была приобретена императрицей Екатериной II. В 1794 году она пожертвовала ее в числе других произведений иностранных мастеров собору Александро-Невской лавры. «Воскресение Христа», более ста лет украшавшее алтарную часть храма, оказалось вне поля зрения специалистов и в научный оборот не вошло.Фото: Дмитрий Чернышев
После закрытия собора в 1934 году полотно было передано в Эрмитаж накатанным на вал, и почти 80 лет оставалось недоступным для изучения. Только в 2012 году, после открытия Реставрационно-хранительского центра Эрмитажа в «Старой Деревне», стало технически возможным снять с вала картину огромных размеров (482×278 см!) и приступить к ее восстановлению.
Фото: Дмитрий Чернышев
Расчистка картины от посторонних записей позволила выявить авторскую живопись, стиль которой вполне согласуется с живописной манерой Рубенса первых лет по его возвращении из Италии в Антверпен в декабре 1608 года.
Фото: hermitageline.ru
В ходе реставрации стало ясно, что Рубенс картину не закончил, остановившись на подмалевке и корпусных прописках в нижней части полотна. Наиболее проработанными оказались торс Христа и фигуры двух стражников внизу на переднем плане слева. Голова Христа осталась в подмалевке. Внизу, на переднем плане композиции, бросается также в глаза заметная разница в проработанности правой руки и оставшегося в подмалевке кулака стражника, опирающегося на щит. Впрочем, это не мешает публике наслаждаться работой великого Рубенса.
Может ли неоконченное произведение искусства быть одновременно завершённым? Читайте также наш иллюстрированный обзор одной их «хитовых» выставок 2016 года «Незавершённые произведения великих мастеров«
Итак, 7 июня 2016 года, впервые за 80 лет публика увидела отреставрированное полотно великого фламандского живописца XVII века из собрания Государственного Эрмитажа. А самые любознательные заглянули еще и в Итальянский кабинет, где экспонируются «Две Флоры», одна из которых принадлежит кисти Франческо Мельци.
Две «Флоры»
Вторая картина, представленная в Итальянском кабинете, близка полотну Мельци по сюжету и символике и находится в частной коллекции. «Флора» кисти Франческо Мельци (1491 — 1568/1570), «самого образованного и утонченного» ученика Леонардо да Винчи, поступила в Эрмитаж в 1850 году из собрания нидерландского короля Виллема II и вплоть до середины XIX века считалась работой самого Леонардо.Вторая «Флора», представленная на выставке, была приобретена частным лицом как «великолепная копия с картины Мельци» из Эрмитажа. Об этих двух картинах мы еще расскажем. Две «Флоры» экспонируются до 4 сентября 2016, так что вы можете составить себе собственный маршрут и посмотреть этим летом все три, вернее — четыре картины, воздав должное как мастерству великих художников, так и реставраторов Эрмитажа.
При подготовке использованы материалы пресс-релизов Государственного Эрмитажа. Иллюстрации: hermitagemuseum.org Титульная иллюстрация: Рогир ван дер Вейден, «Святой Лука, рисующий Мадонну».