Музей Пола Гетти в Лос-Анджелесе станет первой всемирно известной галереей, где будет выставлен «Пациент без сознания (Обоняние)» Рембрандта. Эта картина входит в серию «Пять чувств» — ряд наиболее ранних из известных произведений художника. В течение столетий она считалась утерянной, пока в сентябре прошлого года случайно не появилась на аукционе в Нью-Джерси.
Вместе с отреставрированным «Обонянием» посетители музея смогут полюбоваться ещё несколькими картинами голландского мастера.
Пациент без сознания (Аллегория обоняния)
1625, 31.8×25.4 см
Панель с тремя людьми в экзотических нарядах обнаружил аукционист Джон Най (John Nye) в подвале дома в Нью-Джерси. Двое братьев пригласили его для оценки имущества, оставшегося после смерти родителей. Поскольку изображение было заключено в раму викторианского периода, эксперт решил, что оно относится к XIX веку. Предпродажная оценка картины, которую назвали «Тройной портрет
с дамой в обмороке», составила всего 500 — 800 долларов. Однако знатоки обратили внимание на стилистическое сходство этой работы с другими произведениями серии «Пять чувств», и после ожесточённого аукционного сражения она досталась двум парижским дилерам за почти миллион долларов.
Операция (Аллегория осязания)
1625, 21.5×17.7 см
Когда изображение было извлечено из рамы и отреставрировано, стало ясно, что оно связано с тремя известными ныне работами 18-летнего Рембрандта: «Три певца (Слух)», «Операция (Прикосновение)» и «Торговец очками (Зрение)». Кроме того, на панели обнаружилась монограмма RHF (Rembrandt Harmenszoon fecit — «Выполнил Рембрандт Харменс»), которой юный художник подписывал свои произведения.
Три певца (Аллегория слуха)
1625, 21.6×17.6 см
Для визуализации обоняния Рембрандт придумал необычное и остроумное повествование: молодой хорошо одетый мужчина полулежит без сознания, а рядом два шарлатана стараются привести его в чувство. Один держит носовой платок, вероятно, с нашатырём. По некоторым признакам (например, обнажённой руке) можно понять, что нынешнее состояние парня вызвано кровопусканием — универсальным лечением от большинства болезней в те времена.
Продавец очков (Аллегория зрения)
1625, 21.6×17.7 см
«Обоняние» в закрытой сделке приобрёл нью-йоркский финансист и ценитель искусства голландского Золотого века Томас Каплан. Он уже владел двумя панелями из «Пяти чувств» — «Слухом» и «Прикосновением» («Зрение» входит в коллекцию Городского музея Лакенхала в голландском Лейдене, а местонахождение пятой, изображающей вкус, до сих пор неизвестно). Новооткрытый шедевр впервые был выставлен для широкой публики во время ярмарки TEFAF в Маастрихте в нынешнем году (см. главную иллюстрацию материала).
Девушка в расшитой золотом накидке
1632, 59×44 см
Теперь на выставке в Музее Пола Гетти посетители смогут увидеть рядом «Обоняние», «Слух» и «Прикосновение», а также ещё две картины Рембрандта — «Портрет девочки в плаще с золотой оторочкой» (1632) и «Портрет раввина» (1640-е).
Портрет раввина
1645, 22.2×18.4 см
Выставка «Многообещающий юноша: вновь открытые „Чувства“ Рембрандта» в Музее Пола Гетти пройдёт с 11 мая по 28 августа. После этого «Пациент без сознания (Обоняние)» отправится в международное турне.
По материалам статей Энн Вуллетт и Дэвида Нг. Главная иллюстрация via srpskacafe.com