Регистрация

Незавершённые произведения великих мастеров выставлены в Метрополитен-музее

Мне нравится3       0  
Может ли неоконченное произведение искусства быть одновременно завершённым? Этим вопросом задались кураторы Метрополитен-музея в Нью-Йорке, собрав почти 200 работ от Тинторетто и Леонардо да Винчи до Ван Гога для выставки в новом здании Met Breuer «Неоконченное: мысли, оставленные видимыми». По каким причинам мастера от Ренессанса до наших дней оставляют свои произведения недописанными?
Одна из самых больших загадок экспозиции в том, что никто определённо не может сказать, закончена та или иная работа или нет.
Эта выставка рассматривает термин «неоконченный» в самом широком смысле. Здесь есть картины, которые не дописаны по воле случая, — они часто дают представление о процессе их создания. Но есть и особая эстетика незавершённости, к которой намеренно прибегали некоторые величайшие художники, такие как Тициан, Рембрандт, Тёрнер и Сезанн.
  • Тициан Вечеллио, «Тарквиний и Лукреция» (1570 - 1576)
  • Томас Лоуренс, «Портрет Эмилии, леди Кайир» (ок. 1805)
Ключевой работой выставки является городской пейзаж, который Винсент Ван Гог написал в Овер-сюр-Уаз в 1890-м — в год своей гибели. Произведение одновременно и не закончено, и представляет стиль non-finito, изобретённый за 300 лет до того Тицианом. Оно — свидетельство того, насколько разнятся эти два понятия. В нижней части полотна Ван Гог изобразил объекты в своей свободной манере, а верхнюю, очевидно, не дописал из-за смерти. Как считает искусствовед Блейк Гопник (Blake Gopnik), в соответствии со своим художественным языком, он, скорее, сделал бы небо с воронками, а не просто синие мазки на белом поле.
Весной 1891 года «Улочка в Овер-сюр-Уаз» выставлялась в Салоне Независимых в Париже под названием «Городок (последний эскиз)». Слова в скобках указывают, что работа была признана тогда или как незаконченная, или как подготовительная для финальной картины, которая не была написана.
Ян ван Эйк. Святая Варвара


Особый интерес представляет рисунок «Святая Варвара» (1437) великого фламандского мастера Яна ван Эйка. На первый взгляд, это нечто вроде монохромного подмалёвка, на который художник собирался наложить краски. Но оформление шедевра, а также особое внимание, с которым ван Эйк отнёсся к деталям, даёт некоторым учёным повод считать, что работа задумывалась именно такой. Тот же Блейк Гопник называет произведение «аллегорией незавершённости»: мастер намеренно придал ей несколько штрихов, чтобы передать саму идею незаконченности.

Слева: Ян ван Эйк, «Святая Варвара» (1437). Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Вслед великими такой приём взяли на вооружение многие современные живописцы, такие как Жанин Антони, Лигия Кларк, Джексон Поллок и Роберт Раушенберг. Иногда они размывали разницу между оконченным и недоделанным, расширяли границы искусства в пространстве и времени, побуждали зрителей по своему вкусу завершать работы, начатые ими.

Так, Элис Нил начала писать «Портрет чернокожего призывника Джеймса Хантера» (иллюстрация слева) в 1965 году, но намеренно не закончила его, когда парень не вернулся с Вьетнамской войны. Эта работа стала «лицом» выставки «Неоконченное: мысли, оставленные видимыми».

Выставка в Met Breuer повторяет вопросы, которые поставили организаторы одноимённой экспозиции в лондонской галерее Курто прошлым летом, но рассматривает их глубже и шире. Приблизительно 40% из 197 выставленных работ взяты из собственной коллекции Метрополитен-музея, остальные предоставлены национальными и международными учреждениями.
Федерико Бароччи, «Успение Пресвятой Богородицы» (1604 — 1605). Национальная галерея Марке в Урбино
Выставка «Неоконченное: мысли, оставленные видимыми» в Метрополитен-музее в Нью-Йорке продлится до 4 сентября.
По материалам официального сайта MET и blakegopnik.com. Главная иллюстрация — Антон Рафаэль Менгс, фрагмент неоконченного портрета Марианы де Сильва-и-Сармьенто, герцогини Уэскар (1775)
КомментироватьКомментарии
HELP