Особый интерес представляет рисунок «Святая Варвара» (1437) великого фламандского мастера Яна ван Эйка. На первый взгляд, это нечто вроде монохромного подмалёвка, на который художник собирался наложить краски. Но оформление шедевра, а также особое внимание, с которым ван Эйк отнёсся к деталям, даёт некоторым учёным повод считать, что работа задумывалась именно такой. Тот же Блейк Гопник называет произведение «аллегорией незавершённости»: мастер намеренно придал ей несколько штрихов, чтобы передать саму идею незаконченности.
Слева: Ян ван Эйк, «Святая Варвара» (1437). Королевский музей изящных искусств, Антверпен
Вслед великими такой приём взяли на вооружение многие современные живописцы, такие как Жанин Антони, Лигия Кларк, Джексон Поллок и Роберт Раушенберг. Иногда они размывали разницу между оконченным и недоделанным, расширяли границы искусства в пространстве и времени, побуждали зрителей по своему вкусу завершать работы, начатые ими.
Так, Элис Нил начала писать «Портрет чернокожего призывника Джеймса Хантера» (иллюстрация слева) в 1965 году, но намеренно не закончила его, когда парень не вернулся с Вьетнамской войны. Эта работа стала «лицом» выставки «Неоконченное: мысли, оставленные видимыми».