Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Императоры и королевы,принцессы,князья,аристократы — Музей изящных искусств в Хьюстоне(штат Техас,США) представил«Высшее общество: портреты Франца Ксавьера Винтерхальтера». Это экспозиция примерно 45 картин одного из наиболее известных придворных портретистов Европы своего времени. Работы,собранные из государственных,частных и королевских коллекций со всего мира,прибыли в Техас из Германии — после выставки в Городском музее Фрайбурга, — а затем отправятся в Музей дю Шато-де-Компьень во Франции.
Дополнением к полотнам стали туалеты,выполненные востребованным кутюрье XIX века Чарльзом Фредериком Уортом и несколькими его современниками.
На картине выше изображён герцог Веллингтон,подносящий подарок королеве Виктории,её супругу принцу Альберту и сыну принцу Артуру. Сцена напоминает«Поклонение волхвов». Полотно было заказано королевой Викторией в честь 1-го мая 1851 года и имело тройное значение: это был первый день рождения принца Артура,82-й день рождения его крёстного — герцога Веллингтона,а также день открытия Великой выставки в Лондоне(на заднем плане виден Хрустальный дворец,построенный для этого мероприятия). Принц Артур держит ландыши — традиционные первомайские цветы,символизирующие удачу.
Франц Ксавьер Винтерхальтер с непревзойдённым блеском изображал элегантность своих аристократических натурщиков,сочетая виртуозную технику с тонким психологизмом. Он обладал необыкновенным талантом передавать чувственность кожи,красоту волос и роскошь тканей. Бальные и свадебные платья,утренние туалеты и парадные одежды,которые представлены в экспозиции,дают дополнительное понимание того,как интерпретация моды того времени стала первостепенным фактором,позволившим Винтерхальтеру достичь успеха в качестве живописца высшего света.
На фото выше: вечернее платье от Чарльза Фредерика Уорта из жёлтого атласа с кружевами и тюлем(ок. 1866 — 1868). Художественный музей Филадельфии
Франц Ксавьер Винтерхальтер(1805 — 1873) родился в немецкой деревушке Менценшванда. В раннем возрасте его талант обнаружил преподаватель,который отправил мальчика в соседний Фрайбург учиться рисованию и созданию гравюр. В 1823 году Винтерхальтер начал обучение в Художественной академии Мюнхена,а также у Йозефа Карла Штилера — известного портретиста и придворного художника короля Баварии. Вероятно,этот наставник привил юноше любовь к портретной живописи и стремление достичь аналогичного уровня.
Иллюстрация выше: Франц Ксавер Винтерхальтер,«Автопортрет с братом Германом»(1840). Художник изобразил себя сидящим
В 1830 году Винтерхальтер переехал в Карлсруэ,где написал портреты великого князя Леопольда и его супруги Софии Вильгельмины. Спустя два года августейшая чета отправила художника в Рим,а по возвращении летом 1834 года он стал их придворным живописцем. Однако вскоре молодой человек решил покорить Париж — и быстро завоевал там популярность,став художником при дворе короля Луи-Филиппа. Монарх поручил ему создать более 30 крупных портретов французской королевской семьи,которые до сих пор находятся в Версале и считаются одними из лучших произведений мастера.
Франц Ксавер Винтерхальтер, «Венцеслава Барщевская, мадам де Юрьевич» (1860)
Франц Ксавер Винтерхальтер, «Принцесса Анна фон Гессен (Мария Анна Прусская)» (1858)
На волне этого успеха Винтерхальтер в 1842 году впервые отправился в Англию. В течение следующих 20-ти лет он выполнил более 120-ти заказов королевы Виктории и принца Альберта. В 1850-х — 1860-х годах художник много путешествовал по Европе,написал портреты императора Франца Иосифа и императрицы Елизаветы(Сиси) Австрийских,императрицы России,императора Наполеона III и Евгении Французских,королевы Изабеллы II Испанской,а также бесчисленных аристократов и придворных.
Винтерхальтера хвалили за тонкую интимность портретов,за способность создать тот образ,который желал заказчик,и за превосходную визуализацию текстур и модных деталей. При этом его работы критиковали за слащавость и поверхностность.
Винтерхальтер перестал быть придворным художником внезапно — после падения Второй империи во Франции в 1870 году. Он вернулся в свой родной Баден,где вскоре умер. Его слава пережила его на десятилетия,но со временем сошла на нет. Из небытия художника возродила выставка,организованная в 1987 году Национальной портретной галереей в Лондоне и Малым дворцом в Париже. Нынешняя экспозиция«Высшее общество» в Хьюстоне содержит множество произведений,которые не вошли в ретроспективу тридцатилетней давности.
Выставка«Высшее общество: портреты Франца Ксавьера Винтерхальтера» в Музее изящных искусств Хьюстона продлится до 14 августа.
По материалам официального сайта Музея изящных искусств Хьюстона и artdaily.com. Главная иллюстрация — Франц Ксавер Винтерхальтер,«Великая княгиня Леонилла Сайн-Витгенштейн-Сайн»(1843)